Ирак: о формировании основных параметров бюджета на 2018 год

3 ноября, комитет парламента Ирака по финансам предал огласке черновик бюджета страны на 2018 год, на 90% совпадающий по основным статьям с текущим главным финансовым документом государства. В тексте обоих бюджетов имеется несколько различий, главное из которых связано с уменьшением доли ассигнований, выделяемых для Иракского Курдистана до 12% от общей суммы трат государства. Соблюден на новый год и уже апробированный способ, так называемого, пропорционального финансирования, учитывающий пропорции жилищного сектора провинций, процент секвестра жалования, начисление налогов и формирование потребительской корзины населения, отдельный и исчисляемый для каждого из субъектов федерации пропорционально численности его население и набору показателей промышленного развития, сельскохозяйственного производства и т. п. При том, что он по-прежнему сохраняет взимание с провинций, как Басра, больших сумм, чем она получает, причем значительно больших, в целом, такой подход, на сегодня оправдан и позволяет нивелировать финансовую ситуацию в стране. Разумеется, по мере стабилизации обстановки в Ираке, следующие бюджеты нужно будет значительно видоизменять.

Хисам аль-Акаби, член комиссии заявил в интервью новостному порталу «Ас-Сабах аль-Джадид», что по его информации, текст бюджета все еще проходит последние доработки в правительстве и пока еще не поступал в парламент для представления депутатам».

Парламентарий, представляющий фракцию «Блок свободы», принадлежащую к общественно политическому движению «Ас-Садри», пояснил, что «окончательная черновая версия бюджета, согласно имеющимся у депутатов данным, в общем и целом, согласована в правительстве и осталось лишь некоторые штрихи, причем, никаких принципиальных отличий от текущего бюджета, в новом не будет, кроме, нескольких статей».

Х.аль-Акаби привел некоторые цифры: так, секвестр жалования служащих, пенсий и пособий для отставников, расходов на социальные нужды оставит 4.8%, то есть, останется на прежнем уровне. Однако, как ожидается, парламент уменьшит эту цифру до 3.8%, исходя из нынешнего уровня цен на нефть, во всяком случае, комитет рассчитывал именно эту цифру и «был удивлен, увидев то, что правительство решило оставить ее на прежнем уровне».

Что касается налогов на потребительскую корзину и сотовые телефоны, а также на сеть интернет, то они останутся на прежнем уровне, так же, как и налог на авиабилеты, то есть составят 20%.

Наиболее «драматическое» сокращение коснется квоты Иракского Курдистана, — добавил парламентарий. Ее сократят с нынешних 17% до 12.76%.  Эта цифра была определена после изучения доходно-расходной картины по всем трем северным курдским провинциям, Эрбилю, Сулеймании и Дахуку, «с учетом недавних корректировок по статусу этих территорий».

За несколько расплывчатым объяснением кроется давно назревавший ответ на запутанный клубок курдско-федеральных финансовых отношений, перешедших в область понятийных разборок полукриминального характера. Следует учесть, что обе стороны преуспели в «надувании» друг друга, и, с 2012 года, весьма значительные количества курдской нефти утекали мимо труб и резервуаров государственной компании SОМО, оговоренные квоты поставок не соблюдались, причем, зачастую региону не оставалось иного выхода, кроме как зарабатывать самому, поскольку федеральный центр, тогда всецело занятый освобождением провинции Анбар «забывал» перечислять в регион отчисления от честно предоставленной нефти, в дальнейшем же, по мере роста взаимных претензий и долгов вообще перестал финансировать регион, ограничиваясь оплатой полиции федерального подчинения и отдельных чиновников и племенных лидеров, лояльных центру. Так что, по большому счету, никаких 17% курды в глаза не видели и даже близко. Нынешнее же снижение пока экономически трудно объясняется, до тех пор, пока не будет данных по статистике экспортных поставок собственно курдской нефти и того, через кого и как она будет продана. Поэтому, формальное снижение субсидий региону мы воспримем как фактор «воспитательного значения» для Иракского Курдистана в назидание за недавние события.

Оценивая средневзвешенный курс по иракским нефтяным сделкам на уровне 50 долларов США за баррель, Х.аль-Акаби признает его «достаточным» для наполнения бюджета, указав на то, что в расчетах была заложена цифра в 43.40 доллара, что «оставляет коридор для некоторого профицита бюджета, или, во всяком случае, обеспечивает выполнение целевых правительственных программ».

Кроме того, в бюджете заложены и рассчитаны механизмы поддержания и обеспечения долговых обязательств и расчетов страны, как внутренних, так и внешних, — пояснил Х.аль-Акаби. Это важный момент, учитывая то, что только на обеспечение внешнего долга Ираку ежегодно приходится выделять порядка 7-9% бюджета и стабильность текущих расчетов с кредиторами поможет как в погашении долга, так и в перекредитовании или в привлечении при необходимости дополнительных заемных средств.

Обсуждение бюджета, как всегда, не протекало гладко, — свидетельствует председатель парламентской комиссии по труду, Садек аль-Муханна. Депутатам пришлось на месяц продлить сессию, вместо того, чтобы отправится на очередные каникулы. «Ближайшие дни покажут, насколько все интересы учтены в бюджете», — добавляет депутат, представляющий фракцию «За реформы», — надеемся, что до начала следующего года, все спорные моменты будут урегулированы».

Бюджет в Ираке, после первичной верстки в парламенте направляется в правительство, откуда в более-менее, сформированном виде, возвращается в парламент, где принимается в результате трех чтений, и должен поступить в правительство к исполнению не позднее марта каждого года, который и является началом нового финансового года. Следует отметить, что все ключевые бюджетные перипетии, само собой разумеется, изрядно политизированные и, увы, коррумпированные приходятся как раз на период октября – ноября. Если знать цифры согласованного бюджета, например, на военные расходы, легко представить себе, что чтобы там не говорилось на разных уровнях и при разного рода встречах о заключении новых контрактов, если на них осенью в бюджете не заложено средств, обсуждать их можно бесконечно долго и также бесконечно бессмысленно. Подписать может что-нибудь удастся, но оплачено оно будет лишь тогда, когда будет прописано в бюджете. При этом особенности иракского парламентаризма сводятся к почти полной прозрачности параметров готовящихся контрактов и их активному обсуждению депутатами, способными заблокировать любой договор или устроить ему такую коррупционную обструкцию, что никто не решится на его реализацию с точки зрения собственной карьеры. Примеров таких в современных иракских реалиях более чем достаточно, так недавно, буквально, в начале осени, жесткой обструкции подверглось военно-техническое сотрудничество с Украиной, которая на какой-то срок стала неблагонадежным поставщиком.

52.17MB | MySQL:103 | 0,574sec