Алжир: об очередных мерах по преодолению экономического кризиса

Ахмед Уяхья, премьер-министр Алжира объявил в среду, на прошлой неделе о принятии антикризисного плана из 10 пунктов, который, по его мнению, позволит преодолеть последствия самого тяжелого кризиса, который переживает страна за последние два десятилетия, вызванного падением цен на нефть. Заявление премьера было сделано в кулуарах форума руководителей ведущих предприятий и бизнесменов, в частности, А.Уяхья озвучил «введение в ближайшие недели пакета из решений правительства, имеющего важное экономическое значение, и таких решений – десять».

Первым шагом, согласно заявлению премьера, станет восстановление «общих правительственных инвестиций» в 2018 г., путем ассигнования свыше 4 трлн динар (40 млрд долларов США), что на 10 млрд долларов превысит аналогичные траты в 2017 году.

Второй мерой станет оказание «массированной» поддержки сельскохозяйственному сектору, решение о применении которой было принято в 2009 году, но затем, приостановлено из-за снижения цен на энергоносители.

Третий шаг подразумевает снижение долгового бремени у государственных предприятий, таких как компании «Сонатрак» и «Сонельгаз».

На эту цель, по словам премьер-министра, будут выделены «значительные суммы» и «проведено перекредитование».

 

Четвертая мера включает задействование Национального инвестиционного фонда, государственного учреждения, для реализации и сопровождения «крупных инвестиций», пятая санкционирует возможность инвестиционной поддержки со стороны государства «любых мер», а также сокращения процентных ставок по банковским кредитам, привлекаемым для инвестиций.

Среди прочего, в программе «десяти» провозглашается создание 50 новых промышленно-производственных зон в течение одного года и введение персональной ответственности губернаторов вилайетов за реализацию этого плана.

«Делаться это будет под местным управлением, не только под контролем на уровне столицы, но также и вилайетов, децентрализовано», — пояснил журналистам турецкого информационного агентства «Анадолу» А.Уяхья.

Седьмой пункт плана предписывает перенос контроля над реализацией инвестиционных программ также, на уровень вилайетов, независимо, идет ли речь о местных организационных мероприятиях, или, например, о получении разрешения на промышленное строительство.

 

Восьмой мерой, по мнению властей, способствующей преодолению кризиса, станет первоочередность местного производителя при любой поставке на проект, финансирующийся из государственного бюджета, идет ли речь о строительных материалах, оборудовании, мебели или любой другой продукции местного производства.

Девятым шагом станет проведение для государственных нужд и проектов тендеров только с участием местных производителей. Участие иностранных компаний и поставщиков в тендерах признается только «в исключительных случаях».

 

В заключении, А.Уяхья проинформировал представителей СМИ, что десятый пункт предусматривает сокращение импортных закупок в целях сохранения золотовалютных резервов страны и стимулирования местного производителя и «содействия ему в занимании присущего ему места на алжирском рынке».

Алжир живет в условиях кризиса уже третий года подряд, после падения цен на нефть на, примерно, 55%. Власти страны заявили о потере более половины валютной выручки, сократившейся с 60 млрд долларов США в 2014 году до 27.5 млрд в 2016 г.

Тем временем, Международный валютный фонд 18-го октября, опубликовал прогноз, который можно характеризовать как «пессимистический», согласно которому общий дефицит алжирского бюджета в 2019 году составит 0.5 % и 0.1% в 2020 году, что наглядно характеризует непростое положение дел в экономике страны. Правда, ситуация с дефицитом стабилизируется, с пика его в 15.3%  в 2015 году, до 3.2% — в 2017 г., 1.1% — в 2018 году, и, наконец, он должен достигнуть 0.1 %, что впрочем, базируется лишь на основании макроэкономических глобальных прогнозов МВФ и может быть скорректировано, как в ту, так и другою стороны.

В самой стране предполагается, что, начиная с 2020 года по мере стабилизации финансового состояния, возникший затем профицит бюджет в 0.2% вырастет до 0.3% в 2022 году.

С другой стороны, ожидается, что доходы от экспорта энергоносителей Алжира составят в 2017 году 32.3 %  от валового национального продукта, по сравнению с 29% в 2016 году, и это увеличение объясняется корректировкой цен на нефть в этом году. МВФ, впрочем, это обстоятельство никак не комментирует.

В целом, выручка от нефти и газа в предстоящие пять лет, предположительно, составит от 28 до 30% от ВВП, что все еще далеко от докризисных значений. Аналитический центр Breton Woods рассчитывает уровень расходов в 35.5 % от ВВП в 2017 году, в сравнении с 42.4% в 2016 году, в целом же, ожидается, что это показатель к 2022 году стабилизируется на величине в 28.2%.

На основании этих прогнозов, общая задолженность бюджетов всех уровней, ожидается на уровне 17.7 % от национального продукта.

МВФ, проводивший ежегодное пленарное заседание, вновь обратил внимание стран-членов на повышение эффективности использования заемных средств и на имеющееся, в ряде случаев, финансовое неравенство между странами.

Так, в развитых странах, перераспределение налогов и сборов позволяет нивелировать существующие различия в доходах населения примерно на треть. В развивающихся странах такое перераспределение менее развито, соответственно, на это требуется меньше средств, из-за чего система налогообложения в таких странах значительно отличается, точно также, как и требования к ней.

Алжир, по целому ряду показателей все еще может быть отнесен к развивающимся странам. Хотя, давно бы мог пополнить список развитых. Если бы, не одно «но».  По нашему мнению, локальные усилия правительства, пытающегося при поддержке международных финансовых институтов, минимизировать негативное воздействие от падения цен на нефть, не возымеют должного успеха без реализации основного и давным-давно назревшего требования – политической реформы, закостеневшей в себе структуры власти клана президента Бутефлики. Коррумпированный и неэффективный режим, плюс, гипертрофированная, не объяснимая никакой, ни внешней, вроде пресловутой марокканской, ни, внутренней, вроде исламистов, причинами, милитаризация страны, — вот в чем, по нашему мнению, кроются причины настоящих экономических, и, как следствие, социальных проблем этой североафриканской страны.

52.18MB | MySQL:103 | 0,449sec