Алжирские власти усиливают преследования религиозных меньшинств

Власти АНДР расширяют практику преследования представителей религиозных меньшинств. На фоне продолжения жесткого давления в отношении адептов ахмадизма, «ненасильственного ислама», в августе текущего года они начали репрессии в отношении членов другой мусульманской группы – тарикат каркарийя, являющихся разновидностью суфиев, в основном проживающих в Алжире и Марокко и имеющих отличительную особенность в виде ношения специфичных цветных одежд.

Следует заметить, что в августе текущего года против представителей каркарийя алжирские СМИ, в основном связанные с властями, запустили серию публикаций, обвиняющих их в сектантстве и называющих их «вредной и чуждой Алжиру практикой», явно разжигающих религиозную рознь.

В первую очередь в них указывалось на необходимость обратить внимание на заметное распространение данного учения в районе второго по величине города страны – Орана.

К травле каркарийцев присоединилась Ассоциация улемов, призвавшая правительство вмешаться, чтобы «подавить» их.

В результате членов этой группы начали арестовывать и не исключено, что они, как и ахмадийцы, предстанут перед алжирским правосудием.

Заметим, что все это происходит в нарушение Конституции страны, провозглашающей неприкосновенность свободы совести, убеждений и исповедания культа.

Между тем, глава представительства Министерства по делам религии и вакуфов в Оране был вынужден открыто отреагировать на усиливающиеся призывы «покончить с вредной исламу практикой каркарийя»: «Мы, администрация, не выступаем ни за, ни против этого существующего суфийского религиозного и исповедующие его граждане осуществляют конституционное право на свободу вероисповеданий, и мы не видим здесь каких-либо угроз или нарушений законов. Весь этот шум в СМИ не имеет смысла, когда специалисты начали говорить об этом, чтобы лучше объяснить ситуацию людям».

Между тем, фактический отказ властей от защиты представителей каркарийя, подвергающихся с подачи окологосударственных изданий нападениям со стороны радикальных исламистов, служит еще одним примером организованного преследования членов религиозных меньшинств.

Примечательно, что при этом неуклонно расширяющие своё влияние алжирские салафиты, которые зачастую и стоят за нападениями на ахмадийцев и каркарийцев, отнюдь не испытывают каких бы то ни было неудобств для распространения своего учения, враждебного «отклонениям от первозданного ислама».

Салафизм как массовое явление стал заметен в АНДР в 1990-е годы в период так называемого «черного десятилетия» гражданской войны, когда возникшие в 1970-80-е гг. при поддержке саудовских спецслужб салафитские группы стали усиленно распространять свое влияние.

Особенно заметным это явление стало в отдаленных сельских, преимущественно горных местностях, где власти зачастую имели наименьшее влияние на жителей.

После запуска нынешним президентом АНДР Абдельазизом Бутефликой политики «национального примирения» с исламистами салафиты, часть которых отмежевалась от представителей боровшейся против властей страны «Салафитской группы проповеди и джихада» получили возможность практически открыто распространять свое влияние.

Этому напрямую способствовало усиление поддержки со стороны саудовских религиозных фондов.

На практике деятельность «мирных» салафитов в Алжире все чаще выражается в нападках не только на «сектантов» из числа мусульман вроде тех же ахмадийцев и каркарийцев, а также немногочисленных алжирских христиан (именно на них салафиты стали отрабатывать самомобилизацию и тактику террора против нелояльных религиозных групп).

Между тем, все чаще их деятельность выходит за пределы сугубо религиозных общинных «нарушений». Так, например, расширив до определенной степени своё влияние, они начинают выдавливать различными способами, где это возможно, нелояльных им имамов.

Более того – зачастую их деятельность выражается и в осуществлении давления на женщин, нарушающих, по их мнению, нормы приличия, и «развращающих мужчин». В отношении таких нарушительниц осуществляются жесткие меры – избиения, обливания кислотой, изнасилования и даже убийства.

Усиление их активности вынуждает власти обратить повышенное внимание на таких «такфиристов». В частности, представители президентского окружения фактически вынуждены признать, что стремление интегрировать «мирных» салафитов в общество провалилось.

Алжирский пример наглядно показывает, что по мере роста своего влияния салафиты все чаще начинают показывать этому самому обществу и властям «зубы».

В связи с этим Министерство по делам религии и вакуфов готовит законопроект, благодаря принятию которого власти должны лишить представителей радикального ислама финансирования и возможности влиять на назначения имамов.

Особое внимание будет обращено и на так называемые «религиозные школы», которые ранее практически свободно открывались в стране на катарские и саудовские деньги. Теперь (с 2018 года) для этого будет необходимо получать специальные разрешения.

Повышенный контроль алжирские власти намерены осуществлять и за социальными сетями, посредством которых радикальные исламисты активно распространяют свое влияние.

Вместе с тем, подобные меры способны лишь отчасти затруднить, но не устранить влияние радикального ислама, пустившего в алжирском обществе глубокие корни.

Борьбу против него власти могли бы осуществлять, опираясь в том числе на неравнодушных представителей общества, не желающих «саудизации» страны, а также группы вроде ахмадийцев и каркарийцев.

Вместо этого они не только закрывают глаза на вылазки салафитов, навязывающих Алжиру свой образ жизни, но и преследуют представителей малых религиозных общин, чья деятельность не несет агрессивной «нагрузки».

Особенно активно это делается в отношении ахмадийцев, которым за принадлежность к данному учению выносятся порой продолжительные сроки тюремного заключения (до пяти лет включительно) и существенные денежные штрафы.

А теперь наблюдается схожее развитие ситуации и против каркарийцев. Более того – в данном случае государственные СМИ, явно разжигающие ненависть по отношению к этой группе, пользуются напрямую услугами салафитских деятелей, выступающих с их трибуны с соответствующими призывами.

Между тем, эта практика сотрудничества между властями и религиозными экстремистами несет в себе прямую угрозу первым. Пользуясь подобными сомнительными услугами, они фактически легализуют враждебные светскому строю элементы, которые в кризисный момент способны заявить о себе более активно.

62.82MB | MySQL:102 | 0,470sec