Немецко-турецкие разногласия в военной сфере

22 ноября 2017 г. министр обороны Турции Нуреттин Джаникли заявил, что Германия запретила Турции продать САУ T-155 Fırtına («Шторм») Катару и Саудовской Аравии. «Если системы оружия не являются местными или национальными, вы можете столкнуться с риском того, что не сможете получить и использовать их в наиболее необходимые моменты времени. Одним из последних примеров этого является САУ T-155 Fırtına – очень сложная система оружия. Мы продали очень значительное число САУ T-155 Fırtına Саудовской Аравии, Катару и еще одну страну. В САУ T-155 Fırtına используется двигатель немецкой компании MTU. Германия запретила продать третьим странам эти комплексы, в которых были использованы моторы MTU. Поэтому эта продажа не состоялась. В частности, Саудовская Аравия должна была заплатить 1 млрд долларов. Поэтому нужно развивать нашу военную промышленность», — добавил он[i].

Из слов Нуреттина Джаникли непонятно, когда именно Германия запретила Турции продать САУ T-155 Fırtına Саудовской Аравии и Катару. Однако очевидно, что это произошло в последнее время. Напомним, что еще в 2013 г. парламент Турции утвердил соглашение о военном сотрудничестве с Саудовской Аравией. Две страны обязались предоставить друг другу разведывательные данные, проводить совместные учения, бороться против терроризма и так далее. Тогда было сообщено, что Турция продаст САУ T-155 Fırtına Саудовской Аравии, а также Катару[ii]. Известно также, что в июле 2017 г. Турция отправила 171 военных и 2 САУ T-155 Fırtına в Катар для проведения третьих совместных учений[iii].

Почему Германия запретила Турции продать САУ T-155 Fırtına Катару и Саудовской Аравии (кстати, турецкие СМИ отметили, что в 2016 г. Германия сама продала Саудовской Аравии оружие на 530 млн евро)[iv]? Здесь могут быть несколько причин.

1.Плохие двусторонние отношения — В последнее время значительно ухудшились отношения между Германией и Турцией по разным причинам (резолюция о признании геноцида армян в Османской империи в 1915 г. в Бундестаге, кризис вокруг авиабазы Инджирлик, массовые нарушения прав человека в Турции, военные действия Турции против курдов, шантаж мигрантами со стороны Турции, аресты граждан Германии в Турции (политика заложников Турции), заявления и действия президента Турции Реджепа Таййипа Эрдогана по отношению ЕС, в том числе и Германии). В июле 2017 г. немецкая газета Bild со ссылкой на свои источники в правительстве ФРГ сообщила, что Германия решила приостановить поставки вооружения и военной техники в Турцию в условиях растущей политической напряжённости между двумя странами. «Должна произойти временная заморозка запланированных и уже существующих проектов в сфере вооружений между Германией и Турцией», — отмечало издание, говоря о решении Берлина пересмотреть планы сотрудничества с Анкарой по ряду направлений[v].

Уже в сентябре 2017 г. министр иностранных дел ФРГ Зигмар Габриэль подтвердил, что федеральное правительство заморозило большую часть сделок по поставкам оружия Анкаре из-за роста напряженности в двусторонних отношениях. «Все крупные заявки, с которыми к нам сейчас обращается Турция, а речь идет о действительно немалом их числе, мы перевели в «режим ожидания»», — подчеркнул глава германского внешнеполитического ведомства. Вместе с тем по ряду экспортных позиций поставки продолжают осуществляться в рамках международных договоров, поэтому говорить о полной приостановке продаж не приходится. Это же относится и к закупкам, к примеру, грузовиков, не оснащенных вооружением. Кроме того, ФРГ в рамках НАТО связана с Анкарой рядом партнерских обязательств, от которых Берлин также не может отказаться в одностороннем порядке. С начала года правительство Германии одобрило экспорт продукции оборонного назначения в Турцию на сумму свыше 25 млн евро.

2.Попытка военного переворота Турции — Начиная с ноября 2016 г. до сентября 2017 г. Берлин не дал разрешение на проведение минимум одиннадцати сделок по продаже Турции стрелкового оружия и боеприпасов, а также отдельных запчастей для разных видов вооружений. Как следовало из ответа Министерства экономики на запрос депутата бундестага от Левой партии Яна ван Акена (Jan van Aken), правительство ФРГ стало осторожнее относиться к продаже вооружений Турции после июльской попытки военного переворота и жестких действий президента Р.Т.Эрдогана против своих политических противников[vi]. Отметим, что попытка военного переворота еще больше ухудшила двусторонние отношения, хотя власти Германии сразу осудили ее и выразили поддержку действующим властям Турции.

