О проблеме святых для иудаизма мест в арабских населенных пунктах

Силы ЦАХАЛа совместно и Пограничной стражей (МАГАВ) и Полицией Израиля провели в ночь с субботы на воскресенье операцию по охране группы из примерно 300 еврейских паломников, прибывших в расположенный к северу от Хеврона Халхуль, чтобы помолиться на находящихся в этом населенном арабами-мусульманами городе древних могилах, рассматриваемых еврейской традицией в качестве мест погребения библейских пророков Натана (в церковном русском переводе Библии – «Нафан») и Гада. Следует пояснить, что упомянутые могилы находятся внутри здания, которое служит в настоящее время мечетью.

Как было сообщено, молитвы прошли, как и было запланировано. При этом в Халхуле произошли серьезные нарушения общественного порядка со стороны местного арабского населения. Арабы бросали в израильских солдат и полицейских камни и бутылки с зажигательной смесью. В ответ, как было сообщено, ЦАХАЛ применил спецсредства, предназначенные для разгона демонстраций. Серьезно пострадавших и материального ущерба в результате этих сопровождавшихся насилием событий не было.

Во время молитвы на гробнице пророков Натана и Гада

Данное сообщение является лишь одним из примеров того, как проводятся в наше время посещения еврейскими паломниками святых для иудаизма мест, расположенных в арабских населенных пунктах Иудеи и Самарии (Западного Берега, пользуясь арабской терминологией). О том, что может произойти с еврейскими паломниками, посещающими такие места без сопровождения военных, наглядно свидетельствует появившаяся в израильских СМИ краткая информация о том, что трое израильских граждан приехали в ночь с понедельника на вторник в Шхем (Наблус) самостоятельно, вопреки распоряжению командующего Центральным военным округом, запрещающим посещение израильтянами (в реальности это распоряжение касается не всех израильских граждан, а только евреев) зон А (районы Иудеи и Самарии, находящиеся, согласно Норвежскими соглашениям середины 1990-х годов под полным контролем Палестинской национальной администрации — ПНА). Машина упомянутых израильских граждан была угнана и сожжена арабами. Силы ЦАХАЛа обнаружили этих израильских граждан и передали их Полиции Израиля для открытия уголовного дела. Могло быть и хуже. Гораздо хуже. В прошлом случались и убийства евреев, пытавшихся посетить самостоятельно расположенную в Шхеме гробницу библейского Йосефа (в церковном русском переводе Библии – Иосиф, сын Иакова) и его сыновей Эфраима (в церковном русском переводе Библии – Ефрем) и Менаше (в церковном русском переводе Библии – Манассия). В ту же ночь силы ЦАХАЛа совместно с Пограничной стражей и Полицией Израиля провели операцию по обеспечению безопасности 1 тысячи еврейских паломников, прибывших в Шхем на гробницу Йосефа. Как было затем сообщено «молитвы прошли, как и было запланировано».

Таким образом, посещения евреями святых для иудаизма мест, расположенных внутри арабских населенных пунктов Иудеи и Самарии всегда сопровождается военной операций по обеспечению их безопасности. Обычно операции такого рода проводятся ночью для того, чтобы числу находящихся в этот момент на улицах арабов было меньше. Точно так же, как посещения паломниками гробницы Йосефа в Шхеме и гробницы пророков Натана и Гада в Халхуле, проходят еврейские молитвы на гробницах первосвященника Элазара (в церковном русском переводе Библии – Елеазар) его брата первосвященника Итамара (в церковном русском переводе Библии – Ифамар) и его сына Пинхаса (в церковном русском переводе Библии – Финеес), а также на гробницах «семидесяти старейшин» (имеются в виду ученики Иисуса Навина), расположенные в арабском мусульманском селе Аварта к юго-востоку от Шхема (Наблуса); и на гробницы Иегошуа бин Нуна (в русском церковном переводе Библии — Иисус Навин) и Калева бен Ефунэ (в церковном русском переводе Библии – Халев), расположенные в арабском мусульманском селе Кифл-Харис в непосредственной близости от еврейского города Ариэль.

Еврейские паломники у гробницы «семидесяти старейшин»

Стена гробницы Иегошуа бин Нуна, на которой арабы оставили антиеврейские надписи и изображения свастик

Важнейшим культовым объектом такого рода, несомненно, является уже гробница Йосефа в Шхеме. Еврейская религиозная традиция рассматривает его как одно из трех мест в Эрец-Исраэль, собственность евреев на которые неоспорима, поскольку ТАНАХ (еврейское название Ветхого Завета) описывает их покупку евреями у неевреев. Талмудические мудрецы сказали по этому поводу: Есть «три места, относительно которых народы мира не смогут обманывать Израиль, говоря: «Путем грабежа они попали в ваши руки». И вот они: пещера Махпела (в Хевроне – В.Ч.) и Храм (в Иерусалиме – В.Ч.), и гробница Йосефа» (Берешит Раба 79, 7).

Собственность евреев на гробницу Йосефа объясняется еврейской религиозной традицией тем, что она расположена на участке поля, который был куплен рядом с библейским Шхемом его отцом Иаковом  (Бытия 33). Об этой традиции упоминается и в христианском Новом Завете (Евангелие от Иоанна 4, 5).  Так или иначе, в отношении гробницы Йосефа существует даже специальный пункт в Норвежских соглашениях 1995 года, согласно которому гробница Йосефа признается ПНА в качестве еврейского культового объекта, представляющего собой израильский анклав. Более того, дорога, ведущая к этому святому для евреев месту, была определена в качестве зоны С, то есть, согласно букве договора, она должна находиться по полным израильским контролем.

