Ситуация в Ливии: октябрь 2017 г.

1 октября вновь открылся торговый порт Бенгази. До этого он был закрыт в течение 3 лет из-за боев, ареной которых был город, ставший в свое время эпицентром восстания против режима Муамара Каддафи. Порт закрылся в 2014 году, когда Бенгази оказался под контролем ряда исламистских формирований, в том числе «Исламского государства» (ИГ, запрещено в РФ). Город был полностью освобожден в июле с.г. силами фельдмаршала Халифы Хафтара. Бои за него шли почти три года.

На церемонии открытия порта Бенгази присутствовал глава восточного «правительства» Ливии Абдалла ат-Тани. В ходе церемонии в порт вошло судно с грузом медикаментов и продовольствия. Как отметил А.ат-Тани, в период времени, когда Бенгази находился под контролем джихадистов, его порт использовался для доставки оружия и боеприпасов. Чтобы стимулировать портовую активность, власти временно отменили таможенные сборы в порту.

1 октября в Тунисе эмиссар ООН в Ливии Гасан Саламе сообщил, что представители ливийских правительств в Триполи и Тобруке достигли прогресса в вопросе подготовки изменений в соглашение о политическом переходном периоде в этой стране от 2015 года. «После недели совместной работы мы достигли консенсуса по ряду важных пунктов, которые должны быть изменены с тем, чтобы Схиратское соглашение соответствовало развитию ситуации в Ливии», — сказал Г.Саламе. Он сообщил, что переговоры продолжатся через неделю.

Как известно, на момент подписания в Марокко соглашения о политическом переходном периоде в Ливии восточное «правительство еще не имело того веса, который оно имеет сейчас, контролируя значительную часть территории страны.

Как заявил по итогам переговоров в Тунисе Абдессалям Нсия — представитель международно признанного парламента Ливии (он поддерживает «правительство» в Тобруке и отказывает в поддержке международно признанному правительству национального согласия (ПНС, Триполи) – эти переговоры привели к «важным компромиссам с тем, чтобы реформировать исполнительную власть».

В намерения Г.Саламе входит организация президентских выборов в Ливии до или в июле 2018 г. Его полностью поддерживает Совет Безопасности ООН. До этого путем референдума должна быть принята конституция страны.

14 октября переговорщики от Триполи и Тобрука вернулись в Тунис, однако уже 17 октября делегация международно признанного парламента «приостановила» свое участие в переговорах. Она обвинила Триполи в том, что тот попытался вернуться к уже обговоренным вопросам. Основным камнем преткновения стала статья 8 Схиратского соглашения, согласно которой прерогативой ПНС останется назначение командующего вооруженными силами. На этот пост явно претендует из Тобрука Х.Хафтар. Он со своей стороны 16 октября заявил, что не видит ни одного признака того, что диалог с Триполи способен прекратить политический кризис в стране. По его оценке, только «армия и все силы безопасности способны ответить на чаяния народа». Эта оценка была свидетельством того, что фельдмаршал, судя по всему, сделал ставку на военное решение проблемы.

2 октября в Вашингтоне перед судом предстал 46-летний ливиец Ахмед Абу Каттала, подозреваемый в причастности к атаке исламистов 11 сентября 2012 года на американское консульство в Бенгази и представительство ЦРУ в этом городе, в ходе которой погибли 4 американца, включая посла США в Ливии. Ранее лица, подобные Каттале, содержались в американском концлагере в Гуантанамо, и их дела рассматривались американским военным трибуналом. Данный процесс был призван продемонстрировать способность американского гражданского правосудия судить иностранцев, арестованных в ходе операций коммандос по подозрению в причастности к террористической деятельности.

Каттала был захвачен американскими спецназовцами в 2014 году. Его выдал один из знакомых, который получил за это от американцев 7 млн долларов. После ареста Каттала был доставлен на борт американского корабля в Средиземном море, где его сначала подвергли допросам по методикам ЦРУ, затем его допросили агенты ФБР. На процессе использовались только документы, составленные в ходе второй серии допросов.

30 октября президент США Д.Трамп сообщил об аресте в Ливии Мустафы аль-Имама — еще одного подозреваемого в убийстве американского посла. При этом детали его ареста не приводились.

4 октября боевик – смертник из состава ИГ атаковал здание суда в городе Мисурата (200 км к востоку от Триполи). В результате атаки погибли по меньшей мере 4 человека, до 40 получили ранения. Ответственность за атаку сразу же взяло на себя ИГ.

