О ситуации в Турции (сентябрь 2005 г.)

В сентябре основные усилия военно-политического руководства Турции в области внутренней и внешней политики были направлены на решение задач, связанных с предстоящими 3 октября переговорами о вступлении страны в Европейский союз. Особо чувствительными для Анкары продолжали оставаться курдский и армянский вопросы, а также кипрское урегулирование. Наряду с этим сентябрь отмечен некоторыми событиями в российско-турецких отношениях, которые говорят об их важности не только для развития двусторонних связей, но и для региона в целом.

Для решения вышеперечисленных вопросов Турция, представленная делегацией во главе с премьер-министром Р.Т. Эрдоганом, активно использовала свое участие в работе юбилейной 60-й сессии ГА ООН. Глава турецкого правительства провел более 20-ти двусторонних встреч с главами государств и правительств, ведущими представителями деловых американских кругов, принял участие в работе ряда симпозиумов и семинаров. Выступая на одном из них в Нью-Йорке, турецкий премьер подверг резкой критике страны ЕС, которые предъявляют новые требования к Турции накануне ее вступления в ЕС, назвав их противоречащими международному праву.

«Турция выполнила свои обязательства. Попытки предъявить ей после этого новые требования, а также полемика о том, должен начаться переговорный процесс или нет, противоречат морали международной дипломатии. Если вы (страны ЕС. — Авт.) так негативно относитесь к Турции, тогда зачем в 1996 году приняли ее в Таможенный союз? Зачем на саммите ЕС в Хельсинки признали Турцию в качестве кандидата на вступление в Евросоюз? Зачем, наконец, в 2002 году говорили, что при выполнении Турцией копенгагенских критериев с ней незамедлительно начнутся переговоры о вступлении в ЕС?», — эмоционально спрашивал глава турецкого правительства представителей стран — участниц ЕС.

На вопросы, заданные турецким премьером в Нью-Йорке, ответ прозвучал в тот же день, но в Брюсселе. 14 сентября в штаб-квартире ЕС состоялась встреча постоянных представителей 25 стран — членов организации. На ней был утвержден проект декларации по проблеме евроинтеграции Турции. В документе, в частности, указывается на необходимость полного выполнения Анкарой дополнительного протокола о Таможенном союзе, снятия всех преград для свободного передвижения товаров и открытия портов для всех стран ЕС. В нем также подчеркивается, что контроль открытия турецких морских портов для Кипра будет проведен ЕС в 2006 году.

Как известно, 29 июля с.г. Турция подписала дополнительный протокол о таможенном союзе с ЕС, который предусматривает распространение его действия на новые 10 стран — членов ЕС, в том числе Кипр. Вместе с тем после подписания этого документа турецкий МИД выступил с заявлением, в котором констатировалось, что «подписание протокола ни в коем случае не означает признание Республики Кипр». В документе также отмечается, что «Турция, подписав протокол, выполнила все, что должна была сделать для начала переговоров о вступлении в ЕС на правах полноправного члена». Глава турецкого правительства, поясняя позицию Анкары в кипрском вопросе, заявил, что Турция не намерена признавать Кипр и решительно не приемлет никаких дополнительных условий своего членства в ЕС.

Что же касается вопроса открытия турецких портов для Кипра, то, по словам министра иностранных дел Турции А. Гюля, «если появятся проблемы в процессе функционирования таможенных органов, то существует юридическая основа для их обсуждения в рамках Таможенного союза. Процесс вступления Турции в ЕС не имеет отношения к этим разногласиям». Турция может отказаться от вступления в Евросоюз, если ей будут предъявлены новые условия и не будут представлены все права полноправного члена ЕС, подчеркнул глава турецкого дипломатического ведомства.

Необходимо отметить, что усилия турецкой стороны на этом направлении имели определенный успех. По итогам двусторонних переговоров в Нью-Йорке А. Гюля и госсекретаря США К. Райс глава Госдепартамента заявила о полной поддержке усилий Анкары по вступлению Турции в ЕС.