Однако уже осенью 1996 года гробница Йосефа подверглась массированному нападению со стороны арабов, которые обстреливали еврейских паломников, учащихся иешивы «Од Йосеф Хай», работавшей тогда на гробнице Йосефа, и сотрудников частной охранной компании, защищавших этот израильский анклав. Нападения прекратились лишь после того, как ЦАХАЛ пригрозил заново оккупировать весь Шхем. После этих событий иешива была переведена в расположенное к югу от Шхема еврейское поселение Ицхар, гробницу Йосефа стали охранять бойцы Пограничной стражи, а еврейские паломники смогли приезжать на нее только по согласованию с ЦАХАЛом и в его сопровождении. В мае 2000 года гробница Йосефа снова подверглась массированному обстрелу, арабы предприняли неудачную попытку штурма. В ходе боя был ранен израильский офицер. В октябре 2000 года палестинская полиция возобновила попытки штурма гробницы Йосефа. По распоряжению ЦАХАЛа посещение ее гражданами было полностью запрещено. Израильский анклав обороняли только 12 бойцов Пограничной стражи. В ходе боев, продолжавшихся 6 суток, один из них погиб. После этого ЦАХАЛ вошел в Шхем и эвакуировал заблокированных на гробнице Йосеф бойцов Пограничной стражи, не оставив там вместе них никого. Сразу же после этого арабы осквернили гробницу. Лишь в 2002 года ЦАХАЛ возобновил посещения гробницы Йосефа еврейскими паломниками, но теперь они совершаются только так, как это было описано выше.

Арабы громят гробницу Йосефа

Наличие святых для иудаизма мест в арабских населенных пунктах Иудеи и Самарии, над которыми у Израиля после подписания Норвежских соглашений и создания ПНА нет полного контроля, представляет собой серьезную проблему военно-политического характера. Автор, которому приходилось бывать на гробнице Йосефа и до, и после подписания упомянутых соглашений, может на основании личных впечатлений с уверенностью утверждать, что ситуация после подписания Норвежских соглашений радикально изменилась к худшему.

Наличие культовых объектов иудаизма, религии, символизирующей в глазах арабов-мусульман «сионистского врага», в местах, где нет постоянного еврейского присутствия, неизбежно ведет к попыткам осквернения этих объектов и нападения на посещающих их еврейских паломников. Однако военно-политическое руководство Израиля не может отказаться от этих культовых объектов при всей кажущейся нецелесообразности их защиты, поскольку их святость для иудаизма закреплена многовековыми традициями, неизмеримо более древними, чем современное Государство Израиль и создавшее его сионистское движение.

Учитывая этот факт, израильтяне в тех случаях, когда это представлялось возможным, постарались оставить святые места иудаизма под своим постоянным военным и гражданским контролем. В этом контексте следует упомянуть в  первую очередь город Хеврон, в котором находится уже упомянутая пещера Махпела (гробница праотцов и праматерей еврейского народа – Авраама, Исаака, Иакова, Сарры, Ревекки и Лии) и ряд других святых для иудаизма мест. Наличие в Хевроне еврейского населения, проживающего в нем по соседству с арабским мусульманским большинством как в новом еврейском пригороде Кирьят-Арба, так и в Старом городе – Касба, привело к тому, что в отношении Хеврона был заключен в 1997 году специальный договор между Израилем и ПНА, оставивший все еврейское население города и все основные расположенные в нем религиозные святыни иудаизма под полным израильским контролем.

Здание, возведенное в I веке до н.э. иудейским царем Иродом Великим над пещерой Махпела в Хевроне.

Гробница праматери Рахели (в церковном русском переводе Библии – Рахиль), расположенная, согласно еврейской традиции, на окраине Вифлеема была оставлена соглашением 1995 года под контролем Израиля, что стало возможным, благодаря тому, что упомянутый культовый объект удален лишь на 0,5 км от Иерусалима. Тем не менее, охраняющие гробницу Рахели военнослужащие ЦАХАЛа и бойцы Пограничной стражи, начиная с 1996 года, неоднократно подвергались обстрелам и забрасыванию бутылками с горючей смесью со стороны находящегося под полным контролем ПНА Вифлеема. В этой связи гробница Рахели была укреплена и фактически превратилась в крепость. Тем не менее, посещение ее еврейскими паломниками возможно практически всегда.

Прибытие еврейских паломников на гробницу Рахели.

Значительно проще ситуация на гробнице пророка Шмуэля (в церковном русском переводе Библии – Самуила), расположенной на горе Гар-Шмуэль (арабы называют ее Наби-Самвил) к северу от иерусалимского еврейского квартала Рамот. На западных склонах этой горы расположены дома еврейского поселения городского типа Гиват-Зеев. Арабское мусульманское население проживает в непосредственной близости от гробницы пророка Шмуэля, но оно крайне малочисленно. По проходящему мимо шоссе, соединяющему Иерусалим с Гиват-Зеевом, идет постоянный поток еврейского транспорта. В этих условиях посещение данного культового объекта еврейскими паломниками совершается беспрепятственно.

На гробнице пророка Шмуэля

62.9MB | MySQL:109 | 0,472sec