«Внутренняя уборка» в ПСР: причины и последствия

После избрания председателем правящей Партии справедливости и развития (ПСР) президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган, воспользовался своим мандатом и инициировал множество изменений внутри своей партии.  Более активным действиям Р.Т.Эрдогана способствовал и тот факт, что 17 октября парламент Турции в пятый раз продлил режим чрезвычайного положения в стране ещё на 3 месяца, который был объявлен 20 июля 2016 года после попытки переворота 15 июля.

Отметим, что в условиях чрезвычайного положения президент и правительство имеют право принимать решения без их утверждения парламентом и Конституционным судом.

Как и ожидалось, Р.Т.Эрдоган намерен встряхнуть ПСР после победы на конституционном референдуме. Несмотря на то, что основная часть его новых полномочий вступит в силу только после президентских и парламентских выборов, намеченных одновременно на ноябрь 2019 года, он начал подготавливать прочную основу уже сейчас.

Еще в мае месяце мы писали, о том, что неминуемо произойдет радикальная перестановка в местных отделениях ПСР по всей стране, с учетом подготовительных мер к важнейшим муниципальным выборам в марте 2019 года. Еще тогда некоторые турецкие обозреватели, комментируя речь Р.Т.Эрдогана на съезде партии после избирания его председателем ПСР, отмечали, что он дал четко понять, что следующие шесть месяцев будут посвящены перестройке и активизации работы «партийной машины» и охарактеризовали данный шаг турецкого президента как «внутреннюю уборку».

Полагаем, что немногим из ветеранов ПСР удастся сохранить свои места в исполнительных органах: «Победителями станут только те, кто доказал свою лояльность в результате взлетов и падений за последние несколько лет, особенно в борьбе с гюленистами»,- пишет главный редактор газеты «Хюрриет Дейли» Мурат Йеткин. А писатель, журналист, в прошлом главный редактор приближенных к ПСР газет «Йени Шафак» и «Стар» Левент Гюлтекин в своей странице в «Твиттере» написал об Р.Т.Эрдогане: «Съедая на своем пути всех друзей, стремится стать единственным человеком».

19 октября главный советник председателя ПСР и по сути один из основателей партии Шабан Дишли подал в отставку. Его брат, глава Управления стратегических проектов Генштаба ВС Турции Мехмет Дишли, был арестован по обвинению в причастности к попытке переворота в Турции в июле прошлого года как один из предполагаемых лидеров мятежников. Ш.Дишли заявил, что такое решение принимает «для того, чтобы не наносить несправедливый вред моей партии и ее уважаемому председателю Реджепу Тайипу Эрдогану».

Отметим, что тема отставок мэров из правящей партии особо разгорелась после ухода из поста мэра Стамбула Кадира Топбаша, который 12 лет находился на этом посту. К такому решению пришли также мэр центральной турецкой провинции Нигде Фарук Акдоган и мэр северной провинции Дюздже Мехмет Келеш. Ожидается также отставка мэра провинции Балыксир. Однако самым обсуждаемым вопросом является возможная отставка мэра Анкары Мелиха Гекчека, возглавляющий столицу Турции с 1994 года. Учитывая заявления Р.Т.Эрдогана, что тех, кто не ушел в отставку несмотря на требования, ждут «тяжелые последствия», то отставка М.Гекчека вполне укладывается в логическую цепочку.

Примечательно, что оппонентов президента в основном связывают с бывшим премьер-министром Ахмедом Давутоглу, которого, в частности, и обвиняют в поражении президента во время конституционного референдума в четырех крупнейших городах Турции.

Советник президента Ильнур Чевик 20 октября в своей колонке пишет, что несмотря на то, что мэры были достаточно успешны в своей работе, тем не менее «в последнее время муниципальные службы в некоторых ключевых провинциях начали ослабевать». И.Чевик не скрывает и разочарование президента и далее более откровенно пишет о причинах увольнений: «Тот факт, что два самых больших и ключевых городов Турции проголосовали против конституционных изменений, не является хорошей новостью для партии». «Анкара и Стамбул имеют жизненно важное значение для успеха партии не только на местных выборах, запланированных на март 2019 года, но также для парламентских и президентских выборов, намеченных на ноябрь 2019 года. Поэтому президент Эрдоган решил провести весеннюю уборку среди рядов партии ПСР и подготовить партию к этому», — добавляет И.Чевик. «Эти отставки мэра не имеют ничего общего с личностями мэров, а скорее с восприятием того, что народ никогда не будет голосовать за ПСР, если эти люди останутся в должности», — пишет И.Чевик.

