Катар и Россия: энергетические партнеры и конкуренты. Часть 1

Одним из основных факторов, способствующих устойчивому развитию энергетики, является распространение сжиженного природного газа (СПГ). Российская компания «Новатэк» после запуска двух СПГ-проектов планирует достичь объемов производства Катара, который является крупнейшим в мире экспортером этого вида топлива.

В прошлом году эмират экспортировал 77,2 млн т сжиженного природного газа. В результате, по данным IHS и Международного газового союза, удельный вес катарского сырья на международных рынках СПГ составил чуть менее 30%. Для сравнения: Россия в 2016 году экспортировала 10,8 млн т СПГ (удельный вес – 4%), заняв седьмое место по объемам сбыта СПГ в мире. Завершение проекта «Ямал СПГ» позволит нашему государству ежегодно отгружать дополнительные 16,5 млн т сжиженного природного газа и занять третье место вслед за Австралией.

Как ожидается, в 2017–2018 финансовом году (с июня по июнь) австралийский экспорт СПГ вырастет до 67,6 млн т, а 2021–2022 финансовом году – до 77 млн т в год. Увеличение объемов сбыта объясняется вводом в эксплуатацию производственных линий на проектах Wheastone и Ichthys, а также началом работы плавучего СПГ-завода Prelude корпорации Royal Dutch Shell. C вводом этих трех предприятий в строй номинальная производственная мощность австралийской СПГ-индустрии возрастет до 87 млн т в год[i]. Между тем есть сомнения, что эти мощности будут полностью востребованы в ближайшем будущем. Почему?

Несмотря на то, что Япония, Республика Корея и Китай в 2017–2018 годах планируют увеличивать импорт СПГ и долгосрочные австралийские контракты на поставку топлива содержат условие «бери или плати», потребители имеют право, не нарушая этого условия, снизить закупки товара до уровня 85% от объема, оговоренного контрактом.

Гибкость австралийских контрактов будет работать против местных производителей, если договорные цены и текущие начнут сильно различаться. В этом случае покупатели станут снижать объемы импорта по контрактам с тем, чтобы закупать более дешевый СПГ на спотовом рынке.

Конкуренция – еще один фактор, оказывающий негативное влияние на австралийский экспорт сжиженного природного газа. Ранее производителям Австралии приходилось активно конкурировать только с Катаром, который поставляет азиатским потребителям самый дешевый СПГ. Однако завершение модернизации Панамского канала вывело на рынок Азии американских производителей. Теперь они имеют возможность доставлять свой СПГ азиатским клиентам, не пересекая полмира, как раньше, а просто пройдя Панамский канал и северную часть Тихого океана.

Примечательно, что со следующего года власти Австралии будут ограничивать экспортные поставки газа, чтобы сдержать рост внутренних цен. Он стал результатом ограничительных мер на дальнейшую разведку «голубого топлива», которые ввели власти штатов.

Премьер-министр Австралии М.Тернбулл заявил, что власти не хотят терпеть ситуации, когда импортеры из Японии, например, платят за австралийский газ меньше, чем ряд местных предприятий.

Правительство Австралии приняло решение ввести нормативные требования, согласно которым такие предприятия, как Santos и Origin, а также местные подразделения компаний ExxonMobil и Royal Dutch Shell в обязательном порядке будут предоставлять австралийским клиентам приоритетный доступ к газоснабжению еще до начала экспортных поставок.

Как сообщил заместитель председателя правления компании «Новатэк» М.Джетвей, она может начать экспорт газа с первой фазы проекта «Ямал СПГ» к концу этого года и на полгода ускорить сроки завершения конечной фазы проекта. При этом второй масштабный СПГ-проект «Новатэка» под названием «Арктик СПГ – 2» может в перспективе превратить компанию в крупнейшего мирового производителя сжиженного природного газа. «У нас серьезные амбиции достичь уровня Катара»[ii], – заявил топ-менеджер, добавив, что российскому нефтегазовому сектору не стоит опасаться влияния на отрасль санкций Соединенных Штатов.

Тем не менее, по его словам, западные санкции, введенные против российских компаний (в том числе «Новатэка»), безусловно, повлияли на проект «Ямал СПГ» и компания была вынуждена вернуться к российскому и китайскому финансированию. Даже если Вашингтон ужесточит санкции, то они, вероятнее всего, будут касаться финансирования, а не технологий, которые для реализации своих проектов российская компания может закупать, где угодно.

Как отметил топ-менеджер, вторая фаза проекта «Ямал СПГ» будет завершена во второй половине 2018 года, а третья – к первому полугодию 2019 года. При этом поставка всех установок для проекта запланирована на 2017 год.

«Что касается “Арктик СПГ – 2”, то мы начнем строительство в 2019 году, если будет принято окончательное инвестиционное решение. План состоит в том, чтобы обеспечить выход первого СПГ на рынок к 2023 году»[iii], – сообщил заместитель председателя правления «Новатэка». Ожидается, что мощность «Арктик СПГ – 2» будет превышать мощность проекта «Ямал СПГ».

[i]Australia raises LNG export forecast // LNG World News, 13.04.2017. URL: http://www.lngworldnews.com/australia-raises-lng-export-forecast/

[ii]Russia’s Novatek aims topple Qatar from LNG top spot // Reuters, 23.06.2017. URL: https://www.reuters.com/article/lng-novatek/russias-novatek-aims-topple-qatar-from-lng-top-spot-idUSL8N1JK3BK

[iii]Ibid.

52.13MB | MySQL:103 | 0,496sec