О разработке малозаметного истребителя пятого поколения для ВВС Пакистана в рамках «Проекта AZM»

По данным китайских источников, спустя два месяца после проведенных в октябре 2017 г. двусторонних учений подразделений ВВС Пакистана и НОАК «Героический орел 6» до военно-политического руководства в Исламабаде была доведен аналитический доклад о результатах учебных воздушных боев. Пакистанские технические специалисты отметили, что в ходе соревновательных воздушных боев пакистанские летчики, пилотировавшие одномоторные истребители JF-17 «Гром» даже при действиях в парах проиграли более 90% схваток пилотам ВВС НОАК.

Известно, что китайские летчики действовали на тяжелых двухмоторных истребителях «Цзянь-11», которые в настоящее время являются одним из основных элементов авиации ПВО НОАК. По информации СМИ КНР, что именно эти самолеты приняты на вооружение подразделений истребительной авиации дислоцированных на искусственном острове Юнсиндао и обеспечивают контроль воздушного пространства в условиях регулярных полетов базовой патрульной авиации ВМС США.  Следует отметить, что американские военные используют в этом регионе противолодочные самолеты Р-8А «Посейдон», которые также приобрел официальный Нью-Дели в интересах обнаружения дизель-электрических подводных лодок ВМС Пакистана в акватории Индийского океана.

С учетом недостаточных возможностей  одномоторных истребителей французского, китайского и американского производства ВВС Пакистана, военно-политическое руководство этого мусульманского государства санкционировало начало работ по «Проекту AZM» (малозаметный истребитель пятого поколения, рабочий проект под обозначением FGF).

Китайские специалисты отмечают, что пакистанские военные и представители оборонно-промышленного комплекса (ОПК) подготовили новое сборочное предприятие на территории крупнейшего авиастроительного завода на базе ВВС «Камра». Кроме того, сформирован новый научно-исследовательский институт авиационного проектирования, основной целью которого является проверка технологических решений иностранных производителей боевых самолетов. По словам начальника штаба ВВС Пакистана маршала авиации Сохаила Амана, новый истребитель должен быть передан в войска для опытной эксплуатации через пять лет.

Новые производственные корпуса подготовлены для размещения оборудования и начала работ сборке самолетов, которые по замыслу пакистанской стороны, должны быть оснащены двумя турбореактивными двигателями, что позволит летчику выполнять большой спектр задач за счет установки в скрытые отсеки и на точки внешней подвески большого количества авиационных средств поражения. На примере «Цзянь-11» высшие офицеры ВВС Пакистана и представители ОПК удостоверились, что такой самолет способен вполне успешно вести разведку за счет подвесных контейнеров с оптико-электронными станциями, а кроме того, на самолетах данной модели испытаны новые летные шлемы, позволяющие летчикам уверенно действовать в сложных метеоусловиях и ночью.

Пакистанские специалисты указывают, что индийский истребитель пятого поколения под обозначением АМСА сможет обеспечить возможность применения двух типов управляемых ракет класса «воздух-воздух» разной дальности; противорадиолокационной ракеты, крылатой ракеты «Нирбхай», противокорабельной ракеты «Брамос», а также корректируемых по лазерному лучу авиабомб весом 500 и 1000 кг.

В этой связи, пакистанские военные осознают, что двухмоторный тяжелый истребитель способен с высокой эффективностью работать как по воздушным, так и по наземным целям. Возможность действия в зоне присутствия ПВО вероятного противника могут обеспечить встроенные и контейнерные системы РЭБ, собственное производство которых в Пакистане пока не налажено.

Как отмечают китайские специалисты, пакистанские авиастроители предпринимают попытки выполнения совместных разработок с компаниями из разных стран. Так, одним из первых участников «Проекта AZM» стала турецкая компания TAI, которая, как известно, пытается реализовать собственный проект малозаметного истребителя под условным обозначением TF-X.

Известно, что турецкие конструкторы разработали три варианта истребителя, однако дальше тестов в аэродинамической трубе дело не движется поскольку у компании TAI нет поставщика надежного и мощного турбореактивного двигателя, что продиктовано сложными отношениями президента Турецкой Республики Реджепа Тайипа Эрдогана с государствами-членами ЕС, которые обладают необходимыми образцами и разработками.

Вполне вероятно, что представители ОПК Пакистана проведут переговоры о сотрудничестве со шведской компанией SAAB, британской BAE и  южнокорейской KAI в попытках получить наиболее выгодное для Исламабада предложение по стоимости разработки подобного самолета. Также отдельные переговоры будут проведены с компанией Eurojet с целью получения образцов двигателей EJ200, которыми комплектуют истребители «Еврофайтер Тайфун».

Следует отметить, что наибольшая вероятность успеха по совместной разработке малозаметного истребителя пятого поколения для ВВС Пакистана есть у шведских самолетостроителей, которые успешно выполнили два контракта на поставку шести самолетов дальнего радиолокационного обнаружения и управления SAAB 2000. Очевидно, что в данном случае за основу будет взят истребитель Gripen-E, который занимает небольшую долю на международном рынке боевой авиации.

В свою очередь, китайские самолетостроители из г.Чэнду и г.Шэньян уже предложили два эскизных проекта двухмоторных истребителей, которые могут заинтересовать ВВС Пакистана. Известно, что максимальная длина перспективных самолетов не превысит 17,52 м; высота не более 4,46 м и ширина 12,68 м.  В обоих случаях, китайские производители боевых самолетов предусматривают возможность установки китайских двигателей WS-13 «Миньшань» или российских РД-93МК(М), которыми в настоящее время укомплектованы три опытных образца истребителя «Цзянь-31».

Второй вариант, который предлагают официальному Исламабаду представители ОПК КНР – разработка нового истребителя на базе тяжелого истребителя четвертого поколения «Цзянь-20», который уже принят на вооружение ВВС НОАК. Известно, что первые двенадцать самолетов направлены во 2-ю истребительную дивизию «Агрессоры южного моря», летчики которой имитируют действия вероятного противника – ВВС США, Индии, Вьетнама, Японии, Республики Корея.

В дополнение к вышесказанному необходимо отметить, что официальный Исламабад в вопросе финансирования программы разработки и серийного выпуска истребителя пятого поколения полагается на помощь Эр-Рияда. По данным китайских источников, военно-политическое руководство Королевства Саудовская Аравия готово выделить на «Проект AZM» 1 млрд долл. США. Очевидно, что указанной суммы будет достаточно только в том случае если представители ОПК Пакистана применят уже существующие наработки по данной тематике, которые можно будет приобрести в КНР, РК, Турции, Великобритании и других странах ЕС.

52.32MB | MySQL:103 | 0,547sec