Ситуация в Марокко: ноябрь 2005 г.

Арест 17-ти исламистов, входивших в ячейку «Аль-Каиды» в Марокко, стал одним из основных событий ноября. Как поведал в ходе следствия 18-летний бельгиец марокканского происхождения Мохаммед Раха, «мы не только готовили операции джихада в Марокко, но и работали над расширением джихадистского движения на все страны Магриба с помощью наших алжирских братьев из Салафистской группы проповеди и джихада» (СГПД). По данным марокканских спецслужб, этот совсем молодой человек вместе со своим дядей Ахмедом Земмури, тем не менее, являлся одним из руководителей этой группы. Родственники рассчитывали на «помощь братьев из СГПД» с тем, чтобы «заняться боевой подготовкой марокканских новобранцев джихада».

Со своей стороны, некий Халед Абу Басир поведал полицейским, что занимался реализацией проекта создания «при поддержке «Аль-Каиды» джихадистского движения в Магрибе с единой организацией для Алжира и Марокко». Он утверждал, что после того как СГПД присягнула на верность «Аль-Каиде», сложились все условия для того, чтобы создать новую структуру под названием «Организация Аль-Каида в Магрибе». По оценке полиции, те, кто замыслил эту новую структуру, продвинулись достаточно далеко в своем начинании. Как признал все тот же М. Раха, боевики из новой организации планировали теракты против отелей в Эс-Сувейре, где часто останавливаются марокканские евреи, в туристическом центре Агадире, а также против казино и американских кораблей в Танжере, здания палаты представителей (нижняя палата марокканского парламента) в Рабате. В этих операциях должны были участвовать как марокканцы, так и алжирцы. Кроме того, боевики должны были атаковать «представителей нечестивых марокканских властей и вести джихад вплоть до установления исламского халифата» в Марокко.

Большинство арестованных, как и в ранее проводившихся процессах, были безработными из Касабланки в возрасте от 18 до 25 лет. Многие из них уже успели побывать в Сирии, откуда они проникали в Ирак и воевали в формированиях главаря иракского «филиала» «Аль-Каиды» Абу Мусаба аз-Заркауи. Они ожидали только финансового «вливания», чтобы сделать кровавым декабрь в Марокко. Денежный трансферт должен был поступить из Испании. Теперь остается только ждать, насколько тщательно «зачистили» марокканские спецслужбы местную ячейку «Аль-Каиды». Тем более что по данным того же М. Раха, часть боевиков успела по договоренности с СГПД выехать в Алжир для прохождения курса военной подготовки. Что касается Марокко, то оно становится не только генератором террористов, но все больше — и целью для них. Уже в последние дни ноября стало известно об аресте еще пяти исламистов из организации «Ас-Салафия аль-Джихадия», планировавших совершить теракты в Агадире. Один из них уже год находился в розыске за причастность к убийству француженки, постоянно проживавшей в курортной столице королевства.

Тем временем в Брюсселе начался процесс над 13-ю боевиками Вооруженной исламской группы — марокканской (ВИГ-М) — радикальной организации, тесно связанной с «Аль-Каидой» и оставившей свои следы в ряде крупных терактов в Марокко и странах Европы.

В ноябре в Марокко впервые проявилась еще одна исламистская группа — «Ат-Таухид валь-Джихад в Марокко». Она обратила на себя внимание названием, аналогичным действующей в Ираке группировке Абу Мусаба аз-Заркауи, а также тем, что с ходу объявила войну марокканским властям. «Мы объявляем вам безжалостную войну вплоть до полного уничтожения», — утверждалось в коммюнике группы, подписанном представителем «информационного бюро» неким Абу Мухаммедом аль-Магриби. Представители спецслужб тут же попытались дезавуировать это заявление. Они выступили с утверждением, что такой группы вообще не существует. Но предшествовавшая история развития исламистских групп в Марокко слишком часто показывала, насколько можно верить официальным заявлениям на этот счет.

По данным правозащитников, в настоящее время в тюрьмах королевства отбывают наказание около 2500 исламистов, из них примерно 100 прошли через Афганистан. Большинство осужденных — участники групп «Ас-Салафия аль-Джихадия» и ВИГ-М.

В ноябре отмечались несколько «круглых» годовщин, связанных с Марокко, и в частности 30-летие «Зеленого марша» — невооруженного похода марокканцев в Западную Сахару. 6 ноября король Марокко Мохаммед VI вновь озвучил позицию Рабата, согласно которой он согласен предоставить сахарским провинциям автономию в рамках марокканского суверенитета над ними. Автоматически это в очередной раз шло вразрез с планом западносахарского урегулирования ООН, который предусматривает предоставление сахарским провинциям автономии сроком на пять лет с последующим проведением референдума о самоопределении. В ответ на заявление Мохаммеда VI базирующийся в Алжире сепаратистский Фронт ПОЛИСАРИО обвинил монарха в «упрямстве» и призвал ООН ввести «экономические санкции» против Марокко.

