Израиль: некоторые данные о призыве в ЦАХАЛ

Во вторник ЦАХАЛ обнародовал данные, касающиеся призыва на армейскую службу, в том числе в боевые части, а также процента солдат, поступивших на офицерские курсы. Эти данные базируются на информации об израильских гражданах 1996 года рождения, большинство из которых были призваны на службу в 2014 году и должны демобилизоваться или уже демобилизовались в этом году в случае, если не остались на сверхсрочную службу. Естественно, по соображения военной цензуры не сообщалась абсолютная численность призывников. Тем не менее, опубликованные данные дают определенное представление о степени мотивации израильской молодежи к службе в армии, в том числе к службе в боевых частях.

Следует особо оговорить, что приведенные ниже в процентах показатели призыва касаются абсолютной численности лиц призывного возраста, в том числе тех, кто был освобожден от службы по здоровью. Это, естественно, несколько снижает процент мобилизованных в армию. Однако еще более его снижают два других обстоятельства:

  1. Обязательному призыву на военную службу в Израиле подлежат только евреи (включая лиц смешанного происхождения, которые не определяются в качестве евреев в соответствии с традиционным религиозным еврейским правом – Галахов, но фактически являются членами еврейского национального коллектива), друзы и черкесы. Все прочие граждан, то есть, прежде всего, арабы-мусульмане и христиане (вместе они составляют немногим менее 20% населения Израиля) могут служить в качестве добровольцев. Подавляющее большинство арабов-мусульман в армии не служит. Что касается христиан, то среди них доля молодежи, приходящей на службу в качестве добровольцев намного выше, но и среди них более половины в ЦАХАЛе не служат.
  2. В армии до сих пор не служит и большинство ультраортодоксальных религиозных евреев. Они освобождаются от службы благодаря особому подзаконному акту, позволяющему не служить в армии тем, «чьим ремеслом является изучение Торы». В последние годы число молодых людей, мобилизуемых в ЦАХАЛ, в том числе в боевые части, постоянно возрастает. Однако до сих пор большинство из них в армию не идут.

В опубликованных ЦАХАЛом данных среди прочего приводится градация городов и средних школ по характеру мобилизации их жителей/выпускников. При этом учитывается сочетание трех факторов: 1. Процент призвавшихся на армейскую службу от общего числа лиц, родившихся в 1996 году; 2. Процент призывников, которые пошли на службу в боевые части, и 3. Процент призывников, которые пошли на офицерские курсы.

Среди городов Израиля на первом месте в градации призыва мужчин оказался Гивъат-Шмуэль, где на армейскую службу было призвано 89,4% всех родившихся в 1996 году мужчин. Из них 56,1% пошли служить в боевые части, а 16% поступили на офицерские курсы. На втором месте по этому показателю оказался город Модиин-Маккабим-Реут (обычно именуется просто Модиин), где был призван точно такой же, как Гивъат-Шмуэле процент уроженцев 1996 года. Из них служить в боевые части пошли чуть меньше — 56%, а на офицерские курсы — заметно меньше — 13,4%. На третьем месте по этому показателю оказался город Рош га-Аин, где на службу в армию были призваны 85,3% всех мужчин, родившихся в 1996 году. Из них 58,1% пошли на службу в боевые части, а 14,8% — на офицерские курсы. На четвертом месте оказался город Нес-Циона, где были призваны 91,9% всех уроженцев 1996 года, из которых служить в боевые части пошли 46,3%, а на офицерские курсы – 11,3%. Естественно, столица Израиля, Иерусалим никак не могла попасть в первую десятку по этой градации, поскольку более трети ее населения составляют арабы, а чуть меньше – ультраортодоксальные религиозные евреи.

