Внешняя политика России и российско-иранские отношения в оценках иранских аналитиков. Часть 1

Последние два года демонстрируют поступательное развитие российско-иранских отношений. Российская Федерация и ИРИ являются де-факто военными союзниками при проведении контртеррористической операции в Сирии. Значительно увеличилась частота встреч и переговоров высших руководителей двух стран и глав дипломатических и оборонных ведомств. Данное обстоятельство позволяет говорит о наличии у политических элит двух стран воли к координации внешнеполитической и военной активности. На постоянной основе работает Межправительственная комиссия по торгово-экономическому сотрудничеству РФ и ИРИ, призванная придать новым импульс двусторонним экономическим связям, уровень которых в настоящее время явно не соответствует потенциалу двух стран. Все это позволяет говорить о складывании стратегического партнерства РФ и ИРИ. Вместе  с тем, национальные интересы России и Ирана обуславливают неполное совпадение целей и методов их достижения, в том числе и в ближневосточном регионе. В этой связи представляется крайне важным знать и анализировать мнение иранского партнера о российской политики, его оценку наших целей и действий.

Иран обладает большим количеством компетентных экспертов и аналитиков. Отличительной чертой внешней политики ИРИ является стратегическое планирование, предусматривающее привлечение экспертных кадров. Крупнейшие аналитические центры Ирана (think tanks) проводят скрупулезный мониторинг ситуации на Ближнем Востоке и дают ее детальный анализ. К таким аналитическим центрам относятся прежде всего Иранский институт политических и международных исследований (Iranian Institute for Political and International Studies, IPIS, Дафтар-э-муатталят-э-сийяси ва бейнольмеллали – перс.) и Центр стратегических исследований (Center for Strategic Research). Институт IPIS был создан в 1983 году для изучения мировой политики и международных отношений. Работает под патронажем МИД ИРИ. Генеральным директором IPIS в настоящее время является Мустафа Захрани. М.Захрани является кадровым иранским дипломатом, участвовавшим в мирных переговорах 1980-1988 годов по окончанию ирано-иракской войны. В 1999-2004 годах занимал важные посты в постоянном представительстве ИРИ при ООН. Центр стратегических исследований (ЦСИ) Ирана возглавляет Али Акбар Велаяти, занимавший пост министра иностранных дел Ирана в 1981-1997 гг. А.А.Велаяти является выдающимся иранским дипломатом современной эпохи. Кроме того, большое количество аналитических работ дают эксперты и профессора Тегеранского университета, Университета Алламе Табатабаи, Университета Имама Садыка, Центра исследований Евразии, основанного в свое время нынешним послом Ирана в России Мехди Санаи. Анализ российской внешней политики занимает важное место в исследованиях этих ученых.

Большой доклад об отношениях России с блоком НАТО подготовил сотрудник IPIS, бывший посол Ирана в Венгрии, Румынии и на Кипре Али Акбар Фарази. Поводом для этого доклада стало проведение совместных маневров России и Беларуси «Запад-2017». Фарази отмечает стратегическую уязвимость России после распада Советского Союза в 1991 году. По его мнению, блок НАТО и США стремятся «капитализировать» этот распад, расширяя блок НАТО за счет бывших советских сателлитов по Варшавскому договору (Польша, Венгрия, Румыния, Чехия) и бывших республик СССР. В частности, Вашингтону удалось обострить и довести до открытого конфликта отношения России с Грузией и Украиной. По убеждению бывшего посла, после распада СССР пропал raison d’etre существования НАТО, так как эта организация «была создана для противодействия реально существовавшей советской угрозы». На короткое время на роль главного противника НАТО был выбран исламский мир, однако в силу его расколотости и явной неспособности в 1990-е годы конкурировать с Западом, главной мишенью блока вновь оказалась Россия. Одну из причин  расширения НАТО на Восток в начале 2000-х годов в президентство Дж.Буша-младшего Али Акбар Фарази видит в намерении США противопоставить «новую Европу» (Польша, Румыния, Чехия, страны Балтии), боящуюся агрессивных действий России, и старую Европу (Германия, Франция, Италия), не видящую в РФ угрозу (1). Отношения России с НАТО особенно обострились после переворота на Украине в 2014 году и присоединения Крыма к России.

