Ирак: год после передачи власти (некоторые итоги)

28 июня исполнился год со времени передачи власти в Ираке от руководимой США Временной коалиционной администрации иракским национальным временным органам государственного управления. Какие же изменения произошли в стране за минувший год?

Несомненным шагом вперед в деле воссоздания иракской государственности стало проведение 30 января 2005 года выборов в Национальную ассамблею (парламент), местные законодательные органы и создание по их итогам легитимных временных органов власти – избрание президента и вице-президентов Ирака, формирование правительства.

Особо важное значение имеет то обстоятельство, что новые иракские власти получили широкое международное признание и поддержку. Резолюция Совета Безопасности ООН № 1546 от 8 июня 2004 года одобрила создание в Ираке временного правительства, формальное прекращение оккупационного режима и график «политического перехода Ирака к демократическому государственному устройству» (создание конституционно избранного правительства до 31 декабря 2005 г.). Документ также подтверждает право иракского народа на полный суверенитет.

Расширяются связи Ирака с соседними государствами, хотя здесь и имеются нерешенные проблемы и противоречия. Страны-члены парижского клуба кредиторов приняли решение о списании большей части иракского долга в 120 млрд долларов.

Впервые в Ираке продолжают свободно действовать политические партии и движения различной ориентации, выходит большое число периодических печатных изданий, население имеет доступ к различным источникам информации. Иракские граждане получили возможность свободного выезда за пределы страны. Однако эти ростки демократии не следует переоценивать, иракское общество в значительной степени сохраняет свое традиционное устройство с сильными племенными и клановыми связями, в нем сильна тяга к авторитарным методам политической борьбы, преклонению перед сильными личностями и т.п.

Постепенно налаживается повседневная жизнь населения. Некоторые успехи отмечаются и в деле восстановления национальной экономики.

Несомненный успех достигнут в деле ликвидации крупных очагов вооруженного сопротивления шиитских радикальных сил в Эн-Наджафе и багдадском районе Садр-Сити. Но в целом за прошедший год обстановка в Ираке не стала более стабильной и безопасной. Не привели к спаду насилия в стране ни январские выборы, ни создание новых органов власти. Улучшение ситуации в сфере безопасности в Ираке продолжает оставаться одной из наиболее острых и трудно разрешимых проблем. Ее нерешенность самым негативным образом отражается на всех сферах жизни страны. Меры силового и политического характера, принимаемые военным командованием США и иракскими властями для снижения активности вооруженного сопротивления и террористической деятельности, особого успеха пока не имеют. Более того, на протяжении последних месяцев силы местного вооруженного сопротивления и иностранные боевики заметно активизировались. Основная цель их действий — не допустить укрепления внутриполитических позиций нового иракского руководства, воспрепятствовать его усилиям по нормализации обстановки в стране. Повстанцы, террористы и те, кто им помогает, хотят показать, что ситуация в Ираке неуправляема, а восстановление страны представляет собой невыполнимую задачу. Администрация США вынуждена признать, что она недооценила масштабы повстанческого движения в Ираке.

Сохраняющаяся высокая активность сил сопротивления и иностранных боевиков свидетельствует о том, что они не намерены прекращать свою деятельность. Отряды повстанцев и террористы не испытывают нехватки оружия, боеприпасов, денежных средств. Тактика их действий и вооружение постоянно совершенствуются, а сами повстанцы пользуются значительной поддержкой у националистически настроенных слоев населения, прежде всего у арабов-суннитов, всех тех, кто выступает против продолжения иностранного военного присутствия в стране. Американские военные считают, что в Ираке идет настоящая «классическая партизанская война», в которой партизаны и боевики действуют очень умело, гибко, проявляют завидную стойкость.

Основными объектами нападений повстанцев и террористов остаются военнослужащие правительственной армии, сотрудники полиции и органов безопасности, чиновники различных рангов, лица, сотрудничающие с иностранными, прежде всего американскими, войсками, иностранные граждане, работающие в Ираке. Высокий уровень потерь отмечается и среди американских военнослужащих. Наиболее часто обстрелам, атакам и терактам подвергаются пункты записи добровольцев в иракскую армию и полицию, различные госучреждения. Сохраняется высокая активность действий партизан и боевиков на транспортных магистралях, что создает трудности в снабжении коалиционных войск и негативно сказывается на экономике страны. Характерным явлением современного Ирака остается похищение людей и захват заложников, в том числе иностранцев. Боевики целенаправленно уничтожают специалистов, пытаясь оставить страну без тех, чей труд может содействовать ее выводу из кризиса. Массовый характер по соображениям безопасности принял отъезд за рубеж иракских учителей, врачей, научных работников.

