О текущем состоянии дел в нефтяной отрасли Ливии

В настоящее время нефтяная отрасль Ливии переживает все те же «прелести» уничтожения государства, сопровождавшего фактический распад страны на части, что приходится испытывать и другим системными институтам общества и экономики: нехватку средств, полную анархию в системе управления и планирования, разрушение традиционных логистических и маркетинговых механизмов и кадровую неразбериху.

Тем более удивительными кажутся на этом фоне сообщения о некотором росте добычи нефти в стране, во всяком случае, на фоне прежних послевоенных уровней. По сообщениям некоторых источников (у нас эти цифры вызывают определенный скептицизм), производство нефти выросло аж в 4 раза и приблизилось к миллиону баррелей в сутки.  Данные с мест, сообщения осведомленных источников с основных месторождений свидетельствуют об отсутствии оснований и предпосылок, если не для роста производства, некоторое увеличение его действительно имело место, то для его дальнейшего наращивания. По-прежнему, «крышевание» производств местными вооруженными формированиями, требующими своей доли, вкупе с нарушением центрального финансирования, в том числе, выплаты средств на обслуживание техники и оборудования (отсутствие или задержки зарплаты уже давно никого не удивляют), остановка программ развития месторождений,  лишают Национальную нефтяную корпорацию, номинально сохранившую какой-то контроль над отдельными частями некогда единого производственного комплекса, малейших возможностей обеспечить внятную перспективу развития отрасли, хотя бы, в краткосрочной перспективе.

По заявлению председателя совета правления ННК Мустафы Саналлы, сделанному им на прошлой неделе, корпорация получила только четверть от запланированного бюджета на 2017 год, что делает «трудно осуществимым» выход на назначенный объем добычи в 1.25 млн баррелей в сутки. (Тут имеет место типичное ливийское «преувеличение в разы», поскольку, даже получи ННК весь бюджет, это не отменило бы всего остального, ни контроля боевиков над месторождениями и НПЗ, ни врезок в трубопроводы, ни хроническую нехватку квалифицированных специалистов, особенно иностранных).

М.Саналла предупредил о «будущем спаде производства, если не поступят достаточные средства на развитие».

Итальянский нефтяной аналитик, Рикардо Фабиани, эксперт Eurasia Group приоткрыл завесу над противоречивыми новостями из Ливии. Оказывается, имевший место в первом полугодии этого года, кратковременный прирост добычи, примерно на 250- 300 тысяч баррелей в сутки, был достигнут за счет элементарного использования оборудования «на износ». Были на максимум запущены все имевшиеся резервы. И, разумеется, по прошествии неполных трех месяцев, они были истрачены. Запасы расходных материалов, ресурс генераторов, насосов, трансформаторов, запасные части – десятки наименования единиц снабжения и обеспечения, хранившиеся «на черный день» и постепенно расходовавшиеся, закончились. Сейчас, основные элементы инфраструктуры и на востоке, и в других районах Ливии требуют текущего обслуживания и ремонта, восполнения запасов средств материально-технического обеспечения.  Даже если все это будет обеспечено, добычу удастся в лучшем случае удержать на каком-то, более-менее, стабильном уровне. Но, никак не нарастить. Для этого нужны совсем другие средства и ресурсы, — заключает Р. Фабиани.

По его мнению, в ближайшей перспективе, добыча будет находиться на уровне, примерно в 700 тысяч баррелей. Основным обременением было и есть продолжающиеся паразитирование военизированных формирований, не только берущих регулярную ренту, но, в ряде случаев, вставших на баланс нефтяной промышленности: их надо кормить и лечить, ремонтировать и заправлять их транспорт, делится с ними инструментами, медикаментами и т.д., а также принимать на работу многочисленных родственников.

