Снятие блокады Дейр эз-Зора выдвигает на первый план тему гуманитарной интервенции для оказания срочного содействия гражданскому населению.
Сегодня, на момент освобождения Дейр эз-Зора от «Исламского государства» (ИГ, запрещено в России), в городе, по данным Управления ООН по координации гуманитарных вопросов (УКГВ), проживает 93 500 человек. При этом, 6 000 из них живут в восточных районах Харабеш и Альрасафа, которые с 17 января 2017 года были отрезаны от основного анклава вместе с территорией аэропорта и находились в наиболее сложном гуманитарном положении.
По оценкам ООН, оставшееся на момент блокады гражданское население города не имели с июля 2014 года, то есть на протяжении нескольких лет, регулярного доступа к еде и медикаментам. При этом, до начала сирийского конфликта в Дейр эз-Зоре проживало около 200 000 человек.
Дополнительно к этому, жизнь 6 000 отрезанных от анклава людей усложнилась еще больше, после прекращения с 15 января 2017 года — из соображений безопасности — воздушных поставок по линии Всемирной продовольственной программы ООН. При этом, 97 человек нуждались в срочной медицинской помощи. Лишь к лету 2017 года правительственным силам удалось более или менее возобновить воздушные поставки боеприпасов, медикаментов и продовольствия для военного гарнизона аэропорта. Также, сирийское правительство подключило неназванную частную компанию, поставляющую периодически продовольствие в западные кварталы города, где они продавались на местных рынках по высоким ценам.
Несколько дополнительных штрихов о жизни осаждённого города в последние месяцы перед снятием блокады. Электричество, вырабатываемое в ограниченном количестве генераторами, распределялось по самым приоритетным целям: больницы, водонасосные станции и пекарни. Вода в город закачивалась на насосных станциях только 1 раз в неделю и подавалась в ограниченных количествах. Жители прилегающих к Евфрату районов под покровом ночи добывали воду из реки, рискуя быть застреленными снайперами «Исламского государства». Кроме того, возникал риск распространения через речную воду опасных инфекционных заболеваний. Мобильная связь часто отключалась по соображениям безопасности.
С начала блокады в 2014 году до приостановки воздушного моста в январе с.г. ВПП ООН смогла поставить 3300 метрических тонн гуманитарного груза, сбрасываемого парашютами (более 10 000 парашютов было задействовано). Это была скоординированная поставка помощи от различных гуманитарных организаций, включая Всемирную организацию здравоохранения и Детский фонд ООН. В первую очередь поставлялись товары первой необходимости. Персонал Сирийского арабского общества Красного полумесяца на месте контролировал приземление груза и его распределение. Операция была сложнейшая в техническом плане и одна из самых дорогих по себестоимости в истории ВПП: 1 метрическая тонна стоила гуманитарщикам в среднем 10 000 долларов США. Но только благодаря таким беспрецедентным усилиям были спасены десятки тысяч жизней.
В первые месяцы блокады, гуманитарная ситуация была особенно сложной, пока жители не адаптировались. Продовольственные рынки в городе продолжали функционировать, но ассортимент продуктов становится все более ограниченным, а цены — астрономическими по местным меркам. Лук стоил, например, 6 долларов США за 1 кг, хотя его средняя цена на сирийском рынке в сентябре 2017 года составляет 0.53 доллара США. Цены на рис и булгур в августе 2017 были на 20% и 150% соответственно выше, чем в Дамаске. По словам местных жителей в интервью телеканалу Russia today (репортаж от 17 августа 2017 года), по мере приближения сирийской армии к городу, цены на продовольствие снижались как реакция на позитивные новости.
С деблокадой Дейр эз-Зора, появляются возможности оказания полноценной гуманитарной помощи местному населению.
С первых дней деблокирования Дейр эз-Зора, сирийским правительством были обеспечены условия для создания гуманитарного коридора вдоль освобождённого участка для незамедлительной доставки продовольствия и других предметов первой необходимости нуждающемуся населению.
По информации Сирийского арабского общества Красного полумесяца, сразу после деблокады Дейр эз-Зора 5 сентября и обеспечения условий безопасности, сюда были поставлены 37 большегрузных автомобилей с продовольствием, медикаментами, средствами гигиены. 9 сентября началась раздача доставленной гуманитарной помощи гражданскому населению пребывавших в блокаде районов города.
Кроме того, российские военные доставили продовольствие, питьевую воду, медикаменты и мобильные генераторы жителям Дейр эз-Зора. Сирийские специалисты приступили с 6 сентября к разминированию гражданских объектов, в город доставлены мобильные госпитали со специалистами для оказания экстренной помощи.
7 сентября сирийские власти официально уведомили ООН о том, что коридор на Дейр эз-Зор открыт. При этом, прямая сухопутная доставка гуманитарной помощи по линии международных ооновских организаций пока буксует. Причины объективные — полный доступ в эти районы пока ограничен, поскольку продолжается зачистка и налаживание сухопутного маршрута, создаются необходимые условия безопасности. ООН тесно координирует деятельность с сирийскими властями, Сирийским арабским обществом Красного полумесяца и другими гуманитарными партнёрами.
Как представляется, важнейшим первоочередным содействием со стороны международного гуманитарного сообщества после снятия блокады могла бы стать оценочная миссия для мониторинга и анализа гуманитарных потребностей Дейр эз-Зора в различных секторах: продовольствие, здравоохранение, образование, питание, гигиена и санитария, доступ к питьевой воде и пр. Конкретная целевая помощь могла бы быть оказана в восстановлении объектов инфраструктуры и аграрного производства, а также воссоздания полноценных продовольственных цепочек — от производства до конечного потребителя через эффективные и конкурентноспособные продовольственные рынки.