Перспективы практической имплементации плана ближневосточного мирного урегулирования «Дорожная карта»

«Дорожная карта по установлению мира на Ближнем Востоке», подготовленная четверкой международных посредников в составе ООН, ЕС, России и США и официально опубликованная 1 мая 2003 года, представляет собой трехэтапный план окончательного и полномасштабного урегулирования палестино-израильского конфликта к 2005 году путем создания независимого демократического и жизнеспособного палестинского государства на основе формулы «мир в обмен на территории» и резолюций СБ ООН № 242, № 338 и № 1397. Скорректированный согласно поправкам израильской и палестинской сторон и одобренный ими, этот проект был утвержден специальной резолюцией СБ ООН от 19 ноября 2003 года и на сегодняшний день сохраняет статус единственного официально действующего плана ближневосточного мирного урегулирования.

Хотя план был формально принят как израильской, так и палестинской сторонами, уже в момент его провозглашения ряд аналитиков успели расценить его как «невыполнимый». Важным содержательным аргументом против «Дорожной карты» внутри Израиля стала ссылка на то, что этот план станет очередной уступкой арабам, которые на любые уступки реагируют эскалацией агрессии. В качестве доказательств приводился отрицательный «опыт Осло», когда, отдав арабам часть Газы и Западного берега р. Иордан, Израиль получил в ответ серию терактов, а также отход Израиля с территории Южного Ливана, который также не привел к стабилизации ситуации в этом районе. Однако в Израиле имелась и другая точка зрения, согласно которой, демонстрируя готовность принять план «Дорожная карта», А. Шарон фактически загоняет руководство Палестинской национальной администрации в угол, поскольку достаточно очевидно, что правительство М. Аббаса не сможет справиться с террором даже в том случае, если приложит к этому все свои усилия.

Не отказываясь целиком от «Дорожной карты», но в то же время объявив об отсутствии палестинского партнера, с которым можно вести конструктивные переговоры, в 2005 году премьер-министр Израиля А. Шарон приступил к реализации плана одностороннего размежевания с палестинцами. Несмотря на предостережение ряда специалистов, в том числе и американских, о том, что этот план противоречит «Дорожной карте», так как он предусматривает сохранение израильских поселений на Западном берегу р. Иордан, он был целиком поддержан президентом Дж. Бушем-младшим и принят в качестве «основы» «Дорожной карты». Вслед за США план одностороннего размежевания был одобрен всеми участниками ближневосточного «квартета», которые при этом особо подчеркнули, что воспринимают «план Шарона» лишь как «нулевой цикл» «Дорожной карты», который может привести к окончательному прекращению израильской оккупации сектора Газы, а также оказать содействие возобновлению прогресса в деле полномасштабного урегулирования палестино-израильского конфликта. Яснее всего суть этого подхода объяснила в одном из своих выступлений госсекретарь США Кондолиза Райс: «Мы глубоко уважаем тот мужественный шаг, который сделал премьер-министр А. Шарон, пойдя на размежевание в Газе и на севере Западного берега р. Иордан. Однако следует помнить, что это лишь первый шаг».

Необходимо отметить, что политические аналитики предоставляли два возможных сценария развития событий после реализации плана одностороннего размежевания. Согласно первому, более оптимистичному, в ПНА должны были осознать неэффективность террора, заняться восстановлением экономики и воспользоваться помощью США для подготовки к созданию независимого палестинского государства. Согласно второму, пессимистичному, сразу после размежевания должен был начаться новый виток террора, который обрушится в первую очередь на пограничные с сектором Газы израильские города, а также еврейские поселения Иудеи и Самарии.

Сегодня, когда активная фаза плана одностороннего размежевания с палестинцами завершена, а события последних двух месяцев наглядно демонстрируют, что в регионе постепенно начинает разворачиваться именно второй сценарий, проблема перспектив практической имплементации плана «Дорожная карта» представляется чрезвычайно актуальной.

Важно подчеркнуть, что на сегодняшний день официальный Израиль продолжает демонстрировать свою приверженность «Дорожной карте». Согласно недавнему заявлению А. Шарона, сделанному на конференции в Тель-Авиве, «Дорожная карта» является единственным жизнеспособным планом мирного урегулирования на Ближнем Востоке и «лучшего плана для будущего Израиля не существует». Израильский премьер несколько раз подчеркивал, что размежевание — это разовое мероприятие, после которого сразу должна начаться реализация «Дорожной карты». При этом А. Шарон особо акцентирует внимание на том, что она вступит в действие только после того, как в регионе целиком прекратится террор, террористические организации будут разоружены, а на территориях, подконтрольных ПНА, пройдут реформы.

