Израиль: дело иранской журналистки Нады Амин

32-летняя иранская журналистка-блогер Нада Амин, получившая политическое убежище в Израиле, поскольку она подвергалась преследованиям со стороны иранского режима за свои публикации, была допрошена ШАБАКом по подозрению в шпионаже в пользу Ирана. Об этом сообщило в пятницу британское агентство новостей «Рейтер» . Со ссылкой на некие неназванные официальные израильские источники агентство «Рейтер» сообщило, что Нада Амин подозревается израильской спецслужбой в том, что она, проживая на территории еврейского государства, установила и поддерживали незаконные с точки зрения Израиля контакты с некими находящимися в Иране лицами, которые не являются ее родными. На вопросы израильских журналистов по поводу этого сообщения сама иранская журналистка отказалась дать какие-либо объяснения. Она ограничилась весьма лаконичным заявлением, ответив на все расспросы: «Я свободна и я нахожусь в доме своего хорошего друга».

Информация о том, что иранская журналистка была пока лишь допрошена и сейчас находится на свободе получила подтверждение и из официальных израильских источников. Как было сообщено в пятницу в израильских СМИ после того, как появилось упомянутое сообщение агентства «Рейтер», Нада Амин не была арестована ШАБАКом, однако «проверка по ее делу еще продолжается».

Следует напомнить, что более трех лет назад Нада Амин бежала их Ирана, спасаясь от преследований со стороны властей из-за своей журналистской и блогерской деятельности.  Она получала угрозы от иранских спецслужб и даже была допрошена по подозрению в шпионаже в пользу Израиля. После переезда в Турцию Нада Амин нашла для себя работу в качестве политического комментатора базирующегося в Израиле новостного и аналитического интернет-сайта Times of Israel, в персидской версии которого она вела постоянную колонку.

Данный интернет-сайт сам по себе заслуживает особого внимания, поскольку представляет собой одно из интереснейших явлений в израильской журналистике последних лет. Он существует с 2012 года и имеет 5 языковых версий: на английском, французском, арабском, китайском и фарси. Персидский вариант интернет-сайта существует с октября 2015 года и возглавляется израильским журналистом Ави Давиди.

Редакционный совет интернет-сайта Times of Israel весьма солиден. Он включает в себя на сегодняшний день бывшего редактора влиятельного англоязычного израильского еженедельника The Jerusalem Report Шарона Эшли, бывшего канадского министра юстиции профессора Ирвина Котлера (еврея по национальности), бывшего начальника израильской спецслужбы Моссад Эфраима Галеви (уроженца Великобритании), известного израильского англоязычного журналиста Шауля Зингера (уроженца США) и знаменитого израильского востоковеда-арабиста и политического комментатора Эхуда Яари. Главный редактор сайта и редактор его основной, англоязычной версии — израильский журналист Давид Горовиц (уроженец Великобритании), являющийся одновременно совладельцем Times of Israel вместе с американским бизнесменом еврейского происхождения Сетом Эндрю Кларманом.

Открытое и постоянное сотрудничество Нады Амин с персидской редакцией упомянутого израильского интернет-сайта в буквальном смысле оказалось для нее смертным приговором. Иранские власти приговорили ее к смертной казни и стали требовать от турецких властей выдачи журналистки. Несмотря на то, что еще в 2015 году Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев (UNHCR) признало ее в качестве политической беженки, турецкие власти постановили, что Нада Амин будет депортирована назад в Иран, где, как уже было сказано выше, она была приговорена к смертной казни за свои публикации и по обвинению в шпионаже  пользу Израиль.

В интервью берлинской газете Bild Нада Амин заявила в этой связи: «Я не сделала ничего плохого, ООН признала меня в качестве беженки, но турецкие власти следят за мной. Я не хочу возвращаться в Иран. Я лишь хочу уехать в другое государство, в котором я буду жить в безопасности». Учитывая тот факт, что в Турции находится сейчас у власти возглавляемая президентом Реджепом Тайипом Эрдоганом исламистская Партия справедливости и развития, антиисламистская направленность журналистской и блогерской деятельности Нады Амин и ее сотрудничество с израильскими СМИ, естественно, не могут понравиться турецким властям, поэтому угроза ее экстрадиции в Иран был вполне реальной.

В этой ситуации с Надой Амин связался через социальные сети Шимон Эрен, корреспондент радиостанции «Голос Израиля» на арабском языке. По его инициативе израильский Союз журналистов обратился к министру внутренних дел Арье Дери с требованием разрешить ей въезд в Израиль, поскольку в Иране ей грозит смертная казнь за ее убеждения. Несмотря на то, что, будучи лидером ультраортодоксальной религиозной сефардской партии ШАС, Арье Дери крайне неохотно выдает разрешения на въезд в Израиль неевреям, учитывая создавшуюся ситуацию, в августе 2017 года он выдал Наде Амин разрешение на въезд в Израиль по гуманитарным соображениям. Так Израиль оказался тем «другим государством», в которое она уехала из Турции, «чтобы жить в безопасности».

Следует отметить, что в Израиле проживает большая группа еврейских репатриантов из Ирана и их потомков (ее численность оценивается в 200-250 тысяч человек), которые отчасти сохраняют язык фарси. Это позволило опальной иранской журналистке найти в еврейском государстве свою среду общения.

Пока не вполне ясно, что стоит за сообщениями о проверке, которую ШАБАК ведет в отношении Нады Амин. Однако учитывая, что агентство «Рейтер» известно своей неприкрытой антиизраильской позицией, включающей тенденциозную редакцию и даже фальсификацию материалов, касающихся Израиля (одним из наиболее скандальных примеров этой тенденции стало освещение агентством «Рейтер» Второй ливанской войны 2006 года), весьма вероятно, что оно пытается использовать те или иные недоразумения, возникшие сейчаств отношении Нады Амин, в целях антиизраильской пропаганды. С большой степенью уверенности можно предположить, что речь идет о показавшемся подозрительным сотрудникам ШАБАК, нарушающем какие-то установленные ими правила, но отнюдь не преступном контакте Нады Амин с кем-то на ее родине. Можно полагать, что если бы в Израиле ее действительно всерьез подозревали в шпионаже в пользу Ирана, она не осталась бы после допроса на свободе.

52.26MB | MySQL:103 | 0,594sec