В сентябре 2017 г. турецкий военный эксперт Туран Огуз в беседе с турецкой газетой Aydınlık заявил, что Турция в ближайшее время будет импортировать из Германии следующие виды оружия – подводная лодка, военный корабль, танки, гаубицы, БЛА, пистолеты, стрелковое оружие легкого типа, боеприпасы танков, торпед, разные запасные части[vii].

  1. Фактор Израиля Власти Германии в своих действиях руководствуются стремлением гарантировать безопасность Израиля. Не исключаем, что Германия по этой же причине не захотела, чтобы САУ T-155 Fırtına оказались в руках арабских стран. Несмотря на то, что в принципе эти страны (Саудовская Аравия, Катар) сейчас не являются ярыми противниками Израиля, власти Германии наверняка боялись, что в случае совершения сделки между Турцией и арабскими странами, САУ T-155 Fırtına в итоге могли бы оказаться в руках его врагов.

4.Зона конфликтов – Известно, что Германия не поставляет оружие в зону конфликта (хотя это не касается борьбы против ИГ, в рамках которого Германия предоставила курдским силам пешмерга оружие). Саудовскую Аравию можно считать конфликтующей стороной, поскольку 26 февраля 2015 г. было начато вторжение в Йемен коалиционных сил арабских государств под руководством КСА. Напомним, что канцлер ФРГ Ангела Меркель 1 мая посетила Саудовскую Аравию (впервые за последние 7 лет) и в ходе визита заявила, что Эр-Рияд согласился на посредничество Германии в урегулировании конфликта в Йемене. А.Меркель также обсудила с Саудовской Аравией поставки оружия. По ее словам, Берлин заинтересован в сотрудничестве с Эр-Риядом, в частности, в том, чтобы защитить границы королевства от исламистского террора. С этой целью Бундесвер готов обучать в Германии солдат саудовской армии, а также полицейских. При этом экспорт немецких вооружений в Саудовскую Аравию будет, судя по всему, продолжает сокращаться. «У нас очень жесткие установки по экспорту вооружений», — подчеркнула А.Меркель, добавив, что ранее это приводило к тому, что саудовские власти «не всегда понимали мотивы» Германии. Нынешний визит, отметила она с удовлетворением, показал, что страны могут сотрудничать в области экономики без того, чтобы на это влияли вопросы оружейного экспорта (позже стало известно, что власти Германии в третьем квартале текущего года одобрили экспорт оружия в Саудовскую Аравию — почти 148 млн евро, что на 108 млн евро больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года)[viii].

  1. Фактор сирийских курдов – В феврале 2016 г. СМИ сообщили, что турецкая артиллерия активно пытается помочь боевикам и остановить наступление отрядов курдского ополчения против «Ахрар аш-Шам» и пр. группировок в районе г. Азаз к северу от Алеппо. Боевики в том районе были отрезаны от основных сил в районе Алеппо, после того как сирийские правительственные войска с союзниками дошли до осажденного шиитского анклава Нубболь-Захра. Но в это время вооруженные силы Турции с помощью 155-мм самоходных гаубиц T-155 Fırtına на границе с Сирией начали обстреливать позиции сирийских курдов[ix]. После этого эти комплексы много раз обстреливали позиции сирийских курдов в районах Азаза, Африна и других районах. Естественно, все это не нравится Германии. Напомним, что после того, как власти Турции вновь начали войну против турецких курдов в июле 2015 г., власти Германии вывезли свои ЗРК Patriot, которые в январе 2013 г. были размещены в провинции Каграманмараш (возле границы Сирии).

155-мм САУ Т-155 Fırtına турецкого производства стоит на вооружении армии Турции с 2004 г. Численность экипажа артсистемы составляет пять человек. Время боевого развертывания – 30 секунд. САУ Т-155 Fırtına способна стрелять с интервалом в 15 секунд на дальность 40 километров. Т-155 Fırtına имеет инерциальную навигационную систему (ИНС), компьютер управления огнем, автоматическую радиолокационную систему коррекции и измерения скорости боевого снаряда, разработанного компанией ASELSAN. ИНС способна определять координаты цели, точность которых составляет 17,5 м. Вооруженные силы Турции уже заказали 350 Т-155 Fırtına. Турецкая военная промышленность ежегодно производит 24 Т-155 Fırtına. По состоянию августа 2017 г. в распоряжении ВС Турции есть 281 Т-155 Fırtına[x].

Кстати, данные турецких САУ являются лицензионной копией южнокорейских 155-мм самоходных гаубиц K9 Thunder от Samsung Techwin. Напомним, что ранее Турция планировала для создания новой гаубицы использовать немецкую гаубицу PzH 2000, однако Федеральный совет безопасности Германии отказал Турции в этом. В итоге, Турция была вынуждена обращаться к южнокорейской фирме Samsung Techwin[xi].