Ранее израильские СМИ опубликовали заявление одного из советников А. Шарона — Е. Арада, который не исключал возможность одностороннего определения Израилем своих границ в случае сохранения «тупиковой ситуации» в отношениях с палестинцами. Согласно заявлению Арада, израильское правительство может аннексировать часть палестинских территорий и в одностороннем порядке установить постоянные границы Израиля, если дипломатический процесс мирного урегулирования не возобновится. Однако официальные израильские представители опровергают эти слухи, подчеркивая, что никакого плана дальнейшего одностороннего размежевания с палестинцами не существует.

В то же время, несмотря на то что в «Дорожной карте» прямо не затрагиваются территориальные вопросы, А. Шарон неоднократно заявлял, что израильское правительство, независимо от дальнейшего развития отношений с ПНА, намеревается сохранить на Западном берегу р. Иордан большие блоки поселений. Кроме того, после начала первого этапа размежевания израильский премьер пообещал, что расширение поселений на Западном берегу после ухода из сектора Газы продолжится усиленными темпами.

В рамках этой политики генеральный прокурор Израиля М. Мазуз одобрил план возведения «забора безопасности» вокруг большого еврейского поселения Маале-Адумим на Западном берегу р. Иордан, принятый израильским правительством еще в феврале текущего года. Согласно плану, заградительные сооружения будут возведены на востоке, юге и западе от Маале-Адумим, а также протянутся к границам Иерусалима, фактически соединяя город с поселением. На основании резолюции генпрокурора, командование израильской армии и израильская гражданская администрация на Западном берегу приступили к оформлению документов для экспроприации земель под строительство. В соответствии с планом, на 160 гектарах отчужденных палестинских земель будет построено около 3,5 тысяч домов.

Такая позиция Израиля воспринимается палестинской стороной как то, что план ухода из Газы представляет собой всего лишь прикрытие для укрепления израильского контроля над большими районами Западного берега р. Иордан, а также для постепенного вытеснения палестинского населения из Иерусалима. Проект строительства забора вокруг Маале-Адумим вызвал решительные протесты со стороны Палестинской национальной администрации, которая подчеркивает, что он практически отрезает северную часть Западного берега от южной, что противоречит провозглашенному мировым сообществом принципу единого палестинского государства и плану мирного урегулирования «Дорожная карта».

Эту точку зрения целиком разделяют авторы наиболее детального и критического доклада ЕС о политике Израиля в Восточном Иерусалиме, который был представлен английским министром иностранных дел Джеком Стро 25 ноября 2005 года на последнем заседании Совета министров ЕС. Основой доклада стал 11-страничный секретный отчет, подготовленный сотрудниками консульства Великобритании в Иерусалиме, а также высокопоставленными дипломатами, которые представляют 25 правительств стран — членов ЕС в этом городе. Отчет указывает на грубые нарушения Израилем принципов мирного плана «Дорожная карта» и международного законодательства, связанные с массовым строительством жилья в Восточном Иерусалиме, а также содержит тезис о том, что Израиль делает все возможное, чтобы не допустить провозглашения Восточного Иерусалима столицей будущего палестинского государства.

Как известно, «Дорожная карта» предусматривает после проведения парламентских выборов в ПНА созыв под эгидой «квартета» международной конференции по ближневосточному урегулированию, на которой будет дан старт процессу создания независимого палестинского государства во временных границах. В этой связи американская администрация уже осуществляет контакты и консультации с палестинским руководством, целью которых является провозглашение палестинского государства во временных границах в соответствии со вторым этапом плана «Дорожная карта». При этом, отмечают палестинские источники, администрация Белого дома видит это временное государство именно в границах сектора Газы. Что касается Западного берега р. Иордан, то на данном этапе американское руководство считает эту территорию «разрозненными кантонами, контроль над которыми служит предметом будущих переговоров».

Однако Палестинская национальная администрация выступает категорически против провозглашения «государства Газы». Палестинцы утверждают, что второй этап «Дорожной карты» является всего лишь опцией, а не пунктом, обязательным для выполнения. По их мнению, существует значительная вероятность того, что в будущем временные границы палестинского государства могут превратиться в постоянные. «Больше всего мы опасаемся, что сектор Газы превратится в огромную тюрьму, закрытую от внешнего мира», — заявил недавно Махмуд Аббас в интервью газете «Аль-Халидж», выходящей в Объединенных Арабских Эмиратах.

Чтобы предотвратить создание палестинского государства во временных границах, палестинцы настаивают на немедленном переходе к переговорам об окончательном статусе, которые предусмотрены третьим этапом «Дорожной карты». Так, во время встречи в Белом доме между президентом США Дж. Бушем и председателем Палестинской администрации Абу Мазеном, которая состоялась еще в мае 2005 года, палестинский лидер предложил пропустить второй этап реализации «Дорожной карты» и сразу приступить к переговорам о постоянном статусе, которые должны включить окончательное решение вопросов, связанных с границами будущего палестинского государства, проблемой Иерусалима и правом палестинских беженцев на возвращение.

