Вопросы будущего израильских поселений и арабских населенных пунктов в последнее время отличаются особенно тесной взаимосвязью. Вспомнить хотя бы премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху, с одной стороны, дававшего обещания построить новое поселение для жителей эвакуированной Амоны, а с другой, заслужившего волну критики за кажущееся многим попустительство расширению Калькилии. На этот раз противостояние выглядит схожим образом, получив, дополнительный резонанс за счет влияния США и ЕС.
В позапрошлые выходные в израильские СМИ просочилась информация о том, что американский проект мирного урегулирования якобы готов. Сразу два израильских телеканала сообщили, что инициатива будет предусматривать создание палестинского государства со значительной долей поддержки его экономики со стороны США при сохранении израильских поселений в Иудее и Самарии. Спустя неделю подробностей проекта не появилось, а те, что уже были высказаны, стали примером очередной спекуляции. Вместе с тем данное обстоятельство не помешало Израилю и США продолжить усилия по попытке предотвратить очередную меру ООН, направленную против поселений.
На этот раз первой линией сопротивления становится попытка помешать публикации так называемого «черного списка» фирм, ведущих свою деятельность в Иудее и Самарии. Создание этой базы данных было инициировано еще в 2016 г., а ее обнародование, по опубликованным в воскресенье данным, может произойти уже в ближайшие недели. Точное количество организаций, которые пострадают, варьируется в зависимости от источника. По усредненным данным в нем порядка 150 названий, среди которых большинство иностранных. В связи с этим в минувшие выходные посол Израиля в ООН Дани Данон отметил: «Мы сделаем все, что возможно, чтобы список не вышел в свет». Ранее представитель Государственного департамента США Хизер Науэрт назвала данную меру «контрпродуктивной».
Опасения государства не случайны. Как полагают в издании Times of Israel, такие меры неизбежно приведут к оттоку капитала. С таким исходом событий соглашаются и израильские эксперты, мало того, они трактуют происходящее как практику применения двойных стандартов. Представитель иерусалимской неправительственной организации NGO Monitor А.Херцберг уверена, в бизнесе на Западном берегу реки Иордан нет ничего незаконного, что должна подтвердить любая судебная инстанция.
Несмотря на уверения израильского правительства, что предупреждения со стороны составителей списка сначала осени получило множество организаций, подтвердили этот факт лишь единицы. Вместе с тем атака, которая ведется в этом направлении, заметна и без того. Например, сетевой ресурс Electronic Intifada сообщил о своем недовольстве политикой Нидерландов. Как уверяет пропалестинский интернет-источник, при поддержке посольства страны в израильской сети супермаркетов была начата кампания по продвижению голландской продукции. При этом было заявлено, что мера не коснется поселений. Однако «тайные покупатели» Electronic Intifada обнаружили, что акция проводится как минимум в двух израильских поселениях. Поддержал борьбу с поселениями не на словах, а на деле и представитель Рамаллы Набиль Шаат, с точки зрения которого, необходимо ввести санкции против организаций, работающих с израильтянами на Западном берегу.
Евросоюз, в свою очередь, инспирирует обратные меры, направленные на отстаивание интересов палестинцев, пытаясь помешать ближневосточному государству ликвидировать дома в арабских деревнях, расположенных в стратегически значимых районах. В минувшие выходные со стороны ЕС последовало заявление, в котором говорилось: «Миссии ЕС в Иерусалиме и Рамалле выражает сожаление по поводу сохраняющейся угрозы сноса и изъятия палестинской собственности на оккупированном Западном берегу».
Такие решения были вынесены сначала в отношении построек в двух бедуинских деревнях. При этом израильской стороной было заявлено, что населенные пункты находятся в небезопасном для проживания районе, а их жителям неоднократно предлагались альтернативные решения. Затем та же практика распространилась на Джабаль аль-Баба близ Маале-Адумим. Теперь чиновники ЕС опасаются за судьбу 20 палестинских построек в поселке в Хевронском нагорье, где под угрозой выселения, по информации организации, порядка 100 человек. Важно, что в качестве юридической основы для сноса палестинских домов Израиль руководствуется директивой, которая изначально разрабатывалась для эвакуации поселений, препятствующих мирному процессу. Именно это обстоятельство, а также отсутствие должного, на их взгляд, оповещения пытаются использовать пропалестинские правозащитники, обратившиеся к израильским властям.
Столь решительная борьба против палестинских населенных пунктов, равно как и само параллельное течение двух процессов, не является случайным. Эксперт Иерусалимского института стратегических исследований Гилель Фриш считает, что борьба между ними носит стратегический характер, поскольку палестинцы расширяют свои населенные пункты гораздо более значительными темпами, чем израильтяне. В итоге последним не остается ничего, кроме как действовать в ответ, пытаясь сохранить за собой наиболее значимые районы.
В целом вопрос защиты израильских поселений представляет собой очередной тест на дружбу ближневосточного государства и его партнера из Северной Америки, при этом последнему предстоит проходить испытание в не совсем простых условиях. Активность нынешнего старшего советника президента США Джареда Кушнера во время подготовки резолюции СБ ООН 2334 вызвала подозрения внутри страны, в связи с чем предполагается инициировать ее подробную экспертизу. Один из главных переговорщиков на Ближнем Востоке подозревается в том, что пытался помешать принятию неугодного Израилю документа. Вторым существенным уроком, который стоит вынести из сложившихся обстоятельств, становится заметное расхождение позиций США и ЕС, что также предстоит учесть в возможном проекте урегулирования. В этой связи можно прогнозировать, что, если Вашингтон и обнародует мирную инициативу, то она, скорее всего, будет ориентирована на то, чтобы максимально обойти или отложить решение вопроса поселений, выдвигая на передний план менее спорные задачи.