Видную роль в вооруженном противостоянии в Ираке играют исламистские группировки, состоящие в значительной степени из граждан иностранных государств, преимущественно арабских. Оценочно, численность этих группировок составляет не более 5-10% общего числа участников вооруженного сопротивления. Зарубежные боевики и террористы хорошо организованы, вооружены и оснащены. Именно иностранцы совершают в Ираке бо?льшую часть акций с использованием террористов-смертников. Среди лиц, проникающих в Ирак для участия в вооруженной борьбе, отмечается рост числа лиц, имеющих хорошую военную и специальную подготовку.

Международные террористические организации, в первую очередь «Аль-Каида», стремятся к тому, чтобы ситуация в Ираке как можно дольше оставалась нестабильной, считая, что это будет способствовать укреплению их позиций на Ближнем и Среднем Востоке.

Территория Ирака в настоящее время представляет собой один из главных театров действий сил международного терроризма. Здесь им имеют возможность совершенствовать на практике боевые навыки, обучаться использованию различных видов оружия и специальной техники. Экстремистские и террористические организации вербуют в Ираке новых сторонников, которые затем направляются в другие страны, в том числе европейские. Специалисты по терроризму полагают, что американо-британское вторжение в Ирак привело к абсолютно противоположному результату – страна превратилась в самую предпочтительную территорию для действий и обучения террористов из различных государств. Спецслужбы стран Запада вполне оправданно считают, что в долгосрочном плане продолжение вооруженного противостояния в Ираке может негативно отразиться на ситуации в Европе, так как выехавшие из европейских государств для участия в иракском сопротивлении сторонники радикального исламизма могут со временем вернуться и, используя полученный опыт, развернуть активные действия.

Чрезмерное или ошибочное использование силы американскими войсками в Ираке вызывает сильное недовольство со стороны местного населения, приводит к постоянной подпитке новыми людьми отрядов сопротивления. Одновременно растет число потерь среди мирного иракского населения от действий партизан и боевиков.

Администрация США и временное иракское правительство все больше убеждаются в том, что подавить вооруженное сопротивление в стране только военными методами не удается. Поэтому они пытаются искать политические пути примирения, на различных уровнях активизируются поиски контактов с руководителями суннитского сопротивления с целью убедить их прекратить вооруженную борьбу и включиться в политический процесс. Причем, по заявлениям правительства и командования ВС США, речь не идет о террористических группировках. Однако до настоящего времени все эти попытки не привели к ощутимым результатам.

В целом, значительного улучшения положения дел в сфере безопасности в Ираке в ближайшее время не ожидается. Администрация США и нынешнее руководство Ирака считают, что одним из основных условий улучшения положения дел в сфере безопасности является всемерное укрепление местных силовых структур. За прошедший год численность национальной армии, органов и сил МВД увеличилась со 141 до 171 тыс. человек.

Процесс формирования новых иракских силовых структур идет трудно. Низким остается качество личного состава армии и полиции, они испытывают острую нужду в профессионально подготовленных, опытных кадрах. Обучение личного состава происходит медленно и не всегда качественно. Слабой остается техническая оснащенность ВС Ирака и сил безопасности, их вооружение и снаряжение далеко не всегда отвечают современным требованиям и характеру решаемых задач. Низок и морально-психологический уровень значительной части военных и сотрудников МВД. Дисциплина также находится на довольно низком уровне. Широко распространено дезертирство (особенно в полиции).

Особо подчеркнем, что иракские вооруженные силы в их нынешнем виде совершенно неспособны выполнять задачи по защите страны от внешнего нападения. Более того, имеющиеся планы военного строительства пока не предусматривают создание полноценной армии, оснащенной различными видами вооружения и обученной современным способам ведения военных действий.

Вместе с тем следует отметить, что в последнее время стало улучаться качество подготовки личного состава вооруженных сил, органов и сил МВД. Повышаются требования к лицам, желающим поступить на службу в армию и полицию. Тем не менее основной мотивацией здесь остается не патриотизм или желание защитить существующую власть, а стремление найти работу с постоянным жалованием. После январских парламентских выборов происходит увеличение числа шиитов и курдов, желающих стать военными или полицейскими. Причем они, в отличие от суннитов, при поступлении на службу часто высказывают пожелание защитить свой народ (курды) или свою общину (шииты).

По оценке американских военных, когда иракские подразделения хорошо обучены, надлежащим образом вооружены и экипированы, находятся в руках грамотных и опытных командиров, то они вполне успешно справляются с поставленными перед ними задачами. Правительственные силы Ирака все чаще самостоятельно планируют и проводят войсковые операции в зонах своей ответственности. При этом особенно успешно действуют части, укомплектованные преимущественно шиитами. Но все же основной формой боевой деятельности иракцев остаются совместные операции с войсками США.

