Ситуация в Египте: ноябрь 2017г.

3 ноября стало известно, что египетское правосудие приговорило к 3 годам тюрьмы телеведущую одного из частных каналов Доаа Салах, которая затронула тему права женщины стать матерью вне брака. Она была признана виновной в покушении на «нормы общественной морали». Ее временно оставили на свободе в ожидании возможной апелляции на приговор. Этот вердикт в очередной раз подтвердил консервативность египетского общества, не приемлющего внебрачные отношения между мужчиной и женщиной. Иск против ведущей, обвиненной в «побуждении к дебошу», был подан одним из адвокатов, ранее защищавшим исламистов.

Министерство иностранных дел АРЕ сообщило 5 ноября о вызове в это ведомство послов Великобритании, Канады, Италии, Голландии и Германии. Эти вызовы последовали после того, как представители этих пяти стран выступили с совместным коммюнике, осудившем арест 10 сентября в столичном аэропорте одного из руководителей Союза семей пропавших без вести адвоката Ибрагима Метвалли.

Его организация занималась также делом итальянского докторанта Джулио Регени, убитого в Египте. И.Метвалли хотел вылететь в Женеву, где он должен был принять участие в 113-й сессии Рабочей группы ООН по проблеме насильственных похищений. Адвоката обвинили в руководстве незаконной организацией, распространении ложной информации, а также в связях с заграницей. Это – обычный список обвинений в отношении представителей египетских неправительственных организаций.

Египет назвал инициативу «пятерки» «неприемлемым и очевидным вмешательством» в свои внутренние дела.

6 ноября адвокат и известный правозащитник Халед Али, известный своими критическими выступлениями в адрес режима президента Абдель Фаттаха ас-Сиси, заявил на пресс-конференции о своем намерении баллотироваться на президентских выборах, запланированных на весну 2018 г. 45-летний Х.Али – сторонник левых взглядов и лидер светской «Партии хлеб и свобода» – уже баллотировался на президентских выборах в 2012 г. Свою популярность он завоевал в ходе январских событий 2011 года, приведших к уходу Х.Мубарака. В недавнем прошлом он выступил категорически против передачи Саудовской Аравии двух островов в Красном море. Х.Али также сообщил, что примет окончательное решение относительно вступления в предвыборную борьбу после консультаций «со всеми политическими силами Египта».

В сентябре Х.Али был приговорен условно к трем месяцам тюрьмы по обвинению в покушении на «общественный порядок». В этой связи теперь в компетенции Избирательной комиссии решить, позволить ему или нет выставлять его кандидатуру.

Сам А.Ф.ас-Сиси пока не объявлял о своем намерении баллотироваться на предстоящих выборах, но такое его решение представлялось неминуемым. Тем более что 7 ноября в интервью американскому телеканалу CNBC он заявил, что не намерен бороться за третий президентский мандат в 2022 году. Что касается срока проведения президентских выборов в 2018 году, то он назвал в том же интервью март или апрель.

Согласно конституции АРЕ, один человек может находиться на посту президента только два 4-хлетних срока.

29 ноября в окружении бывшего премьер-министра АРЕ Ахмеда Шафика сообщили, что этот политик также намерен баллотироваться на президентских выборах. Он уже участвовал – и достаточно результативно — в выборах 2012 г., на которых победил исламист М.Мурси, и сейчас расценивается как главный конкурент А.Ф.ас-Сиси. А.Шафик в настоящее время проживает в ОАЭ, поскольку в Египте еще при власти исламистов против него было возбуждено уголовное дело по обвинению в коррупции. По оценкам наблюдателей, взгляды А.Шафика и А.Ф.ас-Сиси на большинство вопросов внутренней и внешней политики идентичны. А.Шафик был последним премьером эпохи Х.Мубарака.

8 ноября на встрече с журналистами в Шарм аш-Шейхе А.Ф.ас-Сиси предупредил, что эскалация напряженности в отношениях между Саудовской Аравией и Ираном может привести к войне между ними. Подчеркнув, что он против такого развития событий, глава АРЕ дал понять, что если война разразится, его страна «поддержит наших саудовских братьев». Говоря о внутренней ситуации в Египте, А.Ф.ас-Сиси признал, что его страна находится в состоянии «войны против терроризма». Отвечая критикам, обвиняющим египетские власти в нарушениях прав человека, он заметил, что «то, что происходит сейчас в Египте, не является вопросом прав человека, необходимо думать о других правах, и прежде всего – праве на жизнь».

