Проявления кризиса в иордано-израильских отношениях

Иорданское Хашимитское Королевство (ИХК) наряду с Египтом представляет собой государство арабского мира, поддерживающее дипломатические отношения с Израилем и принимающее довольно активное участие в мирном процессе. На первый взгляд, их многое роднит, а их плодотворный диалог, который поддерживается в течение довольно значительного по меркам израильской истории периода, должен создавать пример для других стран региона в рамках американо-израильского курса на развитие сотрудничества между ближневосточным партнером Вашингтона и умеренными региональными режимами. Вместе с тем в последнее время между Иерусалимом и Амманом гораздо больше проблем, а не точек соприкосновения интересов.

На минувшей неделе королевство в очередной раз подтвердило условия возвращения в столицу израильского посла после летнего инцидента, в котором погибли двое иорданцев. По мнению министра информации Иордании Мухаммеда Момани, основным требованием по-прежнему остается то, что охранник диппредставительства Израиля в Аммане, на которого и напал местный рабочий, должен предстать перед судом, т.к. он даже не обладал дипломатическим иммунитетом. Кроме того, власти королевства продолжают настаивать, что и действующий посол Эйнат Шляйн – персона нежелательная, поскольку она встала на сторону охранника, который в глазах иорданцев является виновником инцидента, и вместе с ним отправилась на прием к главе правительства. М.Момани в этой связи заявил: «Нетаньяху хочет бросить Иордании вызов».

Мало того, летний инцидент находится в прямой зависимости с инициативой под названием «Канал двух морей», который должен связать Красное и Мертвое моря. С израильской стороны продолжение участия в проекте стало своего рода способом надавить на партнеров, последовательно заявляющих о нежелании восстановить полноценное дипломатическое представительство. В середине ноября в израильских СМИ, включая газету Haaretz и 1-й канал местного телевидения, было распространено сообщение, что глава израильского правительства предъявил Амману такой ультиматум, посчитав невозможным работать над нужным иорданцам проектом так, как будто в их отношениях ничего не изменилось. В ответ на это Иордания не перешла к более конструктивной дискуссии по вопросу функционирования посольства, а наоборот стало заявлять, что будет работать над возведением канала самостоятельно. На текущей неделе риторика, поддерживающая такого рода действия Аммана, лишь усилилась. Эксперт по международным отношениям Валид Халид Абу-Дальбу из Иорданского университета заявил, что израильские угрозы являются лишь пропагандой, конечная цель которой – возвращение посла в Амман. Вместе с тем он полагает, что создался удачный момент для снижения иорданской зависимости от Израиля в области водных ресурсов.

Надо отметить, не все представители экспертно-аналитического сообщества разделяют данную точку зрения. Например, Бенджамин Уолш, занимающийся вопросами использования мировых водных ресурсов, полагает, что таким способом королевство само хочет получить рычаг дополнительного политического воздействия в палестино-израильском мирном процессе. Реализация проекта «Канал двух морей» была запущена в интересах израильтян, иорданцев и палестинцев при серьезном финансовом участии со стороны США. Мало того, израильские политики неоднократно подтверждали значимость контактов в вопросах эксплуатации природных ресурсов в деле мирного урегулирования. Например, министр регионального сотрудничества Цахи Анегби считает, что согласование сотрудничества на этом направлении доказывает, что, цитируя политика: «вода может служить средством примирения, процветания и кооперации».

Помимо этого дополнительной причиной для иордано-израильских разногласий становится крепнущая дружба Иерусалима с Эр-Риядом, хотя еще в начале весны, анализируя итоги саммита Лиги арабских государств в Аммане, эксперты израильского Института исследования национальной безопасности писали, что ИХК могло бы воспользоваться финансовой поддержкой монархии Персидского залива. Одной из главных причин расхождений стал палестинский вопрос. Ливанская газета al-Akhabar даже напечатала статью, в которой говорится о неком секретном проекте, предусматривающем, что в интересах сотрудничества с США и Израилем против Ирана Саудовская Аравия откажется от защиты права палестинских беженцев на возвращение и их претензий на Восточный Иерусалим.

В Израиле на этот счет есть вполне определенные предположения. Премьер-министр Б. Нетаньяху считает: «Если Израиль уйдет из Иорданской долины, туда придет Иран». Схожую позицию выражает дипломат и политолог Йорам Этингер, по мнению которого, создание палестинского государства положит конец нынешнему иорданскому режиму и превратит королевство в очередной плацдарм для террористов. В самом Аммане наоборот все чаще звучит недовольство тем, что с палестинцами, равно как и самими иорданцами поступают как с объектом, который можно принести в жертву во имя более значимой цели. При этом угроза со стороны Тегерана волнует их явно меньше.

Мало того, в стране подогреваются еще более радикальные настроения в связи с солидаризацией с палестинцами. Например, в середине месяца депутат Наиб Яхья ас-Сауд заявил, что поддерживает арабское сопротивление против Израиля во всех вариантах, включая террористические акты смертников. По его словам: «если целью этих мученических операций в Израиле становится защита Палестины и её народа, то да, я поддерживаю такие операции». Помимо этого он сказал, что неоднократно призывал отменить мирный договор с Израилем и отозвать посла из Тель-Авива, т.к. отношения с соседом не приносят королевству, с его точки зрения, ничего хорошего. Вместе с тем и сам проект палестино-израильского мирного урегулирования, который грозятся выдвинуть США, вызывает в Иордании дискуссии, т.к. заставляет многих задуматься о новой попытке воплотить в жизнь т.н. «иорданский сценарий», при которой палестинское государство в лице этой страны и так уже существует.

Однако нельзя отрицать, что у королевства существует довольно значительное количество угроз, включая террор, и вытекающая из этого необходимость сотрудничать с Израилем в области обмена разведывательной информацией. Странным образом Иордания фигурирует в появившейся на текущей неделе новости о том, что президент США Д.Трамп раскрыл российской стороне некие детали борьбы своего ближневосточного союзника против террористов «Исламского государства». Сначала в качестве источника сведений фигурировал Израиль, где якобы из-за действий американского президента была поставлена под угрозу жизнь агента. Но позднее al-Jazeera сообщила, что с большей долей вероятности информация исходила от Иордании.

В целом иордано-израильские отношения представляют собой еще один пример «холодного мира», которым израильтяне гордятся, а иорданцы периодически пытаются переосмыслить, как это получилось. Вместе с тем добрососедские связи с королевством могут оказаться даже более важными по сравнению с Египтом, поскольку имеют серьезное значение для сохранения израильских поселений на Западном берегу. Именно партнерские программы, охватывающие эти территории, позволяют демонстрировать контраст между развитием, предлагаемым Израилем всему региону, и упадком, который туда принесут палестинцы. В итоге угроза, нависшая над проектом «Канал двух морей», рискует оказаться чуть ли не более важной в свете американского миротворчества, нежели отказ Иордании дать разрешение на возвращение израильского посла. Но и поступиться собственными интересами, отдав под суд своего гражданина, инцидент с которым признан терактом, Израиль не имеет права. В этой связи можно прогнозировать сохранение текущего положения, которое может обостриться на фоне витка напряженности на палестинском направлении.

62.83MB | MySQL:102 | 0,503sec