О новом экономическом курсе Саудовской Аравии

Саудовский наследный принц Мухаммед бен Сальман распорядился начать работы по разведке и оценке запасов урана и тория на территории королевства в рамках стратегического плана «Видение-2030». Об этом в воскресенье сообщила газета «Оказ». По информации издания, Научный центр атомной и возобновляемой энергетики им. короля Абдаллы и Геологическое управление страны совместно с экспертами Китайской национальной атомной корпорацией (CNNC) приступили к реализации проекта в саудовской провинции Хаиль. Он рассчитан на два года и проходит в рамках китайско-саудовского соглашения, подписанного во время визита короля Сальмана бен Абдель Азиза Аль Сауда в Пекин. Как заявил глава Геологического управления Захир Наваб, «королевство не намерено использовать сырье в военных целях». В задачу входит разведка и оценка залежей урана и тория в рамках плана по развитию добывающей промышленности и использования ресурсов в мирных целях в качестве альтернативы нефти, пояснил чиновник.  Программа «Видение 2030», инициированная саудовским кронпринцем в 2015 году, направлена на уход от нефтяной зависимости, в том числе, за счет развития альтернативных источников энергии и атомной энергетики. В планах — строительство 16 ядерных реакторов на территории страны. Развитие программы мирного атома, помимо собственно чисто экономических мер по снижению уровня зависимости от нефтяной иглы, имеет и еще один аспект — это безусловно сильно запоздалый ответ Эр-Рияда на аналогичны шаги иранцев и турок. В данном случае важен жест и намерение, а не конечный результат, поскольку совершенно не факт, что в КСА имеются достаточные запасы урановой руды, и Эр-Рияду было бы гораздо проще просто заключить контракт на строительство АЭС «под ключ» с синхронным контрактом на переработку отработанного ядерного топлива и поставку нового. Но в королевском дворце затеяли собственную долгоиграющую комбинацию по примеру иранского варианта, но никак не турецкого. То есть разведка, добыча руды, переработка в обогащенный уран на собственных центрифугах и с выходом на собственный полный цикл: от рудника до АЭС. Единственное, что на завод по переработке отработанного топлива саудовцев не хватит. Такие предприятия есть только у России и США. Но общая тенденция понятна, и она полностью укладывается в новую экономическую и политическую стратегию наследного принца. Развитие атомной индустрии входит в глобальные планы развития КСА до 2030 года наряду с рядом еще ряда очень принципиальных реформ. Последние в отличие от атомной программы грозят королевству несравненно большими внутренними потрясениями. Пока происходят исключительно больше пропагандистские мероприятия, типа открытия кинотеатров и разрешения женщинам водить автомашины. Следующий год должен стать решающим не столько в рамках реальных изменений в экономике и общественном укладе, сколько в демонстрации решительности саудовского руководства по началу процесса по их реализации. Это прежде всего размещение IPO национальной нефтяной компании АРАМКО на британской или американской бирже. Насчет этого еще идут дискуссии, но сам принципиальный момент начала приватизации ранее несомненной «священной коровы» для саудовской элиты уже принят. Но самое важное и болезненное во всех этих начинаниях — повышение объема частного сектора с 40 процентов ВВП до 60 процентов в 2030 году. В этой связи саудовскому руководству необходимо осуществить целый пакет мероприятий, направленных на стимулирование частного сектора и увеличение емкости внутреннего потребительского рынка. 14 декабря король Сальман одобрил пакет субсидий и стимулов для решения этих задач, которые рассчитаны на четыре года и составляют в сумме  107 млрд долларов. Последние два года рост частного сектора был ослаблен мерами жесткой экономии, который были связани с падением мировых цен на углеводороды. В этой связи рост не нефтяного сектора страны в 2016 году колебался в пределах статистической погрешности в 0,1 процента. В 2107 году успехи были не намного оптимистичнее. Поэтому саудовское руководство планирует влить в национальную экономику только 2018 году 71 млрд долларов. Треть из них пойдет на жилищные кредиты, что должно стимулировать развитие соответствующих строительных отраслей. Остальные будут направлены в фонд развития малого и среднего бизнеса, поддержки компаний-должников, строительства телекоммуникационной инфраструктуры. 13 декабря Саудовская Шура объявила, что она одобрила новый закон о банкротстве, который планируется ввести в действие до конца первого квартала 2018 года. На сегодня у КСА нет закона, который бы регламентировал бы процедуру банкротства и соответствующих судебных разбирательств. Ранее в каждом конкретном случае саудовское государство выбирало индивидуальный алгоритм действий в этой ситуации. Кроме того, нынешние реалии КСА сейчас таковы, что все основные инвестиционные выгодные проекты внутри страны в своем абсолютном большинстве достаются крупным государственным инвестиционным фондам, что критически сокращает площадку для среднего и малого бизнеса. И пока реформ в этой сфере не предвидится, что, по оценке экспертов, в значительной части нивелирует все начинания Эр-Рияда по стимулированию деятельности среднего и малого бизнеса.
Более болезненными будут реформы по сокращению субсидий, которые собственно и обеспечивали подавляющему большинству населения комфортное существование. С 1 января 2018 года цены на бензин поднимуться на 80 процентов, тарифы на электроэнергию вырастут в среднем на 300 процентов. Одновременно запускается программа поддержки подданных с низким уровнем дохода, которым будет компенсирована часть оплаты за коммунальные услуги. Такая программа более экономически выгодна, чем безудержная социальная поддержка всех без градации, и ее многие эксперты рассматривают как временную меру по адаптации населения к существующим экономическим реалиям. Пока еще правительства решило не трогать тарифы на использование воды, что для КСА является жизненно важным аспектом. С началом 2018 года КСА, как и другие страны-членов ССАПГЗ, введет 5 процентный единый НДС. Эта мера направлена на экономическое ограничение безудержных государственных расходов. В любом случае экономический курс взят на приведение расходов и доходов бюджета в более или менее равновесную систему, что само по себе чревато серьезными катаклизмами и внутренними потрясениями.

52.17MB | MySQL:103 | 0,484sec