Шестой раунд переговоров по Сирии в Астане: турецкий взгляд

Шестой раунд переговоров по Сирии, стартовавший 14 сентября в столице Казахстана Астане, завершился подписанием четырех документов. В итоговом заявлении России, Ирана и Турции, в частности,  говорится о создании зон деэскалации в соответствии с меморандумом от 4 мая 2017 года в Восточной Гуте, в определённых частях на севере Хомса, в провинции Идлиб и определённых частях соседних провинций (провинции Латакия, Хама и Алеппо), а также в определённых районах на юге Сирии. Наблюдателями в зоне деэскалации в Идлибе будут Россия и Иран со стороны территории, подконтрольной правительству Сирии, и Турция — со стороны оппозиции. Мониторинг в зоне деэскалации в сирийской провинции Идлиб будут осуществлять силы Ирана, России и Турции.

Россия, Турция и Иран как страны-гаранты также создают координационный центр по зонам деэскалации. Важно отметить, что в документе подчеркивается, что создание зон деэскалации является временной мерой.

Вопрос Идлиба уже достаточно долгое время находится в повестке дня турецкой внешней политики. С самого начала переговоров в Астане одной из главных задач турецкой делегации было именно установление контроля в Идлибе.

Сам президент Турции  Реджеп Тайип Эрдоган в преддверии переговоров  заявил: «В Идлибе сейчас идут именно те процессы, о которых мы договаривались с Россией. Разногласий по этому поводу у нас нет». До начала шестого раунда турецкие СМИ уже пестрели заголовками о том, что «Двери Идлиба откроются в Астане», «Настало время для Идлиба», «Все взоры на Идлиб на шестой встрече по Сирии в Астане» и т.д.

Для Турции Идлиб имеет важное стратегическое значение. Об этом не раз заявляли ряд турецких политиков. Пресс секретарь президента Турции Ибрагим Калын 15 сентября заявил, что Турция надеется, что провинция Идлиб станет еще одной зоной деэскалации, и туда можно будет доставить гуманитарную помощь. «Идлиб нас очень беспокоит, потому что провинция расположена близко к нашей границе»,- уточнил турецкий чиновник.

После подписания документов в Астане с турецкой стороны первым отреагировало внешнеполитическое ведомство страны.  В сообщении МИД Турции отмечается: «Турция будет играть определяющую роль в реализации договоренностей как страна-гарант со стороны оппозиции». Также подчеркивается, что Меморандум, который привел к существенному снижению. случаев нарушения перемирия, вместе с последними по времени событиями «вносит важный вклад в подготовке необходимых условий на месте для продолжения политического процесса, который идет в Женеве при посредничестве ООН».

Можно заметить, что турецкие официальные лица, а также местные СМИ в обсуждениях результатов переговоров в Астане, часто проводят параллели с переговорами в Женеве. Так, по мнению политического аналитика, профессора, колумниста проправительственной газеты «Стар» Менсура Акгюна, Астанинский процесс создает основу для всестороннего урегулирования конфликта. Более того, он считает, что отныне именно переговоры в Астане, а не в Женеве, в состоянии сделать решительные шаги в направлении решения вопроса[i].

Примечательно, что если российские СМИ лишь мельком осветили еще одно достигнутое соглашение в Астане, то турецкие СМИ не только сконцентрировались на этом, но и посчитали «главным достижением турецкой делегации». Речь идет о соглашении, согласно которому страны-гаранты Россия, Иран и Турция обязуются отправить в Идлиб по 500 военнослужащих для «мониторинга режима прекращения огня и предотвращение столкновений между правительственной армией и оппозиционными группами».

В связи с этим достаточно интересным считаем статью в известной про-правительственной газете «Йени Шафак» под заголовком «25 тысяч турецких войск к Идлибу», опубликованную 15 сентября. В статье отмечается, что уже долгое время турецкие войска  готовят военную операцию на сирийской границе и на переговорах в Астане прояснилось кто в каком районе Идлиба будет размещать свои войска с целью защиты гражданских лиц. «Совместно с бойцами ССА (Сирийкая свободная армия — авт.) 25 тысяч военных, контролируя север Идлиба, нанесут сокрушительный удар по коридору террористов. 25 тысяч турецких войск совместно с джихадистами вовлеченными в операцию «Щит Евфрата» войдут в Идлиб». Согласно информации, в рамках операции турецкие войска продвинутся в глубь Идлиба на 35-50 км через территории районов Яйладагы и Рейханлы провинции Хатай (на границе с Сирией). «Зона, как минимум 35 км в глубину и 130 км в длину, будет составлять западную часть Идлиба граничащей с провинцией Хатай. Известно, что операция может начаться в любой момент»[ii]. Добавим, что данная информация не нашла ни опровержения, ни подтверждения в турецких военных и политических кругах.

Другая турецкая газета «Карар» также написала: «Учитывая, что план слишком изменчив, источники сообщают, что детали операции уточнятся  до седьмого этапа Астанинского процесса, намеченного на октябрь, или же операция может начаться в любой момент»[iii]. Более того, по сообщениям газеты, «Турции удалось убедить Россию и Иран, что после окончания операции турецкие войска продолжат остаться в Идлибе».

Отметим, что выработанная схема, в первую очередь, ориентирована на борьбу с терроризмом – в частности с «Исламским государством» (ИГ) и аффилированной  с «Аль-Каидой» группировкой  «Тахрир аш-Шам» (обе запрещены в России). Однако, в подписанных документах не упоминаются курдские Отряды народной самообороны (ОНС), которых Турция объявила террористической и сирийским крылом Рабочей партии Курдистан  (РПК).

По мнению политического обозревателя, специалиста по Ближнему Востоку Мурата Еткина, план по Идлибу демонстрирует молчаливое изменение в сирийской политике Турции. «До недавнего времени Анкара оказывала полную поддержку повстанческим силам в Сирии, особенно тем, которые связаны со ССА. Но теперь она пытается предотвратить столкновения между ними и сирийской армией». М.Еткин полагает, что пока слишком рано говорить, о том, что это сблизило Р.Т.Эрдогана и Б.Асада, однако некоторые связывают усилия РПК, поддерживаемые США, по установлению курдской автономии в Сирии с усилиями Демократической партии Курдистана, поддерживаемые  Израилем, создать независимую курдскую государственность на севере Ирака[iv].

[i]                       Astana’dan Cenevre’ye, http://www.karar.com/yazarlar/mensur-akgun/astanadan-cenevreye-4951

[ii]                      25 bin askerle İdlib’e, http://www.yenisafak.com/dunya/25-bin-askerle-idlibe-2794655

[iii]                     Astana’da İdlib için uzlaşı kararı, http://t24.com.tr/haber/astanada-idlib-icin-uzlasi-karari,441815

[iv]                     Turkey’s Syria policy changes as Israel enters Kurdish game, http://www.hurriyetdailynews.com/turkeys-syria-policy-changes-as-israel-enters-kurdish-game.aspx?pageID=449&nID=118077&NewsCatID=409

52.2MB | MySQL:103 | 0,459sec