Что касается градации призыва в ЦАХАЛ женщин, то в ней доля пошедших на службу в боевые части не учитывалась, видимо, из-за ее крайней незначительности. На первом месте здесь оказалась Нес-Циона, где были призваны 91,1% всех девушек, родившихся в 1996 году, из которых 8% поступили на офицерские курсы. На втором месте оказался город Год га-Шарон, где были призваны 89,3% всех родившихся в 1996 году девушек, из которых на офицерские курсы поступили 7,3%. Далее следует город Гиватаим, где 88,2% девушек соответствующего возраста были призваны, из которых 9,2% поступили на офицерские курсы. На четвертом месте в градации призыва девушек 1996 года рождения стоит город Кирьят-Оно – 85,9% призыва и 8,3% поступления на офицерские курсы. Обращает на себя внимание, что все четыре перечисленных города расположены в районе, который в Израиле называют «Центром страны», то есть в дальних и ближних окрестностях Тель-Авива. Во всех этих городах резко преобладает светское население. Это существенно, потому что большинство религиозных (не ультраортодоксальных – эти по определению никогда не идут в армию, а просто религиозных) девушек освобождается от армейской службе по их просьбе (женщины в Израиле имеют право освободиться от армейской службы по религиозным мотивам) и предпочитают проходить альтернативную гражданскую службу. Уместно отметить и то, что все эти четыре города имеют весьма высокую оценку – 8 по принятой в Израиле 10-бальной шкале определения социально-экономического уровня населенных пунктов. Иными словами, уровень доходов населения этих города заметно выше аналогичного среднеизраильского показателя.

В градации школ по призыву мужчин 1996 года рождения на армейскую службу бросается в глаза отчетливое преобладание государственно-религиозной (религиозно-сионистской) системы образования над государственной (светской). На первом месте в Израиле по этому показателю оказалась средняя школа-иешива поселения Сусия, расположенного в Иудее (южная часть Западного берега, пользуясь арабской терминологией), к югу от Хеврона. 92,5% процента ее выпускников, родившихся в 1996 году ,пошли служить в армию. Из них 97,1% — в боевые части (практически это, скорее всего, обозначает – все пригодные по здоровью), а 27,6% поступили на офицерские курсы. Следует упомянуть о том, что часть выпускников религиозных школ откладывают призыв для того, чтобы учиться в иешивах или на подготовительных предармейских курсах. Поэтому можно предположить, что процент призыва выпускников школы-иешивы в Сусии, в итоге пришедших служить в армию, близок к 100%.

На втором месте по этому показателю оказалась школа-иешива «Тикват-Яаков», расположенная в религиозном мошаве (кооперативное сельскохозяйственное поселение) Сде-Яаков в Израэльской долине на севере Израиля. На службу были призваны 100% ее выпускников 1996 года рождения. 82% из них пошли служить в боевые части, а 25,5% поступили на офицерские курсы. В целом же в первой десятке израильских школ в градации по призыву мужчин оказались только три светские школы (на шестом, восьмом и десятом местах). Лучшая из них (6-е место) – это Многопрофильная сельская школа в Эмек-Харод на севере Израиля. В армию пошли служить 100% ее выпускников, родившихся в 1996 году. 76,1% из них пошли служить в боевые части, а 15,7% — на офицерские курсы.

Генеральный директор религиозно-сионистской образовательной системы «Бней-Акива» Эльханан Глат заявил в связи опубликованием этих данных, продемонстрировавших в очередной раз особо высокую мотивацию выпускников государственно-религиозных школ к армейской службе: «Наши учителя воспитывают в любви к народу и к государству. Мы учим делать все, исходя из мира Торы и высокой миссии. Когда наши ученики идут в армию, они видят в этом привилегию, а не только долг. С нашей точки зрения – высокая честь растить и воспитывать такую замечательную молодежь».

Относительно призыва девушек градация принципиально иная, поскольку, как уже было сказано выше, большая часть религиозных девушек не идет служить в армию, а предпочитает альтернативную службу. Соответственно в первой десятке школ в градации мобилизации девушек в армию нет ни одной религиозной школы. Лучшей школой по этому показателю оказалась средняя светская школа Модиин-Маккабим-Реут, где служить в армию пошли 98,7% выпускниц, а 21,6% из них поступили на офицерские курсы.

Подводя итог, следует отметить, что опубликованные данные свидетельствуют о сохранении в целом высокой мотивации к армейской службе среди еврейской молодежи Израиля, причем не только молодежи, получившей религиозно-сионистское воспитание. Это становится особенно очевидным, если вспомнить, что речь идет об армии государства, постоянно находящегося в состоянии готовности к войне, и принять в расчет, что во многие боевые части ЦАХАЛа принимают служить только тех из пригодных по своим физическим данным, кто добровольно выразил желание быть бойцом.

52.22MB | MySQL:103 | 0,415sec