Фактор сирийских мигрантов в странах Персидского залива

В международном экспертном сообществе принято считать, что с начала сирийского кризиса обеспеченные страны Персидского залива проводят политику «закрытых дверей» и блокируют доступ на свои национальные территории сирийских мигрантов. 5 декабря 2014 года международная неправительственная организация Amnesty International в статье, посвящённой анализу маршрутов миграционных потоков сирийцев в регионе, обозначила, что шесть аравийских монархий — Катар, ОАЭ, Саудовская Аравия, Оман, Кувейт и Бахрейн — предоставили «нулевую возможность для расселения сирийских беженцев».

На самом деле, ситуация не столь однозначная, с 2014 года многое поменялось, да и политика аравийских монархий по этому вопросу во многом схожая, но не однородная. Точных данных об общем числе сирийцев, мигрировавших в страны Залива с началом кризиса, нет. По данным Всемирного Банка, в 2013-2015 гг. около 1 млн сирийцев переехали в этот регион, увеличив общее число сирийских резидентов в шести странах с 240 тысяч до 1.3 млн человек. По более свежим оценкам независимых экспертов (www.opensourceinvestigations.com), после 2011 года в страны Залива из Сирии могло перебраться от 2 до 3 млн человек. Все эти сирийцы не зарегистрированы как беженцы в системе статистики  Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ), и имеют иной легальный статус. Дело в том, что ни одна из аравийских монархий не подписывала Женевскую Конвенцию «О статусе беженцев» от 1951 года,  и соответственно не имеет национального законодательства, регулирующего права беженцев. На сегодня только четыре государства Ближнего Востока и Северной Африки предоставляют право безвизового въезда сирийцам — Алжир, Мавритания, Йемен, Судан. Однако, дело не только в формальном визовом ограничении. Причины исторические, так как вопрос миграции для стран Залива всегда был чувствительным в контексте палестино-израильского противостояния с учетом позиции о возвращении палестинцев и нежелании закрепления за ними статуса беженцев. В итоге — особая позиция стран Залива по статусу беженцев и неизменный отказ от участия в ооновских конвенциях по этой проблематике, принятых после 1951 года. Сегодня в результате имеем то, что проблема беженцев в аравийских монархиях регулируется законами об иностранцах и в большей степени относится к компетенции органов безопасности, чем социальных органов. Причина еще и в том, что в странах Залива проживает огромное число наемных работников из других стран, в основном из Юго-Восточной Азии, и эта дешевая рабочая сила в реальных цифрах скорее всего будет во многом превосходить по численности местное население. Понятно, что эта статистка  аравийскими монархиями тщательно скрывается.

Таким образом, прозрачных, в рамках ооновских механизмов, каналов легальной миграции сирийцев в страны Залива на момент начала сирийского кризиса просто не было. Соответственно, получить достоверные официальные данные о количестве мигрировавших в этот регион сирийцах после 2011 года довольно непросто.

Попробуем разобрать конкретные страновые примеры, ссылаясь на косвенные данные и статистику.

Саудовская Аравия. Данные противоречивые. По заявлению замглавы МВД аль-Салема на форуме в Брюсселе 20 октября 2016 года (цитирует государственное информационное агентство Saudi Press Agency), с начала сирийского кризиса королевство разместило у себя 2.5 млн сирийских граждан. По его словам, все они были интегрированы в местное общество, обеспечены предметами первой необходимости, наделены постоянным официальным статусом (вид на жительство), допущены к социальным льготам, включая бесплатное обучение и медицинское обслуживание. Заявление явно политическое, в противовес растущей критике от правозащитников и экспертного сообщества относительно нежелания КСА принимать у себя сирийских беженцев. Более реалистичное заявление прозвучало из уст координатора Центра короля Сальмана по гуманитарному содействию аль-Рабия, сделанное в Оттаве 6 мая 2017 года. Он, в частности, сообщил о 291 000 сирийских беженцев, которых приняла Саудовская Аравия с 2011 года. По его словам, «сотни тысяч из них получили легальный доступ на рынок труда королевства, а 114 тысяч школьников — право бесплатного обучения в государственных школах». Эта цифра наиболее более реалистичная, совпадающая со многими экспертными оценками, согласно которым в Саудовской Аравии может находится около 500-700 тысяч сирийцев, включая 300 тысяч прибывших после 2011 года,

ОАЭ. По официальным заявлениям правительства ОАЭ 10 сентября 2015 года агенству Associated Press, с 2001 года страна предоставила резидентские визы более 100 000 граждан Сирии, а общее число сирийцев в стране достигает 240 000 человек. В мае 2017 года ОАЭ взяли на себя новое обязательство разместить у себя дополнительно 15 000 сирийцев до 2021 года, пообещав незамедлительно начать принимать первую группу из 4 тысяч сирийских беженцев. Кроме того, ОАЭ добросовестно продолжает финансировать размещение сирийских беженцев за пределами своих границ: В частности, с 2013 года Абу-Даби по линии национального Общества Красного Полумесяца полностью взял на себя финансирование содержания 8 тысяч сирийских беженцев в лагере Мраджиб аль-Фхуд в Иордании, а также выделяет дополнительно ресурсы для содержания сирийцев в двух других иорданских лагерях — Заатари и Азрак (общее число сирийцев в двух лагерях — 140 тысяч человек).

