Ситуация в Ливии: сентябрь 2017 г.

4 сентября в Ливии побывал с визитом глава МИД Франции Жан-Ив Ле Дриан. В заявлении для прессы он напомнил об «обязательстве» Парижа содействовать урегулированию внутриливийского кризиса, поразившего эту страну после свержения Муамара Каддафи в конце 2011 года. По его словам, этот первый визит главы французской дипломатии в Ливию «вписывается в динамику, начавшую развиваться со времени встречи в Сель-Сен-Клод». В этом местечке в парижском регионе в конце июля состоялась встреча главы правительства национального согласия (Триполи) Файеза Сараджа и представителя восточного «правительства» Ливии (Тобрук), командующего Ливийской национальной армии (ЛНА) фельдмаршала Халифы Хафтара. По итогам той встречи не было подписано каких-либо документов, но стороны договорились по «дорожной карте», предусматривавшей прекращение огня, организацию выборов в 2018 году, внесение определенных изменений в Схиратские мирные соглашения.

«Наша цель – стабилизация Ливии в интересах как ливийцев, так и соседних стран, к которым мы в определенной степени относимся», — сказал французский министр. После Триполи он посетил Мисурату, Бенгази и Тобрук.

8 сентября эмиссар ООН в Ливии Гасан Саламе в интервью германской газете «Ди Вельт» заявил, что персонал Миссии ООН в Ливии (Manul) может вернуться в эту страну в октябре. Сотрудники Миссии покинули Ливию в 2014 г. в связи с отсутствием надлежащих условий безопасности. Возвращению сотрудников Manul в Ливию должно предшествовать развертывание там 250 «голубых касок», которые будут их охранять.

Тем временем в сентябре на базе НАТО в Неаполе был введен в строй Специальный военный центр Североатлантического альянса. Численность персонала центра – около 100 человек. Согласно командованию НАТО, его главная миссия – координировать действия сил блока на южном фланге, и  в частности, организовывать ведение разведки за ситуацией в Ливии и в зоне Сахеля. Предполагается, что разведывательные беспилотники НАТО будут осуществлять полеты с авиабазы Сигонелла на Сицилии.

В Ливии опасаются, что речь идет о возможном новом военном вмешательстве НАТО в дела страны. Ранее США и Великобритания оказали содействие силам ПНС в разгроме формирований «Исламского государства» (ИГ, запрещено в РФ) в Сирте.

Как заявил в этой связи представитель сил, лояльных правительству в Триполи, «НАТО сейчас в состоянии следить за воздушным пространством Ливии в полной координации с правительством». «Несколько террористических групп действуют в настоящее время в центральной части Ливии и угрожают таким городам, как Сирт и Мисурата, — отметил полковник Мохаммед аль-Гасри. – Слежение за ними со стороны НАТО позволит знать, что там происходит, и нанести удары по ним в случае необходимости». Он утверждал, что Италия уже пользуется авиабазой в Мисурате, откуда ее самолеты выполняют разведывательные миссии над Ливией. Получаемая ими информация передается в Неаполь.

С таким возможным развитием событий явно не согласен ряд лидеров африканских стран. Собравшись на мини-саммит в Браззавиле 9 сентября, они потребовали «не игнорировать, как это было в 2011г., голос Африки по ливийскому вопросу». Они же выступили категорически против возможного нового военного вмешательства в дела Ливии. Это было третье заседание «Комитета высокого уровня Африканского союза по Ливии». Предыдущее состоялось в Браззавиле в январе с.г. В него кроме председателя – главы Конго – входят руководители Мавритании, Нигера, Эфиопии и ЮАР.

13 сентября прокурор Международного уголовного суда (МУС) Фату Бенсуда вновь призвала предать международному правосудию ливийца Махмуда Мустафу Бусайфа аль-Верфалли, в отношении которого месяцем ранее МУС выписал международный ордер на арест.

Бывший видный полевой командир одного из формирований ЛНА подозревается в причастности к внесудебным казням за два последних года 33 человек в г.Бенгази. Обвинения в его адрес в совершении военных преступлений основаны на соответствующих видеоматериалах, показывавших убийства мирных жителей, а также раненых боевиков.

40-летний М.аль-Верфалли в свое время был одним из командиров элитной части ливийской армии «Ас-Саика». С началом восстания в 2011 г. он вместе со своим подразделением дезертировал из армии и перешел на сторону восставших. В Бенгази он воевал против джихадистских формирований на стороне ЛНА.

Ф.Бенсуда выразила свою «крайнюю озабоченность» тем обстоятельством, что уже после выдачи ордера на арест М.аль-Верфалли он оказался причастным к новым убийствам при том, что ЛНА официально сообщила об его аресте.

15 сентября очередной теракт был совершен в Бенгази, контролируемом в настоящее время силами ЛНА. В результате подрыва заминированной автомашины у здания местной администрации ранения получили 6 человек, в том числе 4 бойца ЛНА. Командование ЛНА признало в этой связи существование в Бенгази «спящих» ячеек террористов.

17 сентября вспыхнули ожесточенные столкновения в Сабрате (70 км к западу от Триполи) между силами ПНС и боевиками во главе с Ахмадом Даббаши (боевой псевдоним – Аль-Амму), считающимся одним из главных организаторов переброски незаконных иммигрантов из Ливии в Европу. Бои были вызваны намерением ПНС прекратить незаконную деятельность Аль-Амму и его людей. К началу боев Аль-Амму контролировал примерно половину Сабраты. До этого имя Аль-Амму упоминалось среди других «баронов» незаконной иммиграции, которые после тайного соглашения с Италией согласились вместе со своими военизированными формированиями бороться против этого явления. Благодаря этому соглашению за последнее время заметно уменьшился поток тех, кто использовал Ливию для старта к берегам Европы. Со своей стороны глава МВД Италии Марко Миннити категорически отвергает какие-либо контакты с ливийскими организаторами перевозки людей.