Посол акцентировал внимание на различии подходов Евросоюза и НАТО по отношению к России. Евросоюз заинтересован в развитии широких экономических отношений с Россией, поэтому евробюрократия стремится к отмене или хотя бы смягчению санкций. В то же время сам ЕС, по мнению Фарази, переживает в нынешний период не лучшие времена. Его основными проблемами иранский эксперт считает выход Великобритании (Brexit) и неспособность Брюсселя полностью интегрировать страны Восточной Европы. По убеждению эксперта, Россия не имеет стратегического подхода к отношениям с НАТО. На первом этапе президентства В.В.Путина Россия старалась поддерживать партнерские отношения с НАТО и даже намекала на готовность вступить в этот военный блок. Однако после украинского кризиса Россия приняла оборонительную позицию, фактически возвращающую ее к временам «холодной войны». С одной стороны, это усиливает ее оборонный потенциал, но, с другой стороны, в условиях экономического кризиса, который переживает Российская Федерация, это может результироваться в  новой гонке вооружений. Существенные экономические трудности могут привести к недовольству населения и подрыву той самой стабильности, над созданием которой российское руководство трудилось последние пятнадцать лет.

Кроме того, по мнению посла, НАТО может активизировать враждебные России действия в Центральной Азии  и на Южном Кавказе. Здесь могут быть сделаны попытки оторвать Армению от военно-политического союза с Россией. В этих условиях насущно необходимой, по мнению иранского эксперта, является координация действий России и Ирана в регионах Центральной Азии и Закавказья. Фактором, играющим в пользу России в противостоянии НАТО, Али Акбар Фарази видит в увеличивающемся недоверии европейских элит к политике США. По его мнению, часть европейских политиков, в частности канцлер ФРГ Ангела Меркель, испытывают разочарование в непредсказуемой политике президента Д.Трампа. Одной из целей военного вмешательства России в Сирии посол видит в намерении улучшить отношения с Западом. По его мнению, создав зону безопасности в Южной Сирии, Россия заключила сделку с США. «Русские вообще большие дельцы и все делают к собственной выгоде», — заключает иранский эксперт.

Другой иранский эксперт, бывший посол ИРИ в Азербайджане Афшар Сулеймани в целом довольно скептически оценивает перспективы российско-иранского партнерства. По его мнению, «сотрудничать с Россией – все равно, что играть в карты вслепую с партнером, который хочет тебя обдурить» (2). Не касаясь исторических разногласий двух стран, он приводит примеры «вероломного поведения России и неисполнения ею своих обязательств» в недавнем, уже постсоветском прошлом. К ним относятся задержка строительства и ввода в эксплуатацию АЭС в Бушере на 10 лет и поставок комплексов ПВО С-300 на 7 лет, отказ (еще до объявления международных санкций в 2010 году) от поставок в Иран самолетов-истребителей, препятствия к поступлению в российские профильные вузы, где готовят физиков-ядерщиков, иранских студентов (такой прием осуществлялся в конце 1990-х – начале 2000-х годов, но потом был приостановлен), присоединение к международным санкциям СБ ООН против Ирана. По мнению иранского эксперта, до 2014 года отношения с Ираном не имели для России самостоятельного значения. «Москва разыгрывала иранскую карту в своих отношениях с Западом», — отмечает эксперт. На его взгляд, Россия по-настоящему заинтересовалась развитием отношений с Ираном, «когда ей самой стало плохо, когда после присоединения Крыма были объявлены санкции, и она превратилась в страну-изгоя».  Особенно негативное отношение Сулеймани вызывает нежелание России сотрудничать на Южном Кавказе.

  1. А.А. Фарази. Русие ва Амрика дар Сурие судайе муамалле доранд.// http://www.irdiplomacy.ir/fa/page/1972071
  2. Сулеймани А. Нагозарим картбази русха шавим.// http://www.irdiplomacy.ir/fa/page/1972532
52.3MB | MySQL:103 | 0,445sec