ЦАХАЛ создал новый батальон территориальной обороны в Самарии

Резервисты ЦАХАЛа, проживающие в Самарии (в северной части Западного берега, пользуясь арабской терминологией), которые проходили переподготовку в недавно созданном батальоне территориальной обороны территориальной бригады «Шомрон» («Самария»), провели в ночь со вторника на среду пеший марш-бросок, который стал завершением проведенных этим новым подразделением ЦАХАЛа батальонных учений. Их маршрут проходит от еврейского поселения Итамар (1181 житель по данным 2016 года), расположенного к юго-востоку от Шхема (библейский Сихем. По-русски этот город более известен под арабским названием Наблус), в непосредственной близости от базы территориальной бригады «Шомрон», до гробницы Йосефа ( в церковном русском переводе Библии – Иосиф), расположенной внутри города Шхем, находящегося под полным – как военным, так и гражданским контролем Палестинской национальной администрации (ПНА).

За последние 18 лет, с тех пор, как силы ЦАХАЛа отступили с гробницы Йосефа, еще не было случаев, чтобы евреи приходили на это священное для иудаизма место пешком. Согласно номинально действующим до сих пор Норвежским соглашениям, подписанным в середине 90-х годов прошлого века между правительством Израиля и тогдашним лидером Организации освобождения Палестины Ясиром Арафатом, гробница Йосефа в Шхеме получила особый статус. Сама гробница, как и ведущая к ней с юго-востока из-за пределов города дорога считается зоной С, то есть номинально находится под полным – как военным, так и гражданским контролем Израиля в то время, как основная территория города Шхем определяется теми же соглашениями как зона А. В этом контексте уместно упомянуть о том, что, согласно Норвежским соглашениям, в Иудее и Самарии имеются также зоны В, в которых гражданский контроль принадлежит ПНА, а военный контроль – Израилю.

Поскольку так называемый «мирный процесс», начатый почти четверть века назад в Осло, не привел к достижению реального мира, и это стало очевидно очень быстро, существование маленького израильского анклава в виде гробницы Йосефа внутри целиком контролируемого ПНА города и доступ к нему еврейских паломников, оказались крайне проблематичными. После целой серии вооруженных нападений арабов на еврейских паломников и на охранявших гробницу Йосефа бойцов израильской Пограничной стражи (МАГАВ), в результате которых имелись человеческие жертвы с обеих сторон, ЦАХАЛ оставил гробницу Йосефа 7 октября 2000 года. После этого старинное здание над гробницей Йосефа было разрушено арабами. Осенью 2002 года на гробнице Йосефа был произведен ремонт, после чего ЦАХАЛ стал периодически позволять организованных группам еврейских паломников посещать это святое для иудаизма место. Как правило, такие посещения осуществлялись ночью, чтобы уменьшить возможность столкновения с арабским населением Шхема. Паломники должны были добираться до гробницы Йосефа на специальных бронированных автобусах под мощной охраной ЦАХАЛа и МАГАВа. Каждое такое паломничество организовывалось как небольшая военная операция.

Таким образом, тот факт, что резервисты нового батальона территориальной обороны прошли на гробницу Йосефа пешком представляет собой определенное изменение в политике ЦАХАЛа в этом отношении. Следует отметить, что упомянутый марш-бросок прошел без каких бы то ни было инцидентов. Правда, скорее всего, тот факт, что на этот раз еврейские паломники были солдатами (во всех еврейских поселениях в ближайших окрестностях Шхема живут почти исключительно религиозные евреи, как правило, сторонники идеологии религиозного сионизма) удержал арабов от попытки напасть на них.

Герб регионального совета Самарии

Глава регионального совета Самарии (его учреждения размещаются вплотную к базе территориальной бригады «Шомрон») Йоси Даган, житель расположенного к северо-западу от Шхема еврейского поселения Шавей-Шомрон (897 жителей по данным 2016 года)  присоединился к бойцам-резервистам и вместе с ними прошел пешком весь путь до гробницы Йосефа. «У меня мороз по коже пробежал, когда мы пели «Га-тиква» («Надежда» — иврит, национальный гимн Израиля – В.Ч.) на военной церемонии у гробницы Йосефа в сердце Шхема (имеется в виду не современный Шхем – его центр находится западнее, а древний Шхем, поскольку гробница Йосефа находится рядом с развалинами библейского Шхема, известными под названием «Тель-Балата» — В.Ч.), — заявил он после этого корреспонденту популярного поселенческого интернет-сайта «Седьмой канал». По словам Йоси Дагана, он был крайне взволнован от редкостной возможности «быть здесь, на гробнице Йосефа, на этом святом месте вместе с нашими дорогими бойцами, которые берегут и свой собственный дом в самом прямом смысле этого слова, и национальный дом всего народа Израиля».

Новый батальон территориальной обороны был создан ЦАХАЛом в рамках территориальной бригады «Шомрон» в качестве части реализации плана по подготовке к чрезвычайным ситуациям. При этом израильское армейское командование исходило из концепции, согласно которой во время чрезвычайных ситуаций будет правильным, чтобы жители еврейских поселений Самарии, находящихся в непосредственной близости от зоны возможных боевых действий, сами защищали бы свои дома. Само по себе появление такой концепции демонстрирует очевидное изменение подхода израильского военного командования к еврейским поселенцам окрестностей Шхема, которые не без определенных оснований считаются одной из наиболее радикальных групп поселенцев, склонных в случае конфликтов к прямому силовому противостоянию с арабами.

Однако в случае возникновения реальной чрезвычайной ситуации, когда Государству Израиль придется вести полномасштабную войну с внешним противником (например, с Ираном и его союзниками) и противостоять масштабной террористической угрозе со стороны вооруженных формирований ПНА и ХАМАСа, резервные части территориальной обороны, сформированные из жителей еврейских поселений, расположенных в непосредственной близости от основных баз террора, в качестве каковой в конкретном районе в такой ситуации неизбежно станет город Шхем, могут стать самым эффективным ответом на угрозу. Потенциал мобилизации резервистов в еврейских поселениях, расположенных в ближайших окрестностях Шхема совсем не мал, учитывая, что их общее население составляет, по данным 2016 года более 12 тысяч человек (Кдумим — 4323, Гар-Браха — 2339, Элон-Морэ — 1861,Ицхар – 1468, Итамар – 1181, и Шавей-Шомрон — 897) и что большинство проживающих в них взрослых мужчин проходило службу в боевых частях, как это принято среди воспитанников религиозно-сионистской системы образования.

21.83MB | MySQL:67 | 0,419sec