О поддержке Турции заявил и Марк Гроссман — бывший посол США в Турции, ныне работающий советником по политическим вопросам Госдепартамента США. Он отметил на страницах английской Financial Times, что, «если его вывод о снижении со стороны европейских союзников поддержки Турции на ее пути в ЕС действительно верен, то Вашингтон искренне желает, чтобы реальное развитие событий опровергло этот вывод». Высокопоставленный американский дипломат подчеркнул, что полноправное членство Турции в ЕС выгодно как для Евросоюза, так и для США, а потому Белый дом продолжит всестороннюю поддержку Анкары в реализации ее планов по вступлению в эту организацию. По его мнению, Турция, став членом ЕС, спасет эту организацию от ярлыка «христианский клуб», что очень важно с точки зрения дальнейшего развития Евросоюза, нормализует отношения с Грецией, реформирует политическую и экономическую системы и станет примером для других стран Ближнего и Среднего Востока. «Европейский союз, в составе которого Турция, гораздо лучше ЕС без Турции. Европа должна это понять. Если Европа не поймет и не примет в свою семью Турцию, США вынуждены будут заполнить образовавшийся для Турции вакуум», — отметил М. Гроссман.

Тем не менее следует подчеркнуть, что наряду с заявлениями о всесторонней поддержке Турции в вопросе о ее вступлении в ЕС практически одновременно комитет по международным делам палаты представителей конгресса США принял сразу две резолюции, касающиеся геноцида армян в 1915 году. Первая призывает Турцию признать геноцид армян, а вторая призывает сделать такой же шаг американскую администрацию и президента США. За первую резолюцию проголосовали 35 членов комитета, против — 11, а за вторую, соответственно, 40 и 7. Примечательно, что до обсуждения резолюций в комитете по международным делам Госдепартамент США обратился к конгрессменам с письмом, в котором высказывалось опасение в том, что дебаты по армянскому вопросу могут навредить американо-турецким отношениям и стать препятствием на пути примирения Армении и Турции. Однако конгрессмены не учли мнения внешнеполитического ведомства США. Думается, это тоже сыграло определенную роль в том, что члены Европарламента в резолюции, принятой 28 сентября с.г., также призвали Турцию признать геноцид армян. Это, по их мнению, является условием, без которого Анкара не сможет вступить в Евросоюз.

Турецкая сторона предприняла попытки «сбить» остроту этого вопроса. Премьер-министр Р.Т. Эрдоган встретился в Нью-Йорке с главой правительства Израиля А. Шароном. По имеющимся сведениям, турецкий премьер попросил у ведущих функционеров еврейской общины поддержки в связи с предстоящими обсуждениями вышеупомянутых резолюций по геноциду армян в конгрессе США. Руководители еврейской общины заверили Эрдогана в том, что как прежде, так и в будущем их они будут поддерживать Турцию в армянском вопросе.

О серьезности вопроса говорит и одно из сентябрьских событий внутриполитической жизни Турции, которое, однако, имело международный резонанс. В стамбульском университете Бильги впервые в истории Турции прошла научная конференция под названием «Османские армяне в период разрушения империи. Вопросы о научной ответственности и демократии». По мнению экспертов, эта конференция может положить начало обсуждению армянского вопроса в турецком обществе. Это мероприятие откладывалось два раза. Первоначально оно должно было состояться в Босфорском университете. Однако за день до конференции один из судов Стамбула принял решение запретить ее проведение. Премьер-министр Р.Т. Эрдоган осудил это решение, назвав его несовместимым с нормами демократии цивилизованного общества. Еврокомиссия также подвергла это решение резкой критике. В результате форум, в котором приняли участие более 800 ученых и преподавателей вузов, состоялся. По мнению ряда турецких газет, конференция явилась для страны революционным событием.

