Катар: о сенсационных откровениях Хамада бен Джасема

26 октября с.г. видный представитель правящей семьи Катара принц Хамад бен Джасем Аль Тани дал интересное интервью катарскому государственному телевидению. Хамад бен Джасем занимал пост министра иностранных дел Катара в 1992-2013 годах и премьер-министра этой страны в 2007-2013 годах. является одним из немногих людей, занимавшихся выработкой внешней и экономической политики Катара в правление бывшего эмира Хамада бен Халифы. Из других лиц, способствовавших возвышению крошечного эмирата и превращению его в самостоятельный центр силы на Ближнем Востоке можно упомянуть самого эмира Хамада, его супругу шейху Мозу и бывшего вице-премьера и министра промышленности и экономики Абдаллу аль-Атыйя. Хамад бен Джасем долгое время курировал Катарское управление по инвестициям (КУИ), выгодно вкладывавшее деньги в экономику Великобритании, Франции, Италии, Испании. При этом Хамад бен Джасем прославился коррупционными сделками, приносившими ему лично значительные «откаты». Только за приобретение лондонского универмага «Хэрродз», как утверждают катарские бизнесмены, Хамад бен Джасем заплатил 4 млрд долларов из средств КУИ, 15% которых составили «откаты», большая часть которых пошла эмиру, а часть – ему самому. Таких сделок было немало, включая приобретение доли «Сантандер» (бразильского филиала одноименного испанского банка) на очередные 4 млрд долларов, мифические вложения в тонущую греческую экономику на миллиарды долларов, скупка элитной недвижимости в Лондоне и Париже.  Он являлся одним из организаторов и вдохновителей поддержки движения «Братьев-мусульман» в Египте, Ливии и Сирии, и во многом несет ответственность за развязывание кровопролитных войн в двух последних странах.

Интервью Хамада бен Джасема было показано не телеканалом «Аль-Джазира», а мало просматриваемым катарским государственным телевидением, поэтому поначалу не привлекло к себе большого внимания. Однако уже через несколько дней оно вызвало большой резонанс, и было растираживано арабскими и европейскими СМИ. В ходе почти двухчасовой передачи отставной катарский премьер-министр позволили себе ряд откровений, приоткрывших завесу над подрывной политикой Катара и Саудовской Аравии по отношению к законным правительствам стран региона на первом этапе «арабской весны» и поддержкой этими государствами джихадистских организаций.

Касаясь конфликта в Сирии, Хамад бен Джасем сказал: «Башар был нашим другом, мы не имели с ним проблем». По его признанию, начать работу по свержению Б.Асада катарцев побудили два фактора. Во-первых, репрессии сирийского правительства при разгоне мирных демонстраций, Во-вторых, «просьбы американских друзей». По словам Хамада бен Джасема в начале сирийского кризиса он приехал в Эр-Рияд, где встретился с королем Абдаллой бен Абдель Азизом. На встрече он предложил руководству КСА совместное участие в вооруженном свержении правительства Башара Асада в Сирии (1).  Король ответил согласием, добавив: «Вы ведете это досье, а мы будем вам помогать». Военная помощь, по признанию катарского принца, шла из КСА, Катара и Турции. Вначале деньги и оружие, предназначавшиеся сирийской оппозиции, шли из стран Залива в Турцию, а там распределялись при кураторстве американцев. При этом Хамад бен Джасем признал, что значительная доля этой помощи предназначалась «Джебхат ан-Нусре» (запрещена в России) как наиболее эффективной в военном отношении группировке. Он, однако, отверг обвинения в адрес Катара в помощи «Исламскому государству» (запрещено в России), назвав их происками врагов. Хамад бен Джасем добавил, что после того как «Джебхат ан-Нусра» была занесена в список террористических организаций, помощь этой группировке прекратилась. По словам Хамада бен Джасема, «Мы хотели освободить Сирию, но на каком-то этапе начались взаимные разногласия (с Саудовской Аравией). Сирии была уготована роль жертвы, но жертва сбежала с алтаря». По мнению Хамада бен Джасема, сирийский конфликт привел к тому, что «много людей было убито, но Башар остался у власти. Альтернативы ему нет». Он обвинил Эр-Рияд в приспособленчестве после перелома в сирийском кризисе. «Когда они (саудиты) поняли, что правительство в Дамаске остается у власти, они без всяких объявлений свернули помощь оппозиции. Мы тоже согласны с этим смириться, но нужно согласованное решение. Башар был нашим другом, у нас не было проблем, но скажите нам прямо, что вы поменяли позицию, и не будете поддерживать его противников», — констатировал принц.