В целом, становление и развитие новых иракских силовых структур показывает, что, несмотря на ряд позитивных сдвигов, потребуется еще очень много времени, средств и усилий пока они достигнут уровня, позволяющего самостоятельно и в полном объеме решать задачи по обеспечению безопасности и поддержанию порядка. Пока же руководители Ирака открыто признают свою неспособность самостоятельно, без иностранной военной помощи обеспечивать безопасность и поддерживать порядок в стране.

Политический процесс в Ираке идет очень трудно, противоречиво, медленными темпами. Его поступательному развитию препятствуют сохраняющиеся серьезные разногласия между основными иракскими политическими силами по наиболее важным вопросам будущего государственного и политического устройства страны.

Одним из наиболее сложных в современном Ираке является комплекс проблем, связанных с Иракским Курдистаном. За прошедший год курды значительно усилили и расширили свои позиции в государственных и силовых структурах. Впервые в истории Ирака его президентом стал курд – Джаляль Талабани. Курды имеют широкое представительство в парламенте (75 из 275 мест), правительстве (9 из 33 министров, включая главу МИДа), а также в армии, где имеется многочисленный «курдский элемент».

На данном этапе курдское руководство стремится всячески закрепить фактическую независимость Курдистана от Багдада, существующую с 1992 года, и настаивает на возможно более широких правах и полномочиях местного правительства. Особой остротой отличается проблема Киркука – центра богатого нефтеносного региона. Курды требуют включить этот город и прилегающие к нему районы в состав автономии. Более того, курдские политики хотят сделать Киркук ее столицей, а также настаивают на возвращении курдов, насильственно выселенных из города во времена С. Хусейна и, соответственно, на выселении перемещенных на их место арабов. При этом курды ссылаются на действующий в Ираке в качестве временной конституции «Закон об управлении Государством Ирак на переходный период», принятый в марте 2004 года еще временной американской администрацией. Курды также не желают, чтобы их вооруженные формирования находились под реальным контролем центрального правительства.

Избрание в июне с.г. первым президентом Курдистана лидера Демократической партии Курдистана Масуда Барзани можно рассматривать как значительное упрочение его позиций в курдском регионе. В то же время это отнюдь не свидетельствует о преодолении глубоких разногласий, имеющихся между ведущими курдскими политическими партиями ДПК и ПСК.

Согласно графику политического процесса, проект новой конституции Ирака должен быть подготовлен к середине августа 2005 года. Основные трудности при составлении основного закона возникнут при решении таких принципиальных вопросов, как: должен быть Ирак унитарным или федеративным государством, светским или исламским; статус Курдистана; разделение полномочий между центральным правительством и регионами; порядок распределения доходов, полученных от продажи нефти, и ряда других. Пока что компромиссы по этим проблемам не достигнуты, что предопределяет острую борьбу в ходе процесса подготовки конституции.

Очень серьезную опасность для будущего Ирака представляет нарастающее усиление конфликта между арабами-суннитами и шиитами. Ситуация здесь значительно обострилась после формирования нового иракского правительства, основные командные посты в котором заняли шииты. В результате сунниты, бывшие на всем протяжении истории иракского государства правящей, господствующей силой, особенно остро почувствовали свое нынешнее подчиненное, второстепенное положение в стране. Это усиливает их агрессивность, подталкивает к протестным действиям, попытке взять реванш за поражение. С другой стороны, многие шиитские политики, придя к власти, стремятся отомстить суннитам за прошлые притеснения и обиды. Все это делает ситуацию в отношениях между двумя религиозными общинами очень напряженной. Существует реальная опасность ее дальнейшего обострения, что может привести к неконтролируемой эскалации конфликта.

Все чаще раздаются голоса о необходимости предоставления автономии шиитским районам юга Ирака, создания там автономного региона наподобие Иракского Курдистана с независимым от центральной власти парламентом, министрами и силовыми структурами. В то же время шиитские религиозные партии не желают федерализации страны.

В условиях сохраняющейся в стране политической нестабильности все большее число иракцев поддерживают идею возвращения к власти сильного лидера.

За прошедший год произошло заметное усиление исламизации в общественной и повседневной жизни иракцев, как шиитов, так и суннитов, выросло число различного рода исламских религиозных и культурных организаций.

Тревожное положение сложилось в области обеспечения прав человека. Население Ирака лишено защиты от многочисленных видов насилия. Происходят задержания людей без каких-либо официальных объяснений.

