Иран обвинил США в нарушении СВПД

Негативное отношение новой американской администрации к подписанным в июле 2015 г. договоренностям между Ираном и шестью странами-посредниками по урегулированию кризиса вокруг Иранской ядерной программы, известным как Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД) стало уже общеизвестным фактом. В Иране об этом писали давно, начиная со времени предвыборной кампании кандидата в президенты Д.Трампа, так и после его прихода в Белый дом. СМИ не раз цитировали многочисленные отрицательные отзывы Д.Трампа, особенно то из них, где говорится, что  о том, что СВПД – худшее из соглашений, которое ему приходилось видеть в своей жизни. В Тегеране считали вполне ожидаемым, что если Д.Трамп займет президентский пост, то он приложит все силы к дискредитации этого документа, а возможно и выходу  США из СВПД.

Как шаг именно в этом направлении, хотя и не такой жесткий, как можно было предвидеть, оценили в Иране обнародованную Д.Трампом 13 октября новую стратегию борьбы с иранской угрозой. Ее главные компоненты были заявлены в таких направлениях как усиление повсеместного противостояния  иранским террористическим угрозам, ужесточение противодействия иранской ракетной программе, ведение  новых антииранских экономических санкций и минимизация деятельности КСИР. Поясняя эту стратегию, американский президент заявил, что на данном этапе США не выходят из СВПД, « но не будут его ратифицировать в нынешней версии, предложив необходимые поправки».  Однако, если не удастся исправить договор, «мы его отменим».

Как ответ на такие жесткие заявления, в Иране пытаются перейти в контрнаступление, стараясь доказать, что не только Иран, но и США не выполняют своих обязательства, вытекающие из подписанного 14 июля 2015 г. документа. По мнению заместителя министра иностранных дел ИРИ по правовым и международным вопросам Сейеда Аббаса Аракчи (он был руководителем рабочей группы переговорщиков и непосредственно вел переговоры по ядерной проблеме в отсутствие главы МИД Мохаммада Джавада Зарифа), США нарушили три статьи СВПД, а также сам «дух» венских договоренностей.  Как сообщило иранское информационное агентство «Фарс», это заявление он сделал, выступая на специальной секции проходящей в Москве конференции по нераспространению. Касаясь самих договоренностей, Аракчи  отметил, что с точки зрения его страны, новые переговоры или включение в текст венских договоренностей дополнительных компонентов совершенно невозможны. Иранский дипломат заявил, что  Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) постоянно в своих докладах подтверждает верность Ирана достигнутым договоренностям. Перейдя в наступление, он заявил: «В то же время США неоднократно и откровенно нарушают «дух и букву» СВПД». В качестве конкретики нарушения США своих обязательств по СВПД Аракчи назвал статьи 26, 29 и 29 Совместного всеобъемлющего плана действий. По словам Аракчи, эти статьи  предписывали США как стороне соглашения  выполнять ее условия в «духе доброжелательности и атмосфере конструктивности, избегая любых действий, которые могут навредить интересам Ирана в части снятия санкций».

Однако, заметил Аракчи, хотя США как один из подписантов венских соглашений обязаны неуклонно и последовательно проводить эту линию, причем  и в заявлениях своих руководителей, на самом деле, США этого не выполняли. Что же именно? В качестве примера Аракчи взял многочисленные речи Д.Трампа, например, его заявления, порочащие СВПД, произнесенные на 72-й Сессии ГА ООН перед сотнями мировых лидеров и известных политиков. По мнению Аракчи, такое действие можно вполне обоснованно расценить как прямое и непосредственное нарушение статей действующего документа. Подобные далеко не единичные речи и выступления Трампа и других американских официальных лиц, считает Аракчи, подорвали доверие к этому документу, создали атмосферу неоднозначности в его оценке, привели к нагнетанию сомнений  в необходимости и правомочности инвестиций в иранскую экономику, подорвали динамику развития сотрудничества с Ираном в различных сферах. Как следствие, масштабно пострадали интересы Ирана, вытекающие из этого соглашения.  Для Ирана, отметил Аракчи, это «абсолютно неприемлемо, ибо ведет к необратимым последствиям, наносит прямой ущерб экономике страны. Вот почему мы против дополнительных переговоров, мы заявляем об этом прямо и открыто, как и о том, что мы против каких-либо добавлений к тексту документа».

Как пишут иранские СМИ, введение дополнительных ограничений санкционного характера, рассматриваемых сейчас американскими законодателями, является, на самом деле, нарушением принятого шестью мировыми посредниками атомного соглашения и в итоге ведет к его делегитимации.  Кроме того, пишут СМИ ИРИ, в нынешней обстановке продолжений усилий США по срыву этого важного документа, способного интенсифицировать экономическое сотрудничества между Ираном и Европой, действия Тегерана на этом направлении не приводят к ожидаемым результатам.

Судя по публикации иранского государственного информационного агентства ИРНА, ранее Аракчи обвинил США еще в одном нарушении СВПД. По словам этого высокопоставленного дипломата, произнесенным в конце сентября в Нью-Йорке на заседании,  посвященном Международному дню полного уничтожения ядерных вооружений, таковым может считаться проводимая США модернизация своих ядерных вооружений. Аракчи обосновывает свою точку зрения тем, что подобное ведет к новому витку гонки ядерных вооружений. По его словам, утверждения американского руководства о том, что атомные арсеналы Вашингтона должны быть сильнее, чем у других, нельзя рассматривать иначе, чем неприкрытое приглашение к новому витку  гонки ядерных вооружений. При этом Аракчи отметил, что подобная политика входит в противоречие с ранее выдвигаемыми США инициативами по обузданию роста ядерных вооружений и, безусловно, беспокоит мировое сообщество.

Слова Аракчи явились реакцией  на заявления Трампа, сделанные еще в феврале текущего года. Тогда, как напомнило информационное агентство Associated Press, только что вступивший на президентский пост Трамп заявил, что полное ядерное разоружение «является не более чем химерой», но если окажется, что члены атомного клуба будут увеличивать свой потенциал на атомном направлении, США будут первыми. Как считает иранский дипломат, главной целью Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) является то, что никто не должен обладать ядерным оружием, и нет никаких причин сомневаться в релевантности этого международно признанного соглашения. Впрочем, добавил Аракчи, соглашение между Ираном и «шестеркой» международных посредников, в которую входили 5 государств – постоянных членов Совбеза ООН (США, Россия, Китай, Англия и Франция) плюс Германия, рассматривается  ИРИ как показатель «исторического успеха иранской дипломатии». Поэтому, сказал иранский дипломат, мы призываем все страны – подписанты СВПД быть верными взятым на себя обязательствам.

Напомним, что еще в сентябре нынешнего года, выступая на 72-й ежегодной сессии Генеральной Ассамблеи ООН, президент ИРИ Х.Роухани охарактеризовал СВПД как документ Совета Безопасности, результат конструктивного взаимодействия Ирана и мирового сообщества, дав оценку заявлениям американского президента по поводу необходимости его пересмотра  как «обыкновенное жульничество». Кстати, тогда же Роухани обвинил Трампа в нагнетании истерии вокруг СВПД, что само по себе нарушает принятые в ООН правила.  Отметим, что кампании травли, разгоревшуюся вокруг венских договоренностей, осудили и лидеры ряда стран Европы, в том числе – подписантов СВПД, например, Франции.

62.85MB | MySQL:102 | 0,479sec