За 30 лет после «Зеленого марша» население административного центра сахарских провинций города Эль-Аюн увеличилось с 20 до 220 тысяч человек. Это произошло за счет демографического роста местного населения и привлечения различными экономическими льготами (освобождение от налогов, удвоение зарплат чиновников) населения с севера страны. Бюджет провинций на 95 процентов формируется за счет дотаций государства, остальные пять процентов — главным образом за счет морского рыболовства. Кроме того, значительную часть населения составляют марокканцы, переселенные в Эль-Аюн в 1991 году накануне так и несостоявшегося референдума о будущем сахарских провинций. Эта категория горожан живет в огромном лагере, состоящем из бараков. Из них ежегодно в строящиеся государством дома переселяются 1500 семей, но, судя по всему, проблема далека от решения. Население сахарских провинций сталкивается и с другими острыми социально-экономическими проблемами. Неслучайно с мая в Эль-Аюне то и дело вспыхивают волнения с участием молодежи, уже названные в некоторых СМИ «сахарской интифадой».

Тем временем Фронт ПОЛИСАРИО сделал важный пропагандистский жест, заявив об отказе от использования противопехотных мин. Одновременно руководство сепаратистов потребовало от Рабата заведомо неприемлемого — присоединиться к Оттавской конвенции о запрещении этого вида оружия. Огромные минные поля прикрывают в сахарских провинциях позиции марокканцев вдоль оборонительных стен. По данным Фронта ПОЛИСАРИО, в сахарских песках находится 7 млн марокканских мин. К настоящему времени Марокко, похоже, остается единственной африканской страной, не присоединившейся к Оттавской конвенции.

Как отметил накануне 6 ноября марокканский правозащитник Фуад Абдельмумни, на сахарские провинции, главным образом на содержание в них войск, Марокко ежегодно тратит до 10 процентов своего ВНП. «Необходимо найти решение сахарской проблемы, включая предоставление независимости, с тем чтобы освободиться от растущего бремени Сахары, негативно влияющего на общую ситуацию», — заявил он в марокканской прессе.

Накануне 6 ноября Мохаммед VI помиловал несколько тысяч человек, в том числе впервые — исламистов из экстремистской организации «Ас-Салафия аль-Джихадия», осужденных за причастность к терактам 16 мая 2003 года в Касабланке. В частности, среди помилованных фигурирует осужденный на 30 лет тюрьмы Абдельлатиф Армин (боевой псевдоним Абу Хамза). Он значился в списке боевиков-смертников, находившихся в резерве. Однако уже 10 ноября пополнился список исламистов, приговоренных к смерти. В тот день суд Сале подтвердил приговор суда первой инстанции, приговорившего к высшей мере наказания Салаха Майзи и Хаму Хасани, обвиненных в «предумышленном убийстве, расчленении и сокрытии трупа, а также в создании преступного сообщества для совершения терактов». Двое осужденных входили в ячейку организации «Ат-Такфир валь-Хиджра», действовавшую в городе Надор. Смертные приговоры не приводятся в исполнение в Марокко с 1994 года.

Еще раз история напомнила о себе 28 ноября. В этот день в Фесе были обнаружены два захоронения, в которых находились останки 106-ти человек. Они погибли в декабре 1990 года в результате разгона демонстрации в духовной столице королевства. По официальным данным, в результате подавления демонстрации, прошедшей в Фесе в рамках проходившей 14-15 декабря 1990 года всеобщей забастовки, погибли 5 человек.

8 ноября Еврокомиссия объявила о подписании соглашения с Марокко, которое открыло Рабату путь к участию в программе создания европейской спутниковой системы глобального позиционирования «Галилео». Для того чтобы это соглашение вошло в силу, в декабре его должны утвердить министры транспорта европейских государств. Таким образом, Марокко станет пятой неевропейской страной, присоединившейся к программе «Галилео». Ранее к ней подключились Китай, Израиль, Украина и Индия. Переговоры о подписании аналогичных соглашений ведутся в настоящее время с Аргентиной, Бразилией, Мексикой, Норвегией, Чили, Южной Кореей, Малайзией, Канадой и Австралией. Для создания системы «Галилео» европейцам придется запустить 30 навигационных спутников. Их вывод в космос будет осуществляться с помощью российских ракет-носителей типа «Союз».

Еще одна новость экономического плана — подписание главным марокканским авиаперевозчиком компанией «Ройял Эр Марок» (РАМ) контракта на сумму 650 млн долларов о приобретении пяти самолетов «Боинг-787». Поставки этих машин последнего поколения начнутся с октября 2008 года. В настоящее время флот РАМ насчитывает 37 самолетов, главным образом «боингов» различных модификаций. В намерения РАМ входит приобретение до 2012 года 20-ти «Боинг-737» и четырех «аэробусов» А321-200.

52.24MB | MySQL:103 | 2,009sec