Также 8 ноября стало известно, что кассационный суд подтвердил 5-летний срок заключения для видного активиста событий января 2011 года Алаа Абдель Фаттаха. Он был арестован в феврале 2014 г.по обвинению в участии в конце 2013 г. в незаконной манифестации против судебных процессов в отношении гражданских лиц в военных трибуналах. Суд первой инстанции приговорил его к 15 годам тюрьмы, суд второй инстанции сократил срок до 5 лет. К моменту третьего приговора он уже провел в тюрьме три с половиной года. Кроме того, кассационный суд смягчил условия его пребывания в тюрьме, заменив строгий режим обычным, без принуждения к каторжным работам. В ходе третьего процесса Алаа Абдель Фаттаха представлял упоминавшийся выше адвокат Х.Али – возможный кандидат в президенты АРЕ.

В октябре 10 египетских правозащитных организаций призвали кассационный суд освободить Алаа Абдель Фаттаха.

В октябре в интервью французскому телеканалу France 24 А.Ф.ас-Сиси отверг наличие политзаключенных в его стране.

В ходе другого процесса 15 ноября кассационный суд подтвердил пожизненное заключение для бывшего «верховного наставника» «Братьев-мусульман» Мухаммеда Бади. Последний в ходе процессов по другим делам, возбужденным против него, уже неоднократно приговаривался как к смертной казни, так и к пожизненному заключению.

Египет прикладывал немало усилий с тем, чтобы не допустить военного сценария в районе Персидского залива. И это было понятно – ряд арабских стран региона является крупнейшими донорами АРЕ. 11 ноября в Каире было объявлено, что глава МИД АРЕ Самех Шукри совершит турне по странам Залива с целью продвижения идеи мирного урегулирования накопившихся между ними разногласий. В частности, планировались его визиты в Саудовскую Аравию, Кувейт, Бахрейн и Оман, а также в Иорданию.

9 ноября в Египте побывал с визитом глава МИД Франции Жан-Ив Ле Дриан. В ходе состоявшейся в Шарм аш-Шейхе встречи с главой АРЕ стороны обсудили вопросы, связанные с «точками региональной напряженности». Эта встреча подтвердила высокий уровень существующих двусторонних отношений, тем более что незадолго до этого А.Ф.ас-Сиси побывал в Париже. Поездка в Египет для Ж-И.Ле Дриана стала второй в качестве главы МИД. До этого он неоднократно бывал в «стране пирамид» в качестве министра обороны. Во многом благодаря его усилиям в период с 2007 по 2016 годы Каир был четвертым по значимости покупателем французского оружия.

21 ноября в Каире побывал с кратким визитом премьер-министр Ливана Саад Харири, который до этого объявил в Саудовской Аравии о своей отставке, однако затем, похоже, передумал. В египетской столице он провел переговоры с А.Ф.ас-Сиси. В кратком заявлении для прессы по завершении переговоров он «поблагодарил Египет за его поддержку стабильности Ливана». «Мы говорили о необходимости для Ливана дистанцироваться от всех региональных держав», — отметил он. По имеющимся данным, А.Ф.ас-Сиси пытался уменьшить напряженность между Саудовской Аравией и ливанским шиитским движением «Хизбалла», за которым стоит Иран. Известно, что С.Харири пользуется поддержкой Саудовской Аравии. Во время объявления об отставке 4 ноября он обвинил Иран и «Хизбоаллу» в дестабилизации Ливана.

22 ноября генеральная прокуратура Египта объявила о временном задержании сроком на 15 суток 29 человек, обвиненных в шпионаже в пользу Турции и принадлежности к «террористической» организации. Как утверждалось в коммюнике этого ведомства, несколько других подозреваемых скрылись либо в Египте, либо в других странах.

Известно, что отношения между Каиром и Анкарой резко ухудшились после того, как летом 2013 года египетские военные отстранили от власти президента-исламиста Мухаммеда Мурси, сторонника «Братьев-мусульман». Единомышленники этой организации в лице Р.Т..Эрдогана находятся у власти в Турции, в то время как новое руководство Египта считает «братьев» террористической организацией.

