Социально-экономические реформы в Египте: риски для продовольственной безопасности

Нестабильное социально-экономическое положение Египта заставляет прагматичное правительство А.Ф.ас-Сиси идти на довольно болезненные реформы, прежде всего в русле рекомендаций Международного валютного фонда. Несмотря на определённый прогресс, достигнутый за последние два года, в первую очередь умеренный рост ВВП (4.3% в 2016 году, что выше среднего уровня в регионе; 3.8% ожидается в 2017-18 гг.), перед Египтом стоят серьёзные вызовы в области развития. В частности, высокая инфляция (около 30%), рост безработицы и замораживание доходов населения — основные факторы риска  2017 года, которые могут привести к росту социальной напряжённости. Также нестабильным является топливный фактор: по результатам имплементации экономических реформ, в частности в энергетике, цены на топливо (бензин, газ)  выросли на конец августа на 40-50%.

Одной из наиболее уязвимых в этом контексте является сфера продовольственной безопасности, что связано со следующими обстоятельствами: высокая зависимость Египта от импорта продовольствия, условия повышенной сложности для занятия сельским хозяйством в контексте дефицита водных ресурсов и климатических изменений, высокая численность населения (порядка 100 млн), треть которого живет за чертой бедности. При этом, 5.3% населения, а это почти 5  млн человек, относятся к категории беднейших, а ещё 22% — на пороговом рубеже. При этом, наиболее высокая концентрация бедного населения наблюдается  в сельских районах, где она составляет до 60%.

Для устойчивого обеспечения населения продовольствием на фоне кардинальных экономических реформ, Египту нужны стабильные финансовые ресурсы и диверсифицированный выход на рынки. Вклад аграрного сектора в экономику составляет в 2017 году около 3%, ожидать его бурного роста на ближайшие годы не следует (прогноз экспертов на 2021 год — 3.2%) и, соответственно, уповать сильно на местное аграрное производство для решения продовольственной проблемы тоже не приходится. В 2017-18 гг. Египет будет вынужден закупать 22 млн тонн зерновых на внешних рынках, включая 12 млн тонн пшеницы. В целом, это на 2 млн тонн выше прошлогоднего импорта и на 17% выше среднего уровня за пятилетний период.

Важным стабилизатором в случае резких ценовых колебаний либо изменений внешней конъюнктуры являются стратегические запасы пшеницы, которых по состоянию на август 2017 года было 4.86 млн тонн., что достаточно для покрытия нужд до февраля 2018 года.

Важнейшим фактором продовольственной безопасности и социальной стабильности Египта как крупнейшего в мире нетто импортера пшеницы является предсказуемость мировых цен на продовольствие. В этом смысле, за последние два года цены на пшеницу были довольно устойчивыми и колебались в коридоре 180-200 долларов США за тонну. Разумеется, это не идёт ни в какое сравнение с продовольственными кризисами 2007-2008 гг. и затем в 2011 году, когда резкие колебания цен на внешних продовольственных рынках приводили к моментальному росту количества бедных в Египте. Только в 2011 году, их доля выросла с 22 до 25%, увеличившись сразу на 3 млн человек.

Другим фактором риска для социального взрыва является высокая внутренняя инфляция продовольственных цен, обусловленная,  в первую очередь,  резкой девальвацией национальной валюты с ноября 2016 года. С тех пор инфляция продовольственных цен плавно подскочила с 13.8% до 42% в августе 2017 года. При этом, более 46% расходов населения тратятся на продовольствие. Этот инфляционный скачок идёт в русле роста инфляции в целом, которая летом 2017 года достигла 33%, фактически наивысшего показателя за последние 30 лет.

Для сдерживания негативных тенденций и смягчения социальной напряжённости, правительство Египта разработало и реализует долгосрочные механизмы социальной защиты и субсидирования населения. В частности, 70% населения Египта регулярно пользуются социальным программами помощи, которые включают в себя ежемесячный ваучер (21 египетский фунт, что составляет 1.16 долларов США), 5 порций хлеба в день по субсидируемой цене 0.01 долларов США за штуку (хлебную квоту можно конвертировать также в 44 различных продукта). Также, по просьбе правительства Египта, с мая 2017 года возобновлены поставки школьного питания для 94 000 школьников по линии Всемирной продовольственной программы ООН (ВПП).

При этом следует понимать, что в некоторых случая роль природных и техногенных факторов может быть определяющей, и тогда социальные либо экономические рычаги и меры правительства будут не в состоянии предотвратить вероятный социальный взрыв. Например, сооружающиеся Эфиопией дамбы в бассейне Нила могут ограничить количество воды в Египте и, соответственно, привести к засухам и неурожаям. Либо чрезмерное использование грунтовых вод на орошение может привести к исчерпанию основные невозобновляемых запасов воды.

Прогноз экономического развития Египта на период 2018-2019 гг. в целом благоприятный. Ожидается сохранение тенденции умеренного роста ВВП, что не позволит радикально решить актуальные проблемы высокой инфляции и безработицы, а также бедности. Однако, по мере получения конкретных результатов от осуществляемых фискальных и монетарных мер, общая деловая среда будет выправляться, создавая предпосылки для притока новых иностранных инвесторов. В этом контексте, для удержания положительной тенденции, крайне важно контролировать (и предотвращать, где возможно) социальные риски, особенно в сфере продовольственной безопасности. Это поможет вовремя упредить маргинализацию беднейших слоёв общества и накопления высокого конфликтного потенциала, который может быть трансформирован в политическую плоскость, как и произошло в 2011 г.

52.23MB | MySQL:103 | 0,523sec