К 20 сентября, после четырех дней боев в Сабрате, было известно о по меньшей мере 6 погибших и 48 раненых. Тогда же стало известно, что союзником бойцов Аль-Амму в этих столкновениях выступила «Бригада №48», согласно командованию которой она является лояльной ПНС.

К 29 сентября число погибших в Сабрате достигло 26 человек.

17 сентября глава ливийского «правительства» в Тобруке Абдалла ат-Тани в очередной раз призвал мировое сообщество признать его кабинет, обосновывая этот призыв тем, что подчиненная ему ЛНА контролирует большую часть страны в отличие от сил ПНС. «Временное правительство конституционно, поскольку оно опирается на избранный парламент и черпает свою легитимность из итогов голосования», -сказал он в заявлении для французского информационного агентства АФП. По его словам, ЛНА контролирует «свыше 90% территории страны». Он считает, что мировое сообщество «должно уважать волю народа и поддерживать временное правительство».

Избранный в 2014 году международно признанный парламент, равно как и кабинет А.ат-Тани, были вынуждены сразу после выборов бежать из Триполи на восток страны, так как столицу тогда захватили формирования происламистского альянса «Рассвет Ливии». В марте 2016 г. в Триполи обосновалось ПНС, родившееся по итогам Схиратских соглашений. Однако ПНС не получило поддержку со стороны международно признанного парламента, как это было предусмотрено Схиратскими соглашениями.

18 сентября в Тунисе с неожиданным визитом побывал командующий ЛНА фельдмаршал Х.Хафтар. Там его принял президент страны Беджи Каид Эссебси. Глава Туниса выразил готовность содействовать примирению Тобрука и Триполи. «Стабильность Ливии является необходимым условием для стабильности Туниса», — подчеркнул он.

19 сентября одна из вооруженных группировок силой ворвалась на нефтяной комплекс в г.Завия (50 км к западу от Триполи) и перекрыла трубу, по которой столица и ее окрестности обеспечивались бензином. Это сразу же вызвало острую нехватку бензина и очереди на бензоколонках. В коммюнике Национальной нефтяной компании NOC не указывалось название группировки, а также мотивы ее действий. Действия боевиков назывались в нем «актом саботажа».

20 сентября эмиссар ООН в Ливии Г.Саламе представил в ООН «дорожную карту» для Ливии, предусматривающую несколько шагов по созданию новых властных институтов до проведения всеобщих выборов в этой стране. В этом документе констатировалось, что Схиратские соглашения, подписанные в конце 2015 г. под эгидой ООН, «остаются единственными действующими рамками» для достижения национального согласия в Ливии. «Тем не менее есть широкий консенсус для того, чтобы их изменить» с тем, чтобы привлечь к этому процессу Тобрук.

Согласно «дорожной карте» Г.Саламе, первым шагом на пути ее реализации должен быть созыв комитета, призванного выработать изменения в Схиратские соглашения. Затем ООН намерена организовать национальную конференцию с участием всех существующих в Ливии политических и военных сил. Проект новой конституции Ливии должен быть поставлен на национальный референдум до конца сентября 2018 г. Он должен открыть дорогу всеобщим выборам.

Он же 22 сентября сообщил, что в предстоящем политическом процессе смогут участвовать сторонники прежнего режима. Одновременно он исключил участие в нем радикальных исламистов.

26 сентября в Тунисе стартовал очередной раунд переговоров под эгидой Г.Саламе между Триполи и Тобруком. В тот же день фельдмаршала Х.Хафтара принимали в Риме, что еще больше увеличило вес восточного «правительства». В частности, его приняла министр обороны Италии Роберта Пинотти и глава МВД этой страны Марко Миннити. Х.Хафтар встретился также с начальником Генштаба итальянской армии генералом Клаудио Гразиано. Эти встречи были расценены наблюдателями как признаки разрядки в отношениях между Римом и Тобруком. До этого Италия делала ставку на Триполи. «На западе (Ливии) есть Сарадж, на востоке – Х.Хафтар», — резюмировал позицию Италии М.Миннити.

Уже 28 сентября Х.Хафтара принимали в Париже. От европейцев фельдмаршал потребовал в первую очередь вертолеты и беспилотники с тем, чтобы пресечь иммиграционный поток через территорию Ливии.

24 сентября Африканское командование Пентагона сообщило о нанесении шести «высокоточных ударов» в Ливии, в результате которых были уничтожены свыше 80 боевиков «Исламского государства». Один из ударов наносился по тренировочному лагерю ИГ в 240 км к юго-востоку от приморского города Сирт. Он использовался террористами для нанесения ударов как внутри Ливии, так и за ее пределами. Там же находились склады боеприпасов ИГ.

28 сентября было объявлено об еще двух «высокоточных ударах» по целям в 160 км к юго-востоку от Сирта.

В любом случае обратили на себя внимание действия стран Европы, для которых Х.Хафтар стал вдруг «рукопожатным». Похоже, они увидели реальную расстановку сил и сделали выбор. В любом случае, они опоздали с учетом тех отношений, которые существуют между Россией и Тобруком.

52.21MB | MySQL:103 | 0,528sec