Также 22 ноября командование египетской армии сообщило о нанесении авиаудара по автоколонне с оружием и боеприпасами в районе границы с Ливией, в результате которого были уничтожены 10 автомашин.

24 ноября неизвестные вооруженные лица атаковали верующих в ходе пятничной молитвы в одной из мечетей в деревне Бир аль-Абд в 40 км к западу от г.Эль-Ариш – административного центра провинции Северный Синай. Мечеть Ар-Равда была почитаема адептами суфизма, которых «Исламское государство» (ИГ, запрещено в России) рассматривает как еретиков. В момент нападения в мечети находились также солдаты. В результате нападения, по первоначальным данным, погибли 235 человек, 109 получили ранения. В Египте был объявлен 3-дневный траур по погибшим. К 25 ноября речь шла уже о 305 погибших. По данным египетской прокуратуры, в нападении приняли участие до 30 боевиков ИГ.

Немедленно в зону, где произошел инцидент, командование египетской армии направило авиацию, которая уничтожила несколько машин, на которых перемещались террористы.

Ранее сторонники суфизма подвергались атакам везде, где действуют формирования ИГ.

В любом случае военный ответ Египта на атаку террористов показал ограниченные возможности Каира по отношению к многочисленным атакам, совершенным в регионе. В многом этот связано с тем, что несмотря на наличие современных вооружений и достаточно опытных офицеров, основу египетской армии составляют малообученные призывники.

28 ноября МВД Египта сообщило об уничтожении 11 «террористических элементов» в ходе полицейского рейда в районе Исмаилии в деревне Гелбана на восточном берегу Суэцкого канала. По данным спецслужб, террористы готовили атаки против объектов инфраструктуры и христианских мест отправления культа.

29 ноября А.Ф.ас-Сиси дал египетским силовикам три месяца на восстановление безопасности на севере Синайского полуострова. Этот своего рода ультиматум был адресован начальнику Генштаба египетской армии и главе МВД страны.

Похоже, молчание главарей ИГ относительно бойни в Бир аль-Абде было связано с тем, что они осознали, что эта группировка начнет терять своих сторонников среди населения Северного Синая, которое ранее нередко поддерживало джихадистов. Показательно, что все другие джихадистские группировки, действующие в Египте, включая связанную с «Аль-Каидой»  (запрещена в России) «Джунд аль-Ислам», осудили этот теракт.

Много значимых событий произошло в ноябре в соседствующем с Египтом секторе Газа. 1 ноября контролирующее сектор исламистское движение ХАМАС передало Палестинской национальной администрации (ПНА), правящей на Западном берегу реки Иордан, пограничный переход между анклавом и АРЕ. Эта операция стала тестом на выживание для соглашения о примирении между палестинскими движениями ФАТХ и ХАМАС, которое было подписано в октябре. В тот же день аналогичное мероприятие прошло на пограничном переходе между сектором Газа и Израилем.

Ранее сообщалось, что согласно упомянутому выше соглашению, ХАМАС должен был передать контроль над сектором Газа ПНА до 1декабря.

Напомним, что движение ХАМАС установило контроль над сектором Газа в июне 2007 года после скоротечной гражданской войны с движением ФАТХ. С 2008 г. Израиль провел в секторе Газа три войсковых операции.

21 ноября в Каире начался новый раунд переговоров между ФАТХом и ХАМАСом, призванный поддержать динамику примирения между ними. Переговоры проходили в здании штаб-квартиры египетской разведки, традиционно занимавшейся палестинской проблематикой. В них участвовали также представители 11 других палестинских групп. Уже 22 ноября участники переговоров призвали к организации всеобщих выборов до конца 2018 года на палестинских территориях, то есть на Западном берегу реки Иордан и в секторе Газа. Главе ПНА Махмуду Аббасу предложено назвать точную дату выборов.

29 ноября ФАТХ и ХАМА предложили перенести дату передачи властных полномочий в секторе Газа с 1 на 10 декабря.

В целом, приходится констатировать, что когда А.Ф.ас-Сиси пришел к власти в 2013 г., он обещал египтянам восстановление безопасности и стабильности. 4 года спустя это обещание в целом выполнено в том, что касается больших городов, однако ситуация на севере Синайского полуострова оставляет желать лучшего. В этих условиях не может быть оправданно желаемое Каиром восстановление воздушного сообщения с этой страной.

52.2MB | MySQL:103 | 0,680sec