О ценовой и производственной политике основных производителей нефти в странах Персидского залива

По данным агентства Reuters, ссылающегося на источник в государственной компании Ирака по торговле нефтью, SОМО (State Oil Marketing Company),  цена на нефть марки «Басра легкая» на ноябрь месяц останется неизменной. То есть, как и в октябре, азиатским покупателям, а речь идет именно о них, в первую очередь, нефть будет предлагаться по средневзвешенной цене сделок на поставку нефти на торговых площадках Дубая и Омана, минус 25 центов за баррель.

Тяжелые сорта «Басры» будут предложены со скидкой в 3.85 доллара США  от цены, определенной по той же схеме.

Без изменений останется цена на «Басру легкую», предназначенную для Северной и Латинской Америк, она будет предложена с наценкой в 36 центов за баррель от индекса цены на высокосернистую нефть. Что касается сорта «легкая, Киркук», предназначеной для клиентов в США, то она будет стоить дороже тяжелых марок на 1.1 доллара США за баррель. Европе повезло больше, «Басра легкая» в ноябре будет предлагаться с дисконтом в 30 центов, то есть дешевле «Брент» на 3.05 доллара США за баррель, но ценный «белый» сорт легкой киркукской нефти будет стоить дороже «Брента» на 2.85 доллара США за баррель.

Более высокие цены на «легкий, Киркук» объясняются, кроме традиционно более высокого спроса на него, еще и снижением объема поставок, вызванного как частично введенной блокадой Иракского Курдистана, так, и выходом из строя большого количества скважин в Ниневии и в Киркуке, на которых организованы ремонтно-восстановительные работы. Времени они займут, самое меньшее, до полугода, поэтому, прикинув свои возможности, SОМО обратилась ко всем свои контрагентам с сообщением, что определение дальнейших ценовых параметров, на период после ноября, «потребует большего времени».

Общим фоном к заявлению SОМ» служит сообщение Генсека ОПЕК М.Баркиндо, сообщившего СМИ о том, что страны-члены организации совместно с независимыми производителями «предпринимают некоторые чрезвычайные меры с проекцией на будущий год, с тем, чтобы восстановить равновесие на рынках».

Выступая перед прессой на энергетическом форуме в Нью-Дели, Индия, М.Баркиндо пояснил, что «мы имеем растущее взаимопонимание в отношении того, действия, направленные на стабилизацию цен на нефть, будут продолжены… мы постепенно, но неуклонно двигаемся к нашей общей благородной цели и продолжим это в будущем году. Нас поддерживают в этом крупные независимые производители нефти, и мы рассматриваем возможность принятия и чрезвычайных мер». Имеется ввиду возможность продления соглашения, поддержанного РФ, о снижении добычи нефти на 1.8 млн баррелей в сутки, и в 2018 году, после истечения срока его действия, который наступит 30 марта.

С другой стороны, рост производства сланцевой нефти и газа в США не вызвали беспокойства у М.Баркиндо. Он отметил тот факт, что и первое и второе полугодия текущего года продемонстрировали устойчивый спрос на нефть. «Спрос есть, кроме того и сокращение весьма значительно, почти два миллиона баррелей в сутки – это серьезное ограничение», —  подчеркнул М.Баркиндо.

Позицию Генсека ОПЕК поддержал министр энергетики ОАЭ, Мухаммед Фарадж Фарис аль-Мазруи, выразивший свое удовлетворение достигнутой договоренностью о созыве министерской встречи стран-членов ОПЕК, созванной на конец октября или начало ноября.  М.аль-Мазруи высоко оценил меры по стабилизации рынка, предпринятые в 2017 году, и добавил: «Мы не можем сейчас сказать, какие именно решения будут приняты, это еще будет обсуждаться на будущей встрече, разумеется, будет рассматриваться и вариант продления срока действия соглашения об ограничении добычи».

«Мы видим, что рынок нуждается в балансе спроса и в поддержании уровня накопленных запасов нефти в «тонусе», то есть в некотором их снижении», — подвел итог М.аль-Мазруи. Важность ограничения добычи в этом смысле трудно недооценить.

9 октября Министерство энергетики Саудовской Аравии объявило о том, что в ноябре, будет действовать ограничение на добычу нефти в объеме 560 тысяч баррелей в сутки, что «является вкладом королевства в стабилизацию цен и предложения нефти на рынке». Спикер министерства привел такой пример: несмотря на высокий спрос на нефть, отгружаемую морем, на которую имеется заявок на 7.711 млн баррелей в сутки, отпускаться будет всего лишь 7.150 млн баррелей.

«Королевство исключительным примером демонстрирует свою приверженность достигнутым договоренностям, по мере того как приближается, назначенное на 30 ноября очередное заседание стран-членов ОПЕК в Вене». Основным инструментом регулирования является, согласно заявлению спикера, не снижение добычи, а поставок, что позволяет гибче реагировать на ситуацию с изменением товарных запасов.

Вынужденное введение ограничительных мер на добычу и поставки нефти, естественно, не проходит бесследно для экономик стран-производителей и экспортеров нефти. Все они, в той или иной степени, испытывают издержки, и издержки значительные.

Так, в нефтяной отрасли Кувейта насчитывается три тысячи различных административных и технических должностей для иностранных рабочих, с общим бюджетом заработной платы в 87.5 млн динар в год. Общая тенденция на будущий год состоит в сокращении этих должностей и в замене их подрядными договорами с местными организациями. Секвестру подлежат оклады, премии, различного рода обучающие программы и курсы, уровень жилищных условий и питания, обеспечение медицинскими услугами и предоставление билетов. Будут пересмотрены штатные расписания, например, сегодня в составе Министерства нефти есть 1260 медицинских ставки, с месячными окладами в 3 млн динар, или 36 млн динар в год.  При этом инженерных ставок по различным инженерным специальностям имеется 1056 с годовым зарплатным бюджетом в 33.6 млн динар. 153 ставки относятся к административному персоналу: это юристы, бухгалтера и др., обходящиеся в 503 тысячи динар в месяц. Еще 500 мест числятся за различными вспомогательными специальностями – уборщики, механики, буфетчики, курьеры, на оплату труда которых уходит миллион динар в месяц. Всего, в отрасли занято 25 тысяч человек, получающих зарплату в 1.5 млрд динар, и которая, как ожидается, в течение пяти ближайших лет может вырасти до 2.3 млрд динар.

Нехватка средств ощущается и в Ираке, где на фоне правового вакуума в северных провинциях страны, основная тяжесть по содержанию экономики, главным образом, ложится на нефтеносную провинцию Басра, ставшую донором для всего Ирака. Для самой провинции эта нагрузка вплотную приблизилась к черте терпения ее населения, за которым может последовать социальный взрыв.

52.22MB | MySQL:103 | 0,503sec