Начало добычи на шельфе Ливана намечено на 2019 год

Источники агентства Reuters сообщили 16 декабря со ссылкой на заявление министра энергетики и водного хозяйства Ливана, Сезара Абу Халиля о скором начале реализации проекта по добыче нефти на прибрежном шельфе.  В соответствии с распоряжением кабинета министров этой страны, на шельфе будут проводиться работы первого этапа, состоящие в сейсморазведке и разведочном бурении с целью определения и уточнения имеющихся запасов нефти и газа. Заявок на проведение этих работ было представлено две, претендентом выступил международный консорциум в составе французской компании «Тоталь», итальянского концерна «Эни» и российской «Новатэк». «Всего, первый этап работ предусматривает их выполнение в течение трех лет, второй —  в течение двух», — разъяснил министр.

«В соответствии с имеющимися у меня полномочиями, я направил предложения с техническим заданием принять участие в работах.  Ответы были получены и в них предлагались обязательства по оборудованию группы из 4-х скважин на блоках 4 (Северный) и 9 (Южный), плюс одна дополнительная скважина», — привел подробности С.Абу Халиль. Начало бурения отнесено на 2019 год, а следующий, 2018 г., будет посвящен подготовительным работам.  Добыча нефти на 4-м и 9-м блоках будет вестись одновременно.

Собственно, консорциум и был единственным, кто смог ответить на предложения властей в Бейруте заняться разведкой на шельфовой зоне, поскольку все попытки Ливана начать исследования в области морской энергетики в последние годы были затруднены политической нестабильностью в стране и известными драматическими событиями в соседней Сирии.

 

Неясно, найдет ли консорциум запасы нефти и газа в ливанских водах. Но заявка, принятая ливанским правительством в четверг от него, отражала потенциал непредвиденных расходов, сообщила Reuters Мона Суккари, аналитик по политическим рискам в консалтинговой компании группы «Стратегические перспективы на Ближнем Востоке».

«Если они захотят продолжить разведку и бурение, тогда мы говорим о больших деньгах», — сказала М.Суккари.

В случае, если консорциум добьется успеха, доля страны в выручке от продажи нефти и газа составит от 55 до 71 процента, добавил С.Абу Халиль. Окно для разведки будет открыто на срок до шести лет. Контракты с тремя компаниями будут подписаны в начале 2018 года.

Блок 9 считается более перспективным, но там есть некоторые потенциальные риски политического характера.

Дело в том, что подобное открытие в южных водах Ливана значительного месторождения углеводородов может спровоцировать спор с соседним Израилем. Смежный район оценивается в более 800 кв. км морской поверхности, потенциально востребованной двумя странами, которые формально, можно сказать, находятся в состоянии войны.

Впрочем, состав участников консорциума позволяет предположить, что израильская сторона воздержится от каких-либо агресивных шагов, без крайней на то необходимости.  Все страны Леванта крайне заинтересованы в развитии шельфовых ресурсов, но специфика этих работ такова, стоимость и сложность настолько значимы, что лишнего шума, во всех смыслах, никто не будет поднимать. Кроме того, слухи о нефтяных богатствах этой части Средиземного моря, так называемого месторождения «Левиафан» ходят давно, и самые разные, но пока, что кроме ливанского «старт-апа» и работ, начатых той же «Эни» в египетских водах, никто ими вплотную не занимался. Так что, претензии предъявить всегда можно успеть и поэтому, рискнем предположить, что израильтяне ограничатся внимательным наблюдением за тем, что происходит у их морских границ.

Согласно данным Управления по энергетической информации США, в 2010 году в восточно-средиземноморском бассейне было обнаружено 122 трлн куб. футов природного газа. В море есть еще достоверно установленные крупные запасы нефти и газа, но также, как в случае с Ливаном и Израилем, большинство их расположены на стыках пограничных или экономических зон Италии, Туниса, Ливии, Мальты, Кипра, Египта, что обуславливает крайне ревнивое отношение соседей к любому подобному проекту.

Шельфовый газ дорог для разработки и извлечения. Вообще, оффшорные проекты крайне затратны, и вполне вероятно, что подобное начинание, в случае успеха его перспективы, может привлечь серьезные инвестиции в энергетический сектор Ливана, который, по словам местных гражданских активистов «насквозь поражен коррупцией». Ливан испытывает веерные отключения электроэнергии на ежедневной основе, несмотря на массовые субсидии своей национальной электроэнергетической компании. Всемирный банк публикует отчеты, согласно которым переводы на счет Electricite du Liban составляют до 40 процентов долга, накопленного страной с 1992 года.

Возвращаясь к сути проекта, С.Абу Халиль упомянул о девяти различных сценариях вовлеченности ливанской стороны в дележку будущей прибыли.  В блоке 4, например, доля Ливана колеблется от 65 до 71%, что выше подобной величины, применительно к ста международным глубоководным проектам. На блоке 9, доля правительства составит от 55% до 63%, что вполне соответствует средневзвешенным величинам для подобных проектов.

Что касается значимости проекта для экономики страны, то тут, кроме прямого эффекта, предусмотрен целый спектр экономических механизмов, начиная от организации закупок и выделения подрядов самого разного толка, до обязательств привлекать только местную рабочую силу (до 80% от общего числа работников, правда постепенным образом, а не сразу).

Подводя итог своему выступлению, министр сообщил о выделении консорциуму лицензии на разработку нефти на блоках 4 и 9.

52.21MB | MySQL:103 | 0,539sec