ОАЭ пытаются «вытолкнуть» из Ливии

Крупные державы пытаются оттеснить ОАЭ от участия в ливийском конфликте. Такой вывод напрашивается в связи с наблюдаемой в последние месяцы активностью различных прозападных правозащитных организаций и дипломатов из крупных европейских стран.

Например, 26 сентября правозащитники инкриминировали ОАЭ совершение военных преступлений в Ливии. Якобы они были допущены военными из этой страны при осуществлении ими поддержки действий Ливийской национальной армии (ЛНА) Халифы Хафтара, направленных против оппозиции.

Такие обвинения прозвучали на конференции по правам человека в преддверии заседания Совета по правам человека в швейцарской Женеве.

На ней, в частности, были заслушаны показания свидетелей, согласно которым, с 2014 года ВВС ОАЭ осуществляют авиаудары по ливийским гражданским объектам, в результате чего якобы погибли «сотни мирных граждан и десятки тысяч были депортированы или вынуждены бежать из зоны боевых действий».

По их данным, особенно пострадали от налетов боевой авиации ОАЭ города Триполи (речь идет о якобы осуществленном ВВС ОАЭ ударе в августе 2014 года) и Бенгази (майские и июньские удары 2017 года).

Одновременно правозащитники обвинили военных из этой страны в пособничестве силам самого Х.Хафтара, якобы проводившими по приказу из Абу-Даби с мая 2014 года массовые казни без суда и следствия, организации «искусственного голода» и депортаций нелояльного населения под предлогом осуществления «войны с террором», проведенных в Восточной Ливии (Дерна и Ганфуд).

Аналогичным образом глава организации «Солидарность в области прав человека» Джумуа аль-Омами сообщил, что, по данным комиссии ООН, специально созданной Советом Безопасности этой структуры, в Ливии собрано «более чем достаточно свидетельств человеческих потерь, понесенных в результате авиаударов ОАЭ и Египта».

Правозащитники особо напомнили, что в июне ООН опубликовала доклад, в котором обвинила ОАЭ «в поставках Хафтару оружия, включая летательные аппараты, в частности, вертолеты и других видов вооружений в нарушение действующего международного эмбарго на поставки оружия Ливии».

Они же отметили, что боеспособность армии киренаикского фельдмаршала, главным образом, объясняется «его военной поддержкой со стороны внешних игроков – региональных, таких как ОАЭ и Египта, и других не менее влиятельных международных сил».

О заказном характере нападок на ОАЭ свидетельствует то, что до сих пор никто не предъявил действительных фактов вины военных летчиков из этой страны за уничтожение того или иного гражданского объекта и конкретных мирных жителей. Вместо этого обвинители ограничиваются лишь общими формулировками вроде «сотни убитых», не установив даже точного числа якобы пострадавших от ударов ВВС ОАЭ.

И предъявленные обвинения строятся, в основном, на «устных» свидетельствах», не подкрепленных фото и видеоматериалами.

Так, по сути, большая часть обвинений в адрес ОАЭ, прозвучавших в Женеве, которые легли в основу доклада для заседания Совета по правам человека, который должен дополнительно собраться в ближайшее время для обсуждения вопроса о военных преступлениях в Ливии и последующего направления документов в Международный уголовный суд, строилась на показаниях одного человека — Абдулгани Алатлава.

Примечательно, что в Женеве он был представлен как «глава группы выживших семей».

Показательно, что все эти обстоятельства дали дополнительное основание представителям «независимой организации по расследованию» при ООН обратиться к швейцарской полиции с просьбой арестовать координатора «Ассоциации эмиратов», якобы причастной к предполагаемому взяточничеству и отмыванию денег в Швейцарии.

Одновременно ее члены вместе со швейцарскими правозащитниками обвинили «Арабскую федерацию по правам человека» и так называемые «Курсы научных исследований и консультаций» в том, что они работают в интересах ОАЭ, предлагая взятки в Швейцарии и чиновникам ООН.

Подобное развитие ситуации наблюдается на фоне продолжающихся «недоразумений» в отношениях между Х.Хафтаром и Вашингтоном.

Между тем, в самой Ливии власти находящихся под контролем Х.Хафтара территорий запретили американским гражданам въезд в эту страну, объяснив это ответом на «аналогичные действия администрации президента Дональда Трампа, продлившего 24 сентября свой мартовский запрет на поездки в США гражданам шести мусульманских стран, включая Ливию».

 

Интересно в этой ситуации то, что, по сути, все обвинения падают непосредственно на ОАЭ, тогда как другие внешние игроки вроде Египта, да и сам Х.Хафтар остаются фактически вне нападок.

Более того – на фоне подобных обвинений ОАЭ опекаемый ими командующий ЛНА активно развивает диалог с высшими представителями руководства своего главного антагониста – Италии.

Так, например, в конце сентября текущего года он провел серию важных встреч по ливийскому урегулированию с руководителями силовых ведомств данной страны, в том числе с министрами обороны, внутренних дел и начальником штаба итальянских вооруженных сил.

Согласно официальным данным Минобороны Италии, его представители обсудили с Х.Хафтаром темы «стабилизации Ливии, борьбу с международным терроризмом и осуществление контроля за миграционными потоками».

Причем, согласно признанию СМИ его противников, «своим визитом в Италию он укрепил свой авторитет в качестве ключевого игрока в международных усилиях по стабилизации его проблемной страны».

Показательно, что при этом Х.Хафтару никто не задает вопросов относительно местонахождения и ареста напрямую подчиняющемуся фельдмаршалу полевого командира Махмуда аль-Верфалли.

Дело в том, что в отношении последнего Международный уголовный суд в Гааге уже дважды выдавал ордеры на арест за совершение военных преступлений в Бенгази (в том числе с формулировкой «по приказу маршала Хафтара»), хотя тот преспокойно и открыто появляется на контролируемой им территории.

Как представляется, подобное развитие ситуации объясняется тем, что определенные «большие державы» стремятся искусственно сузить число внешних игроков в Ливии с целью отстоять свои интересы.

«Слабым звеном» здесь с точки зрения руководства некоторых западных стран видятся ОАЭ. Выбив их, Италия, Франция (а впоследствии, не исключено, что и США) упрощают себе задачу, с одной стороны, в расширении своего влияния в этой стране, а с другой стороны, тем самым они стремятся сократить военные и денежные ресурсы самого Х.Хафтара с целью сделать его более гибким на переговорах.

Между тем, как представляется, эти усилия, во всяком случае, на ближайшую перспективу, вряд ли будут иметь какой-то успех, поскольку реальных документов, уличающих военных летчиков в совершении инкриминируемых им преступлений у обвинения нет.

Более того – в данном случае неизбежно возникнут вопросы и к другой стране, непосредственно поддерживающей Х.Хафтара – Египту, который пока остается вне разбирательств, хотя правозащитники и упоминают его в числе ответственных за удары по гражданским объектам.

Это, впрочем, неудивительно, поскольку в отличие от ОАЭ «выдавить» АРЕ из Ливии не удастся хотя бы в силу чисто географических причин.

Впрочем, говоря о перспективах разбирательства в отношении ОАЭ, можно предположить, что давление в отношении этой страны вряд ли будет резко усиливаться. В том числе и потому, что западные державы не заинтересованы реально обострять отношения с Абу-Даби, учитывая степень важности контрактов с ОАЭ по ВТС, энергетике и других сферах.

52.3MB | MySQL:103 | 0,465sec