Известно, что подчиняющиеся ПНС Мисуратские бригады бывших повстанцев сыграли решающую роль в изгнании ИГ из г.Сирт в 2016 году. Поэтому данную атаку можно рассматривать как месть ИГ. По времени она совпала с доставкой в суд бывших боевиков ИГ. У смертника были два сообщника, один из которых был убит, другой арестован.

2 октября глава ливийской национальной нефтяной компании NOC (той ее части, которая подчиняется Триполи) Мустафа Саналла сообщил, что Ливия понесла огромные потери из-за сплошь и рядом повторяющихся случаев остановки работы объектов по добыче и транспортировке нефти. Так, по его оценке, только закрытие района нефтедобычи Аш-Шарара с середины августа по сентябрь привело к потере для Ливии 308 млн долларов. В этом районе добывалось 283 тысячи баррелей нефти в день. Она перерабатывалась на НПЗ в г.Завия (45 км к западу от Триполи).

Регулярные остановки в работе объектов по добыче и переработке нефти связаны с действиями различные военизированных формирований, блокирующих их. Считается, что из-за таких действий Ливия потеряла свыше 130 млрд долларов.

5 октября командующий европейской военно-морской операцией «София» Энрико Кредендино заявил в Тунисе, что благодаря помощь ЕС, оказанной Ливии, в 2017 году число незаконных иммигрантов, пытавшихся отправиться от берегов Ливии в Европу, сократилось на 20% по сравнению с аналогичным 9-месячным периодом 2016 года, на 60% сократилось число случаев гибели иммигрантов в море. Эти показатели во многом связаны с тем, что сотрудники службы береговой охраны Ливии получили от Италии 4 патрульных катера, а также прошли курс соответствующей подготовки.

Европейская операция ВМС «София» была организована в 2015 г. с целью борьбы с незаконной иммиграцией через Средиземное море. Еще одна из задач операции – слежение за соблюдением эмбарго ООН на поставки оружия в Ливию морским путем.

6 октября вооруженные формирования, подконтрольные ПНС, объявили, что после нескольких недель боевых действий выбили из г.Сабрата на западе Ливии вооруженные формирования Ахмада Даббаши — одного из местных «баронов», бизнес которого строился на переброске незаконных иммигрантов в Италию. Соответствующее заявление сделал главарь сил ПНС «генерал» Омар Абдельджалиль.

Боевые действия в районе Сабраты начались 17 сентября. За это время погибли 39 человек, порядка 300 получили ранения.

7 октября МВД ПНС объявило об обнаружении в районе г.Сирт (450 км к востоку от Триполи) останков 20 египетских христиан, убитых боевиками ИГ в 2015 г. Место их захоронения было обнаружено благодаря показаниям боевиков ИГ, попавших в плен при штурме Сирта – бывшего оплота ИГ в Ливии. Все находившиеся в братской могиле копты были обезглавлены.

15 февраля 2015 г. ИГ распространило видеоролик о казни через обезглавливание 20 египетских христиан, похищенных месяцем ранее на западе Ливии. После этой расправы десятки тысяч египтян, работавших в сферах строительства, оказания услуг и сельского хозяйства покинули Ливию.

19 октября силы ПНС после ожесточенных боев с одной из повстанческих группировок установили контроль над портом Триполи. Днем ранее из-за боев в третий раз за два дня был закрыт аэропорт ливийской столицы.

В октябре не стало спокойнее и в районе Бенгази. 25 октября в результате атаки боевиков ИГ погибли 2 бойца из сил, лояльных Х.Хафтару, 3 получили ранения. Атака имела место в 60 км к югу от города Адждабия. Ответственность за атаку тут же взяло на себя ИГ.

31 октября в результате авиаудара, нанесенного по району Дерны на востоке Ливии самолетами неизвестной национальной принадлежности, были убиты по меньшей мере 12 человек. Район Дерны традиционно считается оплотом действующих в Ливии джихадистов, что позволяет предположить, что к удару могли быть причастны США, Египет, ОАЭ или силы Х.Хафтара, уже в течение месяца осаждающие Дерну.

Тем временем из Ливии стало приходить все больше сигналов о возможном возвращении в политику сына М.Каддафи Сейф аль-Ислама, который пока после его освобождения находится в тени. Изменилось отношение и к бывшим высокопоставленным сторонникам прежнего режима, которые даже находясь в формальном заключении, стали содержаться в соответствии с их рангом.

В целом, несмотря на то, что ИГ потеряло Сирт, оно остается активным практически на всей территории Ливии. Свидетельство тому – атаки, совершенные боевиками ИГ в октябре. А значит, вполне реален риск того, что ИГ начнет аккумулировать в Ливии тех своих сторонников, которые в силу известных обстоятельств покинули Ирак и Сирию.

52.19MB | MySQL:103 | 0,496sec