Размышления по итогам 4-го саммита Форума стран – экспортеров газа. Часть 1

24 ноября с.г. в Боливии под председательством президента Многонационального Государства Боливия Э.Моралеса состоялся 4-й саммит Форума стран – экспортеров газа (ФСЭГ). Во встрече приняли участие представители Алжира, Египта, Ирана, Катара, ОАЭ, Ливии, Боливии, России, Экваториальной Гвинеи, Венесуэлы, Нигерии, Тринидада и Тобаго (члены ФСЭГ), Ирака, Омана, Азербайджана, Казахстана, Норвегии, Нидерландов, Перу (наблюдатели ФСЭГ).

Несмотря на то, что статус мероприятия предполагал представительство на уровне глав государств и правительств, первые лица большинства участников ФСЭГ (включая Россию, Иран, Катар) не участвовали в саммите. Нашу страну представлял министр энергетики А.В.Новак. В своем докладе глава ведомства подчеркнул ключевую роль ФСЭГ в разработке и обсуждении концептуальных подходов по глобальным проблемам газовой отрасли. Он отметил, что за время своего существования Форум превратился в солидную международную организацию, помогающую государствам сообща продвигать свои интересы на глобальных рынках.

Автор, который ранее по линии Министерства иностранных дел России участвовал в ряде мероприятий ФСЭГ в составе официальных делегаций и не понаслышке знаком с деятельностью этой международной организации, имеет иную позицию.

Основная уставная цель Форума – защита суверенного права стран-участниц на их запасы природного газа. Для достижения этой цели участниками ФСЭГ осуществляется обмен опытом, мнениями, информацией по ключевым аспектам развития газовой промышленности, подробно перечисленным в ст. 3 Устава ФСЭГ.

Справедливости ради отметим, что идея превращения Форума из дискуссионной площадки в эффективную международную организацию, которая могла бы серьезно влиять на механизм ценообразования в сфере экспорта природного газа, существует и в той или иной степени лоббируется некоторыми членами ФСЭГ. Если проводить параллели с Организацией стран – экспортеров нефти, которая занимается квотированием добычи «черного золота», тем самым влияя на ценообразование, то желание участников Форума регулировать цены на «голубое топливо» выглядит вполне логичным. Однако добиться этого не так просто, как может показаться на первый взгляд. Необходимо принимать во внимание отсутствие единого мирового газового рынка. Де-факто можно говорить лишь о региональных рынках, которые заметно различаются по балансу спроса и предложения, ценам, условиям конкуренции сжиженного и трубопроводного газа.

Как ожидается, к 2040 году глобальные потребности в газе возрастут почти на 60%. При этом данный показатель может быть пересмотрен в сторону увеличения, основываясь на глобальной климатической повестке. Подобный рост, по словам А.В.Новака, открывает большие возможности наращивания производства и экспорта «голубого топлива», что, в свою очередь, создает вызов: понадобится кардинально ускорить освоение новых месторождений, модернизировать перерабатывающие мощности, расширить газотранспортную инфраструктуру – ввести в строй дополнительные трубопроводы и наладить разветвленные маршруты поставок сжиженного природного газа.

Глава ведомства отметил, что сегодня мировое сообщество сделало выбор в пользу устойчивого развития и достижения общих климатических целей. «Многие эксперты поспешно заявляют, что это означает закат эпохи углеводородного топлива, однако я позволю себе с этим не согласиться. Данные тренды стоит рассматривать не как препятствие, а как возможность, которую мы совместно можем реализовать. Для этого необходимо расширить присутствие ФСЭГ на таких авторитетных площадках для активной агитации в пользу природного газа», – подчеркнул министр.

А.В.Новак призвал участников саммита задуматься о необходимости перехода при формировании энергетической повестки от лозунгов безопасности поставок или безопасности спроса к безопасности рынков. Он пояснил, что под безопасностью рынков понимается такое положение вещей, которое признается всеми участниками рынка приемлемым в максимальной степени, когда никто из них не намерен прибегать к решительным действиям для его изменения. Успешным примером такого рода сотрудничества может служить действующая в настоящее время широкая договоренность производителей нефти (соглашение в формате ОПЕК+), почти год защищающая нефтяные рынки от значительных ценовых колебаний.

Кстати, ФСЭГ иногда называют «газовой ОПЕК». Однако это некорректно. «В отличие от нефтяного картеля среди наших членов нет соглашения о квотах на добычу газа. Мы занимаемся мониторингом рынка и собираем все данные относительно всей цепочки создания стоимости. В конце мы анализируем данные с точки зрения экспортеров и даем рекомендации нашим членам относительно того, как они могут лучше противостоять вызовам на рынке», – подчеркнул генеральный секретарь ФСЭГ М.Х.Адели минувшим летом в интервью немецкому изданию Die Welt.

Выступая на саммите, А.В.Новак высказался в поддержку использования механизмов долгосрочных контрактов, а также принципа «бери или плати», которые доказали на практике свою способность обеспечивать рыночную стабильность. Он также подчеркнул необходимость использования прозрачных и равноправных правил регулирования энергетических рынков.

52.25MB | MySQL:103 | 0,722sec