Ирак: новый очаг гуманитарного кризиса вокруг Киркука

С началом в октябре с.г. военной операции иракских правительственных сил в Киркуке, массовое переселение курдского гражданского населения из этого города может привести к новому острому гуманитарному кризису. По данным регионального правительства Иракского Курдистана на 21 октября, в результате этой акции более 170 000 человек вынуждены были покинуть свои дома в Киркуке и его окрестностях в поисках временного убежища в других районах. В частности, сообщается, что 84 000 человек мигрировало в Эрбиль, 78 000 в Сулейманию.

По прогнозам региональных властей Иракского Курдистана, в ближайшие недели следует ожидать увеличения потока беженцев из Киркука, общее население которого сегодня может значительно превышать официальные данные последней переписи от 1977 года, составляющие 480 000 человек. Даже примерная его численность не известна, но очевидно, что она значительно выше. Дело в том, что после начала американской интервенции в Ирак в 2003 году численность населения Киркука заметно выросла за счет притока курдов. По некоторым неофициальным источникам, численность населения Киркука может превышать 1 млн человек, при доминировании курдского населения, а также с большими этническими группами туркоман, арабов и христиан.

По словам представителей Эрбиля, в ближайшие недели существует угроза более массового исхода курдского населения из Киркука, поскольку оно, дескать, по-прежнему подвергается «дискриминации, насилию и грабежам» со стороны правительственных войск. В частности, по словам свидетелей, наиболее агрессивно против курдского населения настроены именно отряды шиитского ополчения. Называются частые случаи избиения курдской молодежи, поджогов домов и конфискаций имущества, насилия. При этом, большинство из числа временно перемещённых лиц, покинувших Киркук, расселяется у родственников, друзей и знакомых. В то же время, некоторая часть беженцев вынуждена селиться в недостроенные жилые здания и административные центры — именно эта категория бенефициаров, наиболее уязвимых, в приоритетном порядке нуждается в срочном гуманитарном содействии. В списке их главных потребностей — продовольствие, вода, медикаменты, а также тёплая одежда и керосин для обогрева их временного и неприспособленного жилья в преддверии зимнего сезона.

На сегодняшний день основная гуманитарная помощь оказывается курдским переселенцам по линии местных гуманитарных и благотворительных организаций, например, Благотворительным фондом Барзани (Barzani Charity Organization, назван в честь Мустафы Барзани, отца нынешнего президента Иракского Курдистана), а также курдским отделением Общества Красного Креста.

Судя по первой реакции на гуманитарный кризис со стороны властей курдской автономии, они стремились придать этой проблеме временный характер, очевидно не рассчитывая на быстрое решение проблемы. Однако, по мере затягивания присутствия иракских военных частей и шиитского ополчения в Киркуке, официальные власти в Иракском Курдистане все чаще апеллируют к международным гуманитарным организациям и агентствам ООН с призывами оказать им помощь, преследуя одновременно очевидную задачу политизации этого вопроса через гуманитарную призму. С одной стороны, курдские власти заявляют о нежелании создавать официальные лагеря беженцев, рассчитывая, что жители Киркука смогут вскоре вернуться в свои дома. С другой, реалистично оценивая сложившуюся ситуацию, власти Иракского Курдистана пытаются извлечь из гуманитарного кризиса политические бонусы. В этих целях негласно ведётся линия на создание в перспективе для покинувших Киркук курдских переселенцев официальных лагерей беженцев с последующим приданием этим категориям официального статуса «временно перемещённым лиц», вплоть до их соответствующей регистрации по линии Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ). А это, в свою очередь, первый возможный шаг к политизации гуманитарной проблемы и её включению в политическую повестку ООН. Пока, однако, о создании лагерей речи не идёт, о чем, кстати, уже заявил в довольно категоричной форме Госдепартамент США. ООН, в свою очередь, проводит очень осторожную и политкорректную политику, продолжая оказывать на беспристрастной и нейтральной основе текущую помощь переселенцам из Киркука, при этом воздерживаясь от политических заявлений.

На деле видно, что в последние недели активность на гуманитарном фронте в Киркуке по линии ООН также возросла: раздаются срочные продовольственные пайки, мобильные команды медиков навещают нуждающихся переселенцев, поставляются одеяла, питьевая вода и средства гигиены. По заявлению гуманитарного координатора ООН в Ираке Лиз Гранде, гуманитарщики делают все возможное, чтобы «доставить помощь уязвимому населению», покинувшему Киркук. При этом, часть курдов  пытается вернуться обратно в свои дома, однако столкнувшись вновь с насилием и враждебностью, снова покидают Киркук.

Очевидно, что гуманитарная ситуация вокруг Киркука по масштабам потребностей не может сравниться с тем же Мосулом либо Таль-Афаром. Однако, с учетом политической составляющей, этот гуманитарный кризис может стать для Багдада одним из самых серьезных испытаний. Пока лишь на уровне экспертного сообщества, пробрасываются тонкие намёки на вероятность сценария с вводом миротворческих сил ООН в Киркук и окрестности, в первую очередь под предлогом необходимости нормализации гуманитарной ситуации.

Думается, что ввод правительственных сил в Киркук, возможно, лишь первый пробный шар в многоходовой комбинации, которую Багдад разворачивает в качестве ответной реакции на сентябрьский референдум о независимости в Иракском Курдистане. Ясно также, как показала нынешняя киркукская кампания, что гуманитарный сюжет будет активно использоваться обеими сторонами для получения определенных политических и экономических дивидендов в предстоящем противостоянии с участием различных сил и организаций. В этом контексте гуманитарным организациям ООН будет крайне важно (и очень непросто) четко придерживаться в своей работе, в том числе в области коммуникаций и пиара, главных принципов гуманитарного содействия, таких как нейтральность и беспристрастность в оказании помощи нуждающимся.

62.82MB | MySQL:102 | 0,778sec