Призыв Р.Т.Эрдогана уделять больше внимания молодежи на административных должностях партии нужно рассматривать не просто как клише, которую политики используют для публичных выступлений. Естественно, такой подход предполагает придать новый импульс уже стареющему классу политиков, однако он имеет и другую немаловажную цель — пополнить ряды своих сторонников молодыми кадрами, которое не имеют опыта с иным руководством, у которых нет иного политического прошлого.

Можно утверждать, что при перестройке ПСР лояльность по отношению к партии и идеологии будет играть меньшую роль, чем лояльность к самому Р.Т.Эрдогану, поскольку ПСР становится почти идентичной с личностью её лидера. Иными словами, Р.Т.Эрдоган инициирует перестройку Турции начиная с собственной партии, а новая конституция страны не ставит перед ним каких-либо препятствий — он стал председателем правящей партии, оставаясь на посту президента, ему передана вся исполнительная власть, он вправе назначать большинство судей Конституционного суда.

Нужно учесть факт, что текущая ситуация на границах Турции не позволяет руководству страны делать ошибки и на внутриполитической арене. Нестабильность внутри Турции неизбежно отразится и на внешней политике. Как правильно отмечает М.Йеткин, для Р.Т Эрдогана внутрипартийная ситуация намного более важный вопрос, чем отношения с США или ЕС. «Пока заместитель премьер-министра Мехмет Шимшек и министр экономики республики Нихат Зейбекчи пытаются убедить всех вокруг, что в Турции всё в порядке и проблемы носят временный характер, Эрдоган сталкивается с серьёзными политическими трудностями внутри страны, особенно в ПСР. Главным образом это касается и вопроса мэров»,- пишет М.Йеткин. По его мнению,  партия слабеет и местные выборы в марте 2019 года могут поставить под угрозу победу в президентских и парламентских выборах в ноябре того же года. «Эрдоган знает это. Проблемы усугубились после апрельского референдума 2017 года, в котором большую часть голосов «против» реформы правления отдали в Анкаре, Стамбуле и других крупных городах, где муниципалитеты находятся в руках ПСР», — добавляет М.Йеткин. «Мэры, о которых идёт речь, имеют местную политическую историю и базу голосующих. Их отстранение от должности, добровольное или нет, может привести к потере голосов ПСР, а также непредсказуемым встряскам внутри партии», — отмечает эксперт.

ПСР в настоящее время ищет способ избавиться от некоторых из своих самых могущественных мэров таким образом, чтобы вызвать наименьший побочный ущерб, написала проправительственная газета «Сабах» 15 октября. Одна из тем, обсуждавшихся на заседании Центрального исполнительного комитета (MYK), заключалась в том, что мэры были уволены с помощью Министерства внутренних дел. В таком случае, мэры могут подать в суд, обвиняя МВД в коррупции или неправомерном увольнении.

Действия президента страны раскритиковал и лидер оппозиционной Народно-республиканской партии Кемаль Кылычдароглу, подчеркивая, что мэры назначались в результате выборов. «Мы говорим о национальной воле, воле народа. Те, кто назначался на пост путем выборов, должен покинуть его также путем выборов. Здесь нет иного правильного пути». «Если там имеют место коррупционные или неправовые действия, то пусть МВД делает свою работу», — заявил К.Кылычдароглу.

В период создания ПСР в партии было несколько лидеров — Абдулла Гюль, Бюлент Арынч и другие, и Р.Т.Эрдоган был лишь одним из них. Сегодня фактически партия превратилась в моноцентричную структуру, в которой полностью исчезло инакомыслие. ПСР отныне будет служить президенту и не будет представлять собой самостоятельную политическую силу, тем самым превращаясь в типичную ближневосточную политическую структуру-идеологию, как например партия Баас в Ираке и Сирии, «Братья-мусульмане» в Египте. При этом нынешняя военно-политическая ситуация в вышеупомянутых стран не предсказывает безоблачного будущего для Турции.

52.23MB | MySQL:103 | 0,415sec