Запад нашел «альтернативный путь» борьбы против афганского наркобизнеса

Совсем недавно борьба с афганским наркобизнесом как мировым злом казалась абсолютно безнадежным делом. Однако вдруг стало известно, что, по некоторым сообщениям, в настоящее время на Западе работают над решением проблемы опиумного «взрыва» в Афганистане путем лицензирования производства легальной продукции опия в медицинских целях. Формальное предложение по этому поводу поступило еще в сентябре от так называемого Совета Сенлиса (Senlis Council) — французского мозгового центра, занимающегося проблемами наркотиков. Этот Совет провел исследования совместно с Кабульским университетом, а также с научными центрами в Европе и Северной Америке, такими, как университеты в Генте (ФРГ), Лиссабоне и Торонто.

Предложение о лицензировании поступило вслед за признанием Вашингтона, его представителей в Кабуле и ООН, что уничтожение наркотиков в Афганистане не может быть осуществлено «борцами против террора». Затронув чувствительную струну, афганский министр по борьбе с наркотиками Хабибулла Кадери, тем не менее, усомнился в своевременности доклада Совета Сенлиса: «Мы не должны вносить путаницу в умы афганцев: в то время как правительство стремится контролировать и остановить культивирование опия, мы заводим разговоры о лицензировании». О чем Кадери умолчал, так это о том, что Запад, неспособный справиться с афганским наркобизнесом, стремится придать неконтролируемому национальному бедствию вид легализованной и регулируемой отрасли национальной экономики, которая должна быть включена в список «демократических достижений» в отсталой стране.

Бурный рост ежегодной продукции опиума совпал с «освобождением» Афганистана от талибов, которое принесли афганцам США и их союзники зимой 2001 г. Беспрецедентный рост урожая опия в 2002, 2003 и 2004 гг. сменился небольшим падением его производства в 2005 г. Однако, если статистика, преданная гласности, верна, то сокращение производства опия не окажет серьезного влияния на наркоманов в Европе. Согласно исследованию, проведенному в 2005 г. Комиссией ООН по наркотикам и преступлениям (UNDOC) в Афганистане, общая площадь под посевами опия в стране сократилась в 2005 г. на 21%, то есть со 131 до 103 га. Другими словами, одно из каждых пяти полей не было засеяно. Сокращение опиумных плантаций произошло вследствие нескольких факторов: намерения фермеров отказаться от посевов опия, реализации правительственной программы по уничтожению посевов, запрета на выращивание опиума, деятельности правоохранительных органов. Однако, по данным исполнительного директора UNDOC Антонио Мария Косты, Афганистан все же остается крупнейшим поставщиком опия в мире (87%). Согласно исследованию, проведенному ООН в Афганистане, общий объем произведенного опиума в 2005 г. сократился на 2,4% по сравнению с предыдущим годом. Однако его урожайность повысилась вследствие благоприятных погодных условий. В 2005 г. производство и контрабанда наркотиков в Афганистане составили 52% его ВНП.

Еще как минимум за год до того, как Совет Сенлиса высказался от имени США и НАТО, в Вашингтоне поднялась страшная шумиха вокруг неспособности Запада обуздать наркобизнес в Афганистане. После того как стало известно о том, что в 2004 г. урожай опиума составил 4200 т, не только служащие из администрации Буша, в том числе Пентагона, но и политические лоббисты, сотрудничающие в различных мозговых центрах, выдвинули целый ворох аргументов против того, чтобы привлечь к ответственности афганских наркобаронов. Так, Даг Бандоу, старший исследователь Института Като (некоммерческий фонд изучения политики, находящийся в Вашингтоне), он же бывший специальный помощник Рональда Рейгана, в своих публикациях после президентских выборов в Афганистане прошлой осенью признал, что «контроль над наркотрафиком в Афганистане не является приоритетной задачей США». Посему резкий рост производства опиума в период американского военного присутствия в стране не должен рассматриваться как неудача американской политики. Бандоу подчеркивает, что, хотя министерство обороны США всячески стремится показать свое участие, американские войска в Афганистане напрочь игнорируют проблему наркотрафика, не связанного с действиями исламских экстремистов. «Попытки искоренить наркоторговлю чем-то большим, чем риторика, — уверен он, — еще больше затрудняет разгром талибов и «Аль-Каиды». Пока важнейшей целью Вашингтона остается уничтожение антиамериканской террористической сети во главе с «Аль-Каидой»».

Вскоре после того как Совет Сенлиса выступил с результатами исследования, свое мнение, близкое к точке зрения Бандоу, высказал еще один ученый, вице-президент Института Като Тед Гален Карпентер, возглавляющий отдел изучения проблем обороны и внешней политики. В недавно опубликованной статье он тревожится по поводу того, что американские войска могут превратиться во врагов афганских фермеров, чье благосостояние зависит от выращивания опиума. «Если ревностные американские борцы с наркотиками оттолкнут от себя сотни тысяч афганских крестьян, то власть правительства Х. Карзая, и без того шаткая, может стать еще более призрачной, — пишет он, — и тогда Вашингтон столкнется с неприятным выбором — позволить радикальным исламистам вернуться к власти или увеличить численность своих войск для подавления мятежников». Подкрепляя свое мнение аргументами экономического свