В конце мая этого года Фонд политических, экономических и социологических исследований (SETAV), базирующийся в Анкаре, опубликовал исследование под заголовком «Стратегия ДАИШ (ИГ – запрещённая в РФ террористическая организация) в сфере БЛА. Подъем технологичного и инновационного терроризма».
Завершаем рассмотрение раздела, озаглавленного «Использование БЛА с целью пропаганды», в частности, для съемки пропагандистских роликов, демонстрирующих высокий потенциал и боевой дух террористов, позволяющий им наносить чувствительные удары «захватчикам» — войскам коалиции в Ираке и в Сирии.
Разумеется, все видео демонстрируют достигшие результата атаки террористов. И, как указывают авторы документа, если представить себе, что большинство подобных акций заканчиваются неудачами, то можно понять какое количество попыток нанести удар постоянно предпринимается. Отсюда в документе делается вывод о том, что ИГ использует БЛА с целью ведения своей пропаганды весьма последовательно и организованно. Тем самым, террористы преследуют своей целью преувеличение собственного потенциала. Одним из побочных следствий съемки и публикации подобного рода видео-контента следует считать вдохновляющий эффект для других террористических групп, повышающий вероятность осуществления аналогичных акций.
Следующая глава отчёта посвящена такой важной теме, как «Методы борьбы с БЛА».
Здесь авторы начинают с того, что причиной, вынудившей силы коалиции начать использование средств противодействия БЛА, стало интенсивное использование беспилотников со стороны ИГ в ходе битвы за Мосул и тот ущерб, который с их помощью удалось нанести.
Разумеется, некоторые из БЛА удавалось обнаружить и сбить, однако, из-за интенсивности осуществляемых террористами атак, иракские силы безопасности продолжали нести потери. Как отмечается, ИГ использует, помимо всего прочего, БЛА с целью обнаружения снайперов, а их рабочие частоты очень близки друг другу, что приводит к тому, что сфера действия иракских сил безопасности сужается.
Захват и изучение силами коалиции БЛА, в принципе позволяют определить как маршрут полёта, так и точку взлёта. Таким образом, могут быть определены точки для нанесения контрударов. В последнее время, в результате проведенных мероприятий, силам коалиции удалось нанести удары по 11 различным базам БЛЛА, принадлежащим ИГ.
Однако, невзирая на все это, отсутствие эффективной технологии борьбы с БЛА привело к тому, что проводимых мероприятий оказалось недостаточно для того, чтобы наладить полное противодействие нападениям ИГ. Разумеется, существующая разрешающая способность радаров оказывается недостаточной для того, чтобы распознать дроны. В принципе возможно открывать огонь по БЛА из стрелкового оружия, однако, ввиду малого размера БЛА и большого расстояния, вероятность поражения цели весьма невелика. Кроме того, вот такой лобовой способ в жилых кварталах может привести к нежелательным жертвам.
Как пишут авторы, определённые разработки велись в Центре морских исследований при Командовании морской пехоты войск США, с целью разработки технологии поражения БЛА с помощью лазерных установок. Однако, данный метод был признан небезопасным при использовании в густонаселенных кварталах. Все это вынудило силы безопасности к разработке альтернативных методов борьбы с БЛА. Среди них оказались сети, системы электронных помех, и даже использование орлов.
Ниже приводятся данные относительно методов, разработанных к настоящему времени с целью борьбы с БЛА.
Первый подраздел Главы называется «Оружие защиты от БЛА». Как указывается, данная разновидность становится эффективна с расстояния до дрона около 400 м. Она работает на батарейках и может бесперебойно функционировать до 5 часов. Вес устройства приблизительно составляет около 7 кг.
С помощью выставляемых помех нарушается взаимодействие между БПЛА и оператором. Существует два вида защиты: первое – прерывание взаимодействия, второе – приведение GPS-устройства в нерабочее состояние. Таким образом, препятствуется дистанционное управление БЛА и команда по нанесению удара, тем самым минимизируется возможный урон. Как правило, в результате прерывания связи с оператором БЛА автоматически переходит в режим «самозащиты» и в этой ситуации возможно три сценария:
- БЛА зависает на месте.
- БЛА возвращается в точку своего старта.
- БЛА падает.
Согласно заявлению высокопоставленного представителя вооруженных сил США в последнее время им удалось разработать технологию, которая позволяет многократно повысить эффективность борьбы с БЛА. На рис. 24 показано оружие, получившее название Batelle Drone Defender, которое позволяет с расстояния 400 м, с использованием электромагнитного излучения прерывать связь между дроном и его оператором. Как сообщается американцами, всего произведено 100 образцов этого новейшего оружия, которое, однако, не было передано вооруженным силам Ирака. По этой причине, иракские силы безопасности продолжают бороться с дронами с использованием обычного стрелкового оружия.
Рис. 24. Оружие для борьбы с БПЛА Batelle Drone Defender.
Согласно заявлению, сделанному одним из генералов иракской армии каналу СВС, самым нужным в настоящее время для них является оружие для эффективной борьбы с дронами. Однако, по его словам, американцы его им не поставляют. Американцы, в свою очередь, парируют тем, что им не удается осуществлять должного контроля за оружием и боеприпасами, поставляемыми иракцам, многое из которого в итоге оказывается в руках террористов. При этом по мере приближения к завершению иракской кампании американцы не планируют передавать этой технологии никому, кроме американских военнослужащих, с целью исключения попадания его в распоряжение террористов.
Как указывается, главными недостатками этой технологии является значительный вес устройства и срок функционирования батареи, ограниченный 5-ю часами. Если рассматривать вероятность начала операции в утренние часы с окончанием к вечеру, то становится понятным недостаточность такого срока жизни батареи. Кроме того, нарушение сигнала не исключает вероятности падения БЛА со взрывчатым веществом с нежелательными жертвами и ущербом.