В ходе двухчасовой беседы Хамад бен Джасем коснулся и других интересных вопросов. По его признанию, Катар разместил на своей территории американскую военную базу Эль-Удейд в ответ на просьбы Саудовской Аравии в начале двухтысячных годов. В то время в стране начались теракты, а исламские радикалы протестовали против размещения войск «неверных» на земле «двух священных городов». Исходя из этого, было принято решение о выводе американских военных баз с территории КСА и  их дислокации в Катар. Представительство афганского движения «Талибан» в Дохе, по словам экс-премьера, было открыто по просьбе американцев, так как США нуждались в площадке для переговоров с талибами. Катар принял участие в военной операции в Йемене против хоуситов по настоянию Эр-Рияда, «хотя никаких наших интересов в Йемене не было». Отметим, что катарцы прекратили военное участие в йеменской операции в июле с.г., когда разгорелся конфликт в саудовско-катарских отношениях. Касаясь этого конфликта, принц Хамад признался, что жалеет о разрыве отношений КСА и Катара, но при этом считает, что государства, осуществляющие блокаду эмирата, наносят больший ущерб себе, нежели его родине.

Определенное внимание Хамад бен Джасем уделил и отношениям Катара с режимом Муаммара Каддафи в Ливии. Известно, что в первом десятилетии двадцать первого века Доха поддерживала с ливийским правительством партнерские отношения, а затем приняла активное участие в его свержении. Недавно некоторые арабские СМИ распространили информацию о том, что еще в 2006-2007 годах Хамад бен Джасем говорил о причастности Каддафи к покушению на саудовского короля Абдаллу бен Абдель Азиза в 2003 году. Хамад бен Джасем подтвердил эту информацию.  По его словам, Катар поддерживал отношения с Ливией Каддафи по экономическим причинам. При этом он предупреждал покойного короля Абдаллу о том, что «у Каддафи плохие намерения по отношению к странам Персидского залива, а его поведение надменно и вызывающе». В конце беседы экс-премьер отметил, что не собирается возвращаться во власть, поэтому все его откровения не должны восприниматься как выражение официальной точки зрения Дохи.

Беспрецедентное выступление Хамад бен Джасема на телевидении (2), по-видимому, преследовало несколько целей. Во-первых, показать Эр-Рияду, что путь к примирению не закрыт. Об этом свидетельствовали напоминания бывшему союзнику о многочисленных услугах, оказанных Дохой. В то же время экс-премьер обнародовал неприятную для Эр-Рияда правду о поддержке террористических группировок в Сирии, и дал понять, что у его страны есть чем шантажировать КСА. Напомним, что одним из требований, выставленных арабской «четверкой» к Катару было прекращение поддержки террористических и экстремистских организаций. Однако Доха показывает, что такая поддержка осуществлялась и самим Эр-Риядом. Во-вторых, интервью показывает, насколько политика Катара на Ближнем Востоке зависела и зависит от внешнеполитической линии Вашингтона. Интервью Хамада бен Джасема можно рас сматривать как новый залп, выпущенный в катарско-саудовской информационной войне и выпущенный не напрасно.

 

1.Фильм: афшайе асрар джанг-э Сурийе аз забан вазир-э-хариджи Катар сабек.// http://www.irdiplomacy.ir/fa/page/1972895/

2.Можно посмотреть здесь: https://m.youtube.com/watch?v=9f3313okQxg

52.24MB | MySQL:103 | 0,514sec