Энергетическая политика в восточном средиземноморье и роль Турции. Часть 8

В конце сентября месяца этого года Фонд политических, экономических и социологических исследований (SETAV), базирующийся в Анкаре, опубликовал исследование под заголовком «Роль Восточного Средиземноморья в становлении Турции в качестве центра энергетической торговли». Продолжаем рассмотрение второй части документа, озаглавленной «Страны – обладательницы запасов природного газа в Восточном Средиземноморье» и, в частности, подраздела, посвященного Египту.

Как было уже сказано, важнейшая роль в разработке газовых месторождений Египта руководством страны отведена итальянской компании Eni. В случае, если главное месторождение Средиземноморья заработает на полную мощность, то это позволит стране, как минимум, полностью удовлетворять свои собственные потребности в «голубом топливе». Вслед за этим возникает вопрос доставки добываемого газа на внутренний египетский рынок и, в этом смысле, на повестку дня вышла опция сжиженного природного газа (СПГ). В стране наличествует два терминала по сжижению Idku и Damietta (см. Рис.4), которые, вкупе с выгодным географическим положением, позволяли Египту до 2009 года занимать одно из лидирующих положений на рынке СПГ с объемом поставок за рубеж в 12,8 млрд куб м. В 2014 году эта цифра уже снизилась до 3,7 млрд куб м, а сам Египет был вынужден закрыть терминал Damietta. Экспорт СПГ полностью прекратился в 2015 году, а вместе с этим и терминал Idku был переориентирован на обслуживание внутреннего рынка. Также с целью регазификации закупаемого за рубежом газа использовался терминал Ain Sokhna Hoegh мощностью 5,4 млрд куб м.

Заметим, что до 2009 года Египет осуществлял свой экспорт в страны-члены Европейского Союза, Южную Корею, Японию, Китай, Индию, Тайвань и прочие другие азиатские страны.

Как констатируют турецкие исследователи, важную роль в становлении Египта в качестве газодобывающей страны сыграли много лет работающие в стране энергетические корпорации. В частности, компания ВР обнаружила в 2015 году в дельте Нила месторождение на блоке AToll с запасами около 42,5 млрд куб м. Ожидается, что добыча газа на нем начнётся уже в 2018 году.

 

Рис.4. Терминалы Египта по сжижению природного газа.

Энергетика в целом играет важную роль в политике Египта. Так, в этом смысле можно вспомнить про подписание Грецией, Кипром и Египтом в 2014 году так называемой «Каирской декларации». Помимо всего прочего, она стала выражением мнения сторон о том, что Турция не должна вмешиваться или препятствовать изыскательским работам, которые ведутся Кипром (турецкие исследователи упорно называют его Греческой Администрацией Южного Кипра). Что навело турецких авторов на вполне закономерную мысль о попытках изоляции Турции. При этом Министерство нефти и энергетики Египта озвучило цель о том, что страна к 2030 году должна занять положение ведущего энергетического центра региона. Вслед за этим, 28 мая 2017 года, было объявлено о том, что компания Eni завершила зондаж на первом участке месторождения «Зохр» в переключается на решение вопроса транспортировки добываемого газа ( по трубопроводу — В.К.).

Завершают обзор ситуации в Египте турецкие исследователи выражением своего мнения о том, что в ближайшие годы стране не удастся достичь заявленной цели по возобновлению экспорта газа и по становлению в качестве центра торговли энергоносителями. Главной причиной тому является рост населения страны за 10 лет на 17 млн чел., что, в свою очередь при сохранении подобной динамики, приводит к неуклонному и динамичному росту спроса на внутреннем рынке.

Следующий раздел исследования посвящён Израилю.

Первые изыскательские работы страны относятся к 1999 году, когда в исключительной экономической зоне Израиля было обнаружено месторождение Noa. За ним в 2000-м году, при участии компании Noble последовало открытие месторождения Mari-B. Общие запасы газа на указанных месторождениях были оценены приблизительно в 43,6 млрд куб м. Следующими «находками», реализованными совместными усилиями Noble и израильской Delek Group, стали месторождения Tamar и Dalit с запасами 283 и 14,1 млрд куб м соответственно. 2010 год был отмечен открытием крупнейшего до сих пор месторождения «Левиафан» (около 509 млрд куб м ). Таким образом, согласно существующим оценкам, Израиль является собственником запасов природного газа объемом около 1 трлн куб м . Эта ситуация обуславливает, помимо всего прочего, стремительный рост выработки электроэнергии Израиля на природном газе: с 16% в 2012 году до 41% в 2013 году и до 44% в 2014 году.

 

Рис.5 Месторождения природного газа, обнаруженные в исключительной экономической зоне Израиля.

На рис.6 приводится диаграмма потребления первичных источников энергии в Израиле

 

Рис. 6. Израиль и потребление первичных источников энергии.

Прим.: подписи под рисунком – petrol (нефть), doğalgaz (природный газ), kömür (уголь), yenilenebilir (возобновляемые источники).

 

Как указывают турецкие авторы, целью Израиля является удовлетворение внутренних потребностей страны в газе за счёт введения в эксплуатацию месторождения «Левиафан» к 2019 году и поставка за рубеж возникающих излишков.

62.85MB | MySQL:109 | 0,524sec