Достаточно сложные отношения складываются между ННК и сотрудниками нефтяного месторождения «Шарара». После того, как последние устроили несколько стачек и прекратили отгрузки нефти, М.Саналла пригрозил им административными и судебными санкциями, добавив, « что переговоров мы с ними не ведем».  Ранее, в подобных ситуациях, ННК шла на уступки и старалась не обострять обстановку, во всяком случае, на близкорасположенных к Триполитании месторождениях. Теперь, судя по всему, царящий в отрасли хаос и требования от политиков и военных увеличить доходы, не оставляют ННК выхода, кроме как попробовать навести порядок на той же «Шараре» — крупнейшем месторождении в стране, методом «кнута».  Впрочем, эффект от этого окажется, скорее всего, противоположным. Необходимо отметить, что сама ННК, ее структуры, добывающий сектор, сбытовая компания «Брега», их дочерние компании, буквально лихорадит из-за непрекращающегося раскола в стране и в ее отдельных частях.

Характерным примером царящей в отрасли анархии является рассказ переговорщика от города Зинтан, Гейса Салима ар-Рука, участвовавшего «от лица общественности» в переговорах об открытии нефтепровода, идущего к погрузочному терминалу в Мелитте и к НПЗ в Аз-Завии. По его словам, «ННК, с одной стороны стремится решить проблемы, с другой же, сама их создает».

«Они дают обещания бастующим, а затем их не выполняют», — добавляет активист, представляющий местную общину, которая получает свою часть от продажи нефти, поставляемой на побережье с южных месторождений в Мурзуке по трубе, идущей по ее территории. В противном случае, зинтанцы, к слову, достаточная воинственная и крупная племенная группа, воевавшая в 2011 году на стороне мятежников, и до сих пор, не признающая, по большому счету ни Ф.Сараджа, ни Х.Хафтара, никого ли бы то ни было, еще.

ННК, в свою очередь, в заявлении для Reuters сообщила, что «ар-Рук не участвовал в переговорах по возобновлению поставок по трубопроводу, и, во-вторых, она не давала никаких обещаний, и все задвижки были подняты без каких-либо условий».  (Так же, как и опущены, по всей видимости, ну захотелось кому-то, перекрыть поставку нефти и причинить убытки в сотни тысяч долларов просто так).

«Шарара», — огромная по площади совокупность нефтяных полей, находящаяся на юго-западе Ливии и обеспечивающая до 280 тысяч баррелей нефти одноименного сорта, или от четверти до трети общей нефтедобычи Ливии, в последние несколько недель неоднократно прекращала отгрузку нефти к побережью страны.

В начале октября, работа на месторождении была парализована на двое суток после требований, выдвинутых одним из местных вооруженных формирований, выплатить им жалование, выдать припасы и освободить из заключения нескольких их коллег.

На сцене также появилась новая группировка, называющая себя «Довольно молчать», состоящая из местных жителей, намеревающихся в течении ближайших двух недель блокировать месторождение, пока не будут выполнены их требования по улучшению снабжения населения продовольствием и предоставлению медицинских услуг. Reuters же получило 18 октября видеозапись от прокаддафистской группировки, на которой 4 человека в масках с оружием позируют на фоне участке трубопровода где-то в пустыне и заявляют о намерении взорвать его, если в течение 72 часов из тюрьмы в Триполи не выпустят их соратников.

До агрессии стран НАТО в 2011 году, Ливийская Джамахирия ежесуточно добывала около 1.6 млн баррелей и рассчитывала довести добычу к 2018 году до 3.2-3.5 млн, что, скорее всего, было бы реализовано.

Сегодня, ННК еле-еле обеспечивает средний уровень добычи в 620 тысяч баррелей, если не считать, добившего все ее наличные ресурсы, недавнего скачка до 820-850 тысяч баррелей. По оценке Всемирного банка, дефицит бюджета страны, напоминающей бывшую лишь начертанием границ на карте, составляет 22%. По оценке самой ННК, порядка 30% от добычи нефти продается контрабандно.

По ироничному замечанию Ричарда Мэйлинсона, аналитика из Energy Expects Investment, «основным фактом ливийской реальности сегодня является то, что если тебе взбрело в голову, что твой голос должен быть услышан на политическом уровне, то тебе нужно сколотить банду и взять под контроль какое-нибудь жизненно значимое и важно учреждение или объект. Нет никаких оснований считать, что эта тенденция с 2011 года пошла на спад».

52.23MB | MySQL:103 | 0,555sec