Из внутриполитических событий следует выделить заседание Высшего совета по борьбе с терроризмом, продолжавшееся в Анкаре 4,5 часа под председательством заместителя главы правительства, министра иностранных дел А. Гюля. В нем приняли участие ряд членов кабинета министров, руководители спецслужб, генеральный секретарь Совета национальной безопасности, командующий жандармерией. Примечательность этого события состоит в том, что предыдущее единственное заседание этого совета прошло 12 августа 1997 года. Необходимость созыва совета после столь длительного перерыва обусловлена всплеском террора в стране. Террористические акции, ответственность за которые берут на себя боевики Рабочей партии Курдистана (РПК), охватили сегодня не только юго-восточные вилайеты, но и курортные районы Турции, что наносит ощутимый урон иностранным инвестициям и международному имиджу страны.

По имеющимся сведениям, в ходе заседания были рассмотрены вопросы ужесточения антитеррористического законодательства в стране. В частности, все действия, направленные на подрыв конституционных, политических, правовых, экономических и социальных основ государства, предлагается классифицировать как террористические. Также предлагается увеличить срок тюремного заключения для руководителей и членов террористических организаций. Все эти предложения, по указанию главы кабинета министров, будут представлены на обсуждение правительства.

Из экономической хроники сентября представляют интерес цифры, обнародованные государственным министром Турции Кюршадом Тюзменом 30 сентября на конференции Союза экспортеров страны. По словам министра, турецкий экспорт только за сентябрь превысил отметку в 7 млрд долларов. Это рекордный показатель за всю историю республики. За девять месяцев этого года объем экспорта превысил 53 млрд долларов, а по итогам года, полагают эксперты, этот показатель будет составлять более 72 млрд долларов. При этом экспорт сельхозпродукции за девять месяцев этого года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличился на 29,6%, а промышленной продукции — на 15,2%. Эти показатели говорят о здоровых тенденциях в развитии турецкой экономики.

Из сентябрьских событий в российско-турецких отношениях следует отметить трехстороннюю беседу президента РФ В.В. Путина, турецкого премьера Р.Т. Эрдогана и главы правительства Италии С. Берлускони. Она состоялась в Нью-Йорке во время торжественного обеда, данного генсеком ООН в честь глав государств правительств, принимающих участие в работе Генеральной Ассамблеи ООН. Лидеры трех стран согласовали наконец-то дату торжественного открытия уникального регионального проекта «Голубой поток». Эта торжественная церемония состоится в первой половине ноября. Стороны договорились о том, что российский президент и главы правительств Турции и Италии примут участие в этом важном мероприятии. Плотный рабочий график лидеров этих трех стран не позволял провести его ранее. Ведь «Голубой поток» успешно функционирует третий год и уже доказал свою эффективность и рентабельность.

Кроме того, Москва и Анкара, понимая региональную значимость «Голубого потока», ведут сегодня переговоры о транзите российского газа через турецкую территорию в третьи страны, в том числе в Израиль. Думается, что предстоящая встреча на торжественном открытии «Голубого потока» — это хорошая возможность обсудить дальнейшие планы эффективного использования этого уникального газопровода в региональном масштабе.

Заметным явлением в российско-турецких отношениях стала их оценка министром обороны России С. Ивановым. Она была сделана в интервью одной из ведущих турецких газет «Миллиет». Российский министр говорил о необходимости и перспективности налаживания обмена контртеррористической информацией, об организации двусторонних визитов, проведении совместных учений, а также консультаций с целью гармонизации действующего в двух странах антитеррористического законодательства.

Глава оборонного ведомства РФ положительно оценил двустороннее российско-турецкое сотрудничество в рамках военно-морской группы оперативного взаимодействия «Блэксифор». Он высказался за ее использование в решение таких задач, как борьба с организованной преступностью, контрабандой наркотиков, оружия, людей, а также для противодействия распространению оружия массового поражения.

