Проблема урегулирования сирийского конфликта на российско-саудовских переговорах

Зоны деэскалации в Сирии созданы временно, разделять страну на анклавы с их помощью никто не собирается. Об этом заявил  10 сентября министр иностранных дел РФ Сергей Лавров по итогам переговоров с главой МИД Саудовской Аравии Аделем аль-Джубейром. «Цель создания зон деэскалации — прекращение насилия, — сказал он. — Это не постоянная мера, ни у кого из тех, кто договорился о создании этих зон, нет намерения вечно их сохранять, тем самым по сути дела создавая какие-то анклавы на долгие годы на сирийской территории». «Есть договоренность о том, что они будут функционировать шесть месяцев, и уже ясно, что результат налицо, прекращение огня в целом соблюдается», — добавил Лавров. Россия надеется, что договоренности по четвертой зоне деэскалации в Сирии у Идлиба будут оформлены на встрече в Астане 14-15 сентября. Об этом заявил глава МИД РФ Сергей Лавров в воскресенье по итогам переговоров с главой МИД Саудовской Аравии Аделем аль-Джубейром. «Следующая встреча в Астане состоится на будущей неделе. Надеюсь, там будут оформлены все те договоренности, которые согласовываются по параметрам четвертой зоны деэскалации в Идлибе», — сказал Лавров. Шестая международная встреча по Сирии пройдет в Астане 14-15 сентября. 13 сентября, за день до начала переговоров, эксперты стран-гарантов проведут там же заседание Совместной рабочей группы. На самой встрече планируется рассмотреть ряд документов, регламентирующих деятельность сил контроля деэскалации, и продолжить работу над согласованием состава сил контроля в Идлибе. Кроме того, ожидается, что стороны примут совместное заявление о гуманитарном разминировании исторических памятников в Сирии, включенных в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Россия поддерживает усилия Саудовской Аравии по созданию единой делегации сирийской оппозиции для переговоров с Дамаском. Об этом заявил в воскресенье министр иностранных дел РФ Сергей Лавров по итогам переговоров с главой саудовского МИД Аделем аль-Джубейром. «Активно поддерживаем усилия наших саудовских партнеров по объединению различных групп оппозиции, «эр-риядской», «московской», «каирской», по созданию единой переговорной команды оппозиции для переговоров с правительством в Женеве, — отметил Лавров. — Такая же работа проводится в Астане».

Собственно  согласование двух этих вопросов по сирийскому конфликту (определение параметров зоны деэскалации в Идлибе и поддержка Москвы в формате объединения все трех платформ сирийской оппозиции под саудовской эгидой) и было темой переговоров С.Лаврова с министром иностранных дел КСА. Плюс, конечно продление соглашение по сокращению объемов добываемой нефти членим ОПЕК и РФ, и подготовка визита в Москву короля Сальмана. Сам по себе этот интерес Саудовской Аравии означает только один важный и принципиальный момент в позиции Эр-Рияда на сирийском направлении: там окончательно признали факт бесплодности попыток свержения Б.Асада чисто силовым путем. И соответственно теперь выстраивают политику в Сирии, исходя из двух основных направлений.

  1. Создание легализованной в результате  договоренностей с Москвой зоны деэскалации в Идлибе, который фактически монопольно контролируется просаудовскими отрядами «Джебхат ан-Нусры» (запрещена в России), что стало особенно очевидным после распада в прошлом месяце крупнейшей протурецкой группировки «Ахрар аш-Шам». Сам по себе этот момент означает безусловный проигрыш Анкары в рамках ее конкурентной борьбы с Эр-Риядом за доминирование в рядах вооруженной оппозиции на севере страны. Рискнем предположить, что в данном случае речь идет не о сговоре по формированию единого блока саудовское-турецкого сопротивления, а именно о силовом поглощении протурецких групп со стороны просаудовских. На это указывает факт крайнего раздражения со стороны главы турецкой спецслужбы МИТ Х.Фидана позицией подавляющей части командиров военного крыла «Ахрар аш-Шам», который даже запретил остальным полевым командирам из протурецких групп каким-либо образом контактировать с перешедшими на саудовскую сторону. Помимо этого отметим и факт бойкотирования со стороны руководства «Ахрар аш-Шам»  заседаний в астанинском формате, что безусловно крайне негативно отразилось на международном реноме Анкары и падения авторитета в глазах России и Ирана с точки зрения ее способности в значительной степени контролировать повстанческий сегмент на севере страны. На ход этой конкурентной борьбы за влияние дополнительно безусловно оказывает влияние и нынешний кризис в ССАГПЗ. В данном случае напомним, что стратегический альянс между одним из его участников в лице Дохи и Анкарой никто не отменял. В этом контексте Эр-Рияду крайне необходима поддержка Москвы в рамках официального признания существования зоны деэскалации в Идлибе, что даст возможность Саудовской Аравии в полной мере сохранить свое влияние на сирийском направлении. При этом такой статус Идлиба, как мы уже сообщали, фактически делает неприкосновенной «Джебхат ан-Нусру», поскольку никаких ясных механизмов силового воздействия на эту группировку в этой провинции в таком случае просто не существует. Любая военная активность на этом направлении будет по факту означать срыв достигнутых ранее договоренностей о статусе такой зоны.
  2. Попытка Эр-Рияда объединить под своим крылом все три группы оппозиции дает Саудовской Аравии возможность официально выступать в качестве серьезного игрока в международных форматах переговоров. Как в женевском, так и в астанинском, и в любом ином. Таким образом, КСА пытается реализовать глобальный план по созданию модели единой сирийской оппозиции под своей эгидой, которая бы доминировала как на любой политической международной площадке, так и в военном аспекте. В общем-то очевидно, что после разгрома инфраструктуры «Исламского государства» (ИГ, запрещено в России)  просаудовская «Джебхат ан-Нусра» становится центральной военной силой сирийского вооруженной оппозиции. Это делает КСА центральным игроком с точки зрения обсуждения в международном формате будущей политической архитектуры Сирии. Таким образом, министр иностранных дел КСА в настоящее время активно зондирует позицию Москвы на предмет ее согласия на такую модель. Очень возможно, что за гарантии сохранения глобального перемирия, уже традиционно, пойдут серьезные финансовые инвестиции.  Попытки заручится российской поддержкой в условиях успехов на боле боя сирийских правительственных сил является определяющим моментом для реализации такого рода глобальных замыслов. И в данном случае, главный вопрос здесь  — насколько России выгоден именно такой вариант выхода из кризиса, поскольку стремление КСА убрать в конечном счете Б.Асада, если не военным «мытьем», то безусловно политическим «катаньем», на повестке дня будет стоять перманентно.
52.31MB | MySQL:111 | 0,460sec