Сложная ситуация сохраняется в экономико-социальной сфере Ирака. Дефицит государственного бюджета достигает 5 млрд долларов. В связи с сохранением высокого уровня активности местного сопротивления и иностранных боевиков значительная часть средств перенацеливается на решение задач по обеспечению безопасности. Уровень нефтедобычи слишком низок, чтобы покрывать все потребности страны. Ухудшается техническое состояние предприятий нефтяной отрасли, а их восстановление и модернизация требуют очень крупных средств. И все же, несмотря на имеющиеся серьезные трудности и риски, иностранные компании идут на сотрудничество с Ираком в нефтяной области.

Продолжаются регулярные перебои в снабжении электроэнергией, топливом, водой, что вызывает у населения постоянное раздражение и недовольство властями. Программы восстановления экономических, социальных и бытовых объектов выполняются крайне медленно. Очень остро стоят вопросы уменьшения безработицы, особенно среди молодежи, борьбы с коррупцией, налаживания нормального быта населения. Более четверти иракцев проживают за чертой бедности. Сохраняющаяся массовая безработица, отсутствие реальных перспектив для трудоустройства в ряде мест периодически приводят к возникновению массовых беспорядков.

Тем не менее процесс восстановления Ирака, хотя и большими трудностями, но идет. Вопрос о сроках пребывания иностранных, прежде всего американских, войск в стране продолжает оставаться одним из главных в сегодняшнем Ираке. Президент США Дж. Буш неоднократно заявлял, что американские войска покинут эту страну только тогда, когда правительственные силы смогут самостоятельно решать задачи по обеспечению безопасности, а потому речь не может идти о каких-либо конкретных сроках вывода ВС США из Ирака. Такой же позиции придерживаются нынешние иракские руководители, которые отчетливо понимают, что в условиях слабости собственной армии и полиции уход из страны войск коалиции может привести к полной дестабилизации обстановки и возможному развязыванию гражданской войны.

Сложной остается обстановка на границах Ирака с соседними государствами. Основная часть потенциальных иностранных боевиков и террористов, как полагают, проникают на иракскую территорию через границы с Сирией и Саудовской Аравией. В Багдаде продолжают призывать руководство соседних государств действовать более эффективно в деле контроля над приграничными районами. Со своей стороны, власти этих стран заявляют, что принимают различные меры по усилению охраны границ с Ираком.

В целом, можно отметить, что нынешнее правительство во главе с Ибрагимом аль-Джаафари при всей его многоплановой зависимости от США проявляет больше самостоятельности во внутренней и внешней политике, чем прежний кабинет. Характерный пример – недавний визит в Иран министра обороны Ирака С. ад-Дулейми и намерение двух стран подписать соглашение о военном сотрудничестве, что не вызывает энтузиазма в Вашингтоне. Тенденция к усилению реальной самостоятельности иракского правительства может получить дальнейшее развитие, но только в случае упрочения его внутренних позиций, прежде всего в случае достижения конкретных позитивных изменений в сфере безопасности и успешного продвижении политического процесса в стране. А пока Соединенные Штаты продолжат играть в Ираке главную роль, считая, что происходящие в этой стране события имеют исключительно важное значение для обеспечения американской национальной безопасности. Вместе с тем в последнее время в Вашингтоне начинают все больше осознавать, что решение многочисленных и сложных иракских проблем вряд ли по плечу одним США, что стабилизировать ситуацию в Ираке можно только при более активном и широком привлечении возможностей других стран. Официальные лица США также вынуждены все чаще признавать, что процессы, происходящие в Ираке, идут далеко не так гладко, как хотелось бы Вашингтону. В то же время, судя по заявлениям высокопоставленных представителей американской администрации, у нее нет четких, хорошо продуманных планов урегулирования иракской ситуации.

Таким образом, год, прошедший со времени официальной передачи властных полномочий временным иракским государственным органам, показал, что, несмотря на ряд позитивных результатов, они пока не в состоянии самостоятельно контролировать положение дел в стране, в первую очередь в сфере безопасности, а также наладить полноценный диалог со всеми политическими силами Ирака. Причем ситуация в ближайшее время вряд ли значительно изменится в позитивном направлении. Учитывая имеющиеся огромные сложности и противоречия в «треугольнике» сунниты — шииты – курды, путь к достижению национального согласия в стране будет очень долгим и весьма непростым. При этом нельзя исключать того, что примирения между основными политико-религиозными и этнополитическими силами Ирака достичь не удастся, что может иметь самые негативные последствия, в том числе привести к попыткам силового решения существующих противоречий.

52.35MB | MySQL:103 | 0,453sec