Отметим, что разногласия между Германией и Турцией в военной сфере не ограничиваются этим. В феврале 2015 г. турецкая пресса писала, что между Турцией и Германией начался кризис по вопросу подводных лодок, поскольку Германия задерживает поставку подводных лодок типа 214 TN (Turkish Navy). 2 июля 2009 г. МО Турции и Howaldtswerke-Deutsche Werft GmbH (HDW) — самая большая верфь Германии заключили соглашение о совместном производстве шести подлодок типа 214 TN с воздухонезависимой двигательной установкой (Air Independent Propulsion, AIP). Согласно договору, данные субмарины совместно будут производиться в Турции. В Германии будут построены и перевезены в Турцию их корпуса и основные механические узлы, топливная система и устройство двигателей, а все электронное оборудование и система вооружения субмарин будут произведены и размещены в Турции. Эти субмарины могут погружаться на 400 метров и под водой самостоятельно действовать до 50 дней, запаса хода составляет 19 000 км. Это соглашение, которое было оценено 2.5 млрд евро (3.4 млрд долл. США), стало самым большим проектом по наращиванию обороноспособности Турции после закупки 116 самолетов F-35 со стоимостью, превысившей 10 млрд долл., и самой дорогой сделкой в истории ВМС Турции. Турция надеялась, что эти современные, сильно переработанные субмарины типа 214 TN приступят к несению службы уже к 2015 г., однако этого не произошло официально из-за технических проблем (из-за этого турецкая сторона хотела получить 2 млн долл. компенсации от компании-производителя Thyssen Krupp)[xii].

В октябре 2014 г. турецкий колумнист Хусейн Озай, однако, написал, что между Турцией и Германией начался «субмариновый» кризис: «По договору 2009 г. предусмотрено начать строительство первой из шести заказанных Турцией субмарин в 2011 г. и сдать ее Турции в 2015 г. Однако выяснилось, что из-за технических проблем строительство первой субмарины даже не началось. В связи с этим в повестке появляется вопрос применения санкций против немецкой стороны, однако Турция не может сказать что-либо из-за имеющихся у Германии аудиозаписей (подслушиваний)»[xiii].

Отказ Германии продать Турции подводные лодки типа 214 TN является большим ударом для подводного флота Турции, а также возможным ядерным амбициям Турции. Действующие 12 подводные лодки ВМС Турции считаются устаревшими, поэтому турецкая сторона хотела заменить их новыми подлодками. Вместе с этим Турция сделает шаги по созданию собственной подлодки (Milli Denizaltı, MİLDEN). Ожидается, что подлодки MİLDEN поступят на вооружение в 2030-х годах. По словам адмирала, главнокомандующего ВМС Турции Бюлента Бостаноглу первая подлодка будет готова к службе в первой половине 2030 г.[xiv]

Итак, все это означает, что ВС Турции будут страдать из-за действия политических властей. Они пострадают еще сильнее, если политическое руководство Турции решит сохранить или даже усилить напряженные отношения с США и с Германией.

 

[i] Türkiye’nin Katar ve Suudi Arabistan’a fırtına obüsü satışlarını Almanya engelledi, Akşam, 23.11.2017.

[ii] Arabistan ‘Fırtına’yı istedi, Star, 05.03.2013.

[iii] Türkiye’den Katar’a obüs sevkiyatı, Sputnik Türkiye, 18.07.2017.

[iv] Almanya’nın fırtına hazımsızlığı, Akşam, 24.11.2017.

[v] Германия приостановит поставки оружия в Турцию, РБК, 21.07.2017.

[vi] Германия заморозила большую часть поставок оружия Анкаре, DW, 11.09.2017.

[vii] Almanya’nın ambargosu Türkiye’yi sarsmaz, Aydınlık, 14.09.2017

[viii] Саудовская Аравия согласилась на посредничество ФРГ в конфликте в Йемене, DW, 01.05.2017.  

[ix] TSK obüsleri Suriye’deki PYD mevzilerini vuruyor, Yeni Şafak, 13.02.2016.

[x] Вооруженные силы Азербайджана пополнятся турецкими 155-мм САУ Т-155 Firtina, Topwar.ru, 11.03.2012.

[xi] T-155 Fırtına Obüs Atış Kontrol Sistemi, Elektrikport.com, 08.10.2012.

[xii] Габриелян Айк, Усиление НАТО в Черном море и позиция Турции, Институт Ближнего Востока, 14.02.2017.

[xiii] Габриелян Айк, О притязаниях Турции встретить 2023 г. в статусе ядерной страны, Фонд Нораванк, 13.11.2014.

[xiv] Milli Denizaltı Çalıştayı yapıldı, Anadolu Ajansı, 15.06.2017.

52.26MB | MySQL:103 | 0,575sec