Израильское правительство со своей стороны выступает категорически против такого сценария, подчеркивая, что не приступит к переговорам об окончательном статусе, пока лидеры ПНА не смогут гарантировать безопасность израильских границ и не разоружат «Хамас». Этой точки зрения придерживается и американская администрация, которая вместе с израильской стороной неоднократно заявляла, что ПНА не выполнила даже «предварительное условие» плана «Дорожная карта», а именно, не разоружила террористические группировки.

Следует отметить, что палестинский террор, который не прекратился после завершения программы одностороннего размежевания, в значительной мере отдаляет перспективы дальнейшего палестино-израильского мирного урегулирования. Так, председатель Всеизраильского штаба по борьбе с террором, генерал запаса Д. Ардити считает, что современная активизация террористической деятельности палестинских боевиков способна привести к значительной эскалации конфликта и окончательно перечеркнуть шансы на возобновление палестино-израильских переговоров. Ардити подчеркивает, что после отхода ЦАХАЛа из филадельфийского коридора КПП в районе Рафаха остался фактически бесконтрольным, а египетские военные спокойно пропускали через границу всех желающих, в результате чего на территории сектора Газы активизировались сторонники «Хамаса» и «Исламского джихада», а также на нее проникли новые боевики, в частности, представители «Аль-Каиды» и «Всемирного джихада».

Следует особо подчеркнуть, что вышедшие из-под контроля палестинские боевики поставили Махмуда Аббаса в очень сложную ситуацию. С одной стороны, палестинскому лидеру необходимо, чтобы Израиль шел на уступки, — это повысило бы его популярность накануне парламентских выборов, которые состоятся на палестинских территориях в январе будущего года. С другой стороны, любые шаги палестинских властей против «Исламского джихада» и «Хамаса», которых требует от председателя ПНА Израиль, немедленно обострят отношения между палестинским руководством и радикальной палестинской оппозицией, что может иметь для Аббаса самые серьезные последствия.

На сегодняшний день возобновление переговоров между палестинской и израильской сторонами является первоочередным шагом к возвращению мирного процесса на рельсы «Дорожной карты». Однако, согласно заявлению А. Шарона, пока теракты будут продолжаться, проведение палестино-израильской встречи на высочайшем уровне остается неактуальным. В результате первый после завершения программы одностороннего размежевания палестино-израильский саммит откладывался на неопределенный срок уже трижды.

Более того, сложность вопросов, которые вынесены на повестку дня будущего саммита, свидетельствует о том, что переговоры не будут лишены серьезных трудностей. Так, главными темами встречи А. Шарона с Абу Мазеном станут вопросы, которые касаются продолжения реализации плана ближневосточного мирного урегулирования «Дорожная карты» и выполнения договоренностей, достигнутых в Шарм аль-Шейхе в феврале текущего года. В частности, палестинская сторона настаивает на включении в повестку дня саммита таких вопросов, как освобождение из израильских тюрем палестинских заключенных, отход израильской армии из арабских городов Западного берега р. Иордан по состоянию на конец сентября 2000 года и полное прекращение строительства забора безопасности и заграждений в еврейских поселениях на Западном берегу р. Иордан. ПНА также намерена требовать дополнительных послаблений относительно режима передвижения между сектором Газы и Западным берегом, в частности, процедуры погранично-таможенного контроля на КПП Рафах.

Однако, учитывая некоторые заявления израильской стороны, добиться этого будет нелегко. Во-первых, Израиль выступает категорически против освобождения палестинских заключенных, причастных к убийству израильтян. Во-вторых, командование ЦАХАЛа выступает против передачи городов в Иудее и Самарии под контроль ПНА, ссылаясь на то, что Палестинская администрация слишком беспомощна, чтобы ей можно было доверить контроль за безопасностью в регионе. Кроме того, израильский премьер-министр неоднократно давал понять, что Израиль не согласится с участием террористической организации «Хамас» в палестинских парламентских выборах и будет требовать от М. Аббаса более жестких мер по борьбе с террором.

Таким образом, перспективы практической реализации плана ближневосточного мирного урегулирования «Дорожная карта» на данное время остаются довольно призрачными. Следует особо подчеркнуть, что степень недоверия между Израилем и ПНА сейчас настолько высока, что без какого-либо серьезного участия международного «квартета» и предоставления конфликтующим сторонам реальных гарантий соблюдения их интересов возобновить политический диалог и тем более добиться принципиальных сдвигов на пути к полномасштабному палестино-израильскому мирному урегулированию не представляется возможным.

51.64MB | MySQL:101 | 0,361sec