Кувейт. По заявлению эмира Кувейта от 20 сентября 2016 года на полях Саммита лидеров по беженцам в рамках 71-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке, Кувейт принял у себя 130 тысяч сирийских беженцев, что составляет 10% от 1.3-миллионного населения страны. В основном, речь шла о воссоединении семей с родственниками, ранее постоянно проживающими в Кувейте. За прошедший год эта цифра едва ли кардинально изменилась. В то же время, несмотря на скромные показатели размещения сирийцев у себя, Кувейт безоговорочно лидирует в списке доноров Залива, предоставивших помощь сирийским беженцам по региону в целом. На Лондонской донорской конференции по Сирии в феврале 2016 года Кувейт декларировал выделение 5 млрд долларов США на период до 2020 года на поддержку программ, как по линии ООН, так и двухсторонним каналам, ориентированных на содействие беженцам.

Катар. Генеральный секретарь МИД Катара Аль Хамади на донорской встрече 15 июня 2017 года заявил, что помимо «внушительных донорских гуманитарных усилий», его страна также приютила сирийских «сестёр и братьев», предоставив им право на работу, образование и медицинское обслуживание, а также реализовала ряд специальных проектов в сфере образования по поддержке сирийских семей в Дохе и их интеграции в местное общество. Конкретных цифр он при этом не назвал. На официальном сайте worldData.info значится, что в 2016 году власти Катара получили 83 заявки от беженцев с просьбой предоставления убежища, в основном из Ирака и Сирии (62 решения уже приняты, все положительные).

Еще ранее, в сентябре 2015 года глава МИД Катара аль-Аттыйа заявил, что в Катаре сегодня действует самое либеральное законодательство по иммиграции среди стран Залива, а доля экспатов пропорционально местному 2.4 миллионному населению максимальная. Он также отметил принятие в 2015 году дополнительных мер по облегчению визового режима для сирийских граждан. По его словам, число сирийцев в Катаре составляет 54 тысячи человек, включая 47 тысяч обладающих постоянным видом на жительство и 7 тысяч временным. Число вновь прибывших сирийцев в Катар после начала конфликта составляет 25 тысяч человек.

Что касается содействия Катара сирийским беженцам в других странах, то со слов генерального секретаря катарского МИДа, общий объём декларированных обязательств Катара по Сирии с начала сирийского кризиса достигает 2 млрд долларов США.

Бахрейн и Оман. Официальной статистки именно по сирийцам нет, но их общее число в двух странах, вероятно, не превышает нескольких тысяч, даже с учетом новой волны миграции после 2011 года.

В Бахрейне, например, число новых обращений иностранцев за видом на жительство, публикуемое регулярно на сайте МВД страны, фиксирует незначительные колебания до и после 2011 года. В целом их число варьируется в пределах 30-40 тысяч человек, и очевидно, что в этой группе есть определённая доля сирийских граждан, подавшихся в экспаты после 2011 года. Ряд неправительственных организаций (www.humanrefugee.com) приводят данные в 1-2 тысяч новых мигрантов из Сирии.

В 4.6-миллионном Омане (данные 2017 года) доля иностранцев 13-14% или около 600 тысяч человек. В основном это временные работники из Египта, Пакистана, Индии, Бангладеш. В то же время, с 2012-2013 гг. наблюдается бурный прирост наделения за счёт высокой рождаемости (9% в год), и сокращения смертности благодаря улучшению социальных условий и качества системы здравоохранения в последнее десятилетие. С учетом этих тенденций, говорить об активной миграционной политике не приходится. Официальные данные по сирийцам отсутствуют. В то же время, община сирийских экспатов в Маскате имеется и активно помогает вновь прибывшим сирийцам интегрироваться в местное общество. Позиция правительства Омана, судя по всему, также весьма благожелательная. В том числе с учетом конструктивной  и ровной позиции Маската в отношении официального Дамаска, в отличии от других заливных стран.  Оман не стал подвергать обструкции правительство Б.Асада, и развивает активные торговые связи с ним, подписав в ноябре с.г. Меморандум о сотрудничестве в области энергетики.

В итоге, с 2011 года из Сирии в шесть стран Персидского залива мигрировало 570-580 тысяч человек, в том числе:

  • 300 000 в Саудовскую Аравию;
  • 115 000 в ОАЭ
  • 130,000 в Кувейт
  • 25 000 в Катар
  • 5 000 в Оман и Бахрейн (данные не официальные).

С учетом проживающих до начала конфликта в этих странах сирийцев, их совокупное число может достигать 1 млн человек.

Цифра вполне сопоставимая с числом сирийских беженцев в Иордании или Ливане, за исключением того, что все без исключения сирийцы в странах Залива имеют легальный статус и полноценный доступ на рынок труда и к базовым социальным услугам высокого качества (образование, здравоохранение), предоставляемым к тому же бесплатно. В то же время гуманитарное положение (и правовой статус) сирийских беженцев в соседних с Сирией странах — Иордании, Ираке, Ливане — оставляет желать лучшего, а в ряде случаев и вовсе критическое.

62.84MB | MySQL:102 | 0,509sec