Сергей Иванов высказал также предложения о возможной реализации пяти совместных российско-турецких проектов в области ВТС. В частности, речь идет о выпуске в Турции российской бронетехники и бронеавтомобилей «Тигр», производстве в России для нужд турецких ВС бронебойного противотанкового оружия, совместном производстве зенитно-ракетных комплексов на базе российского ЗРК «Стрелец», реализации совместных космических проектов военного назначения. Кстати, как известно, турецкое руководство в июне с.г. приняло решение о создании разведывательного спутника для нужд вооруженных сил.

О серьезности намерений российской стороны в плане развития ВТС с Турцией говорит и тот факт, что Москва, несмотря на все известные перипетии своего участия в первом вертолетном тендере, приняла решение о своем участии в повторном тендере. В случае выбора Анкарой российского вертолета Турция получит возможность создания собственной вертолетной промышленности, а значит, продажи боевых машин третьим странам.

Все эти проекты и намерения, по мнению российского министра, оправданы интересами двух стран. Ведь Турция для России — это емкий рынок реализации своих вооружений, а Россия для Турции — выгодный поставщик этих вооружений, источник эксклюзивных военных технологий, которыми Запад не обладает, а если и обладает, то, как показывает практика, не спешит делиться ими с турецкой стороной.

Тема военно-технического сотрудничества России и Турции получила свое продолжение в столице Турции Анкаре, где с 26 по 30 сентября проходила одна из крупнейших в мире международных выставок оружия ИДЕФ-2005. В ней приняли участие около 430 компаний из 49 стран мира, в том числе из России. Российская экспозиция была сформирована с учетом наиболее перспективных направлений развития военно-технического сотрудничества РФ с Турцией и другими странами региона. В общей сложности Россию представляли 22 предприятия. Демонстрировались более 300 единиц российской военной техники в виде моделей, постеров, видеофильмов и подробного описания тактико-технических характеристик. Экспозиция представляла вооружения сухопутных войск, ПВО, ВВС и ВМФ России.

По оценке специалистов, российская экспозиция на выставке ИДЕФ-2005 была наиболее привлекательной, так как представленные на ней образцы вооружения максимально приближены к потребностям потенциальных покупателей из Турции и стран региона. Особый акцент в ней сделан на вертолетной тематике. Участники выставки получили исчерпывающую информацию о разведывательно-ударных и многоцелевых вертолетах марок «Миль» и «Камов». Как известно, Турция объявила новый тендер на закупку боевых вертолетов нового поколения, в котором намерены принять участие и российские компании. Необходимо отметить, что в случае выбора турецкой стороной российского вертолета Ка-52 Эрдоган, который служит модификацией знаменитой «Черной акулы», Турция получит возможность создать собственную вертолетную промышленность. Это позволит наладить совместное производство боевых машин, предусматривающее их продажу третьим странам. Другими словами, Турция сможет весомо выйти на международный рынок вооружений.

Глава российской делегации на выставке ИДЕФ-2005, один из руководителей компании «Рособоронэкспорт» Николай Димидюк, комментируя участие России в тендере на поставку в Турцию боевых вертолетов, в частности, отметил: «Мы готовы к любым предложениям, в том числе к совместному производству боевых российских ударных вертолетов. Помимо этого мы согласны на сотрудничество по бронетанковой технике, включая поставки корпусов и их сборку на территории Турции». По имеющимся сведениям, посетивший российский павильон министр обороны Турции Веджди Генюль проявил большой интерес к танку Т-90 и попросил информацию о возможностях сотрудничества в производстве этой машины. Турецкие представители предложили также рассмотреть конкретные вопросы сотрудничества в области оборонных технологий, в частности, по системам ПВО, на российско-турецкой межправительственной комиссии. Стороны договорились, что для решения этих вопросов в первой половине октября в Москву прибудет высокопоставленная делегация министерства обороны Турции.

62.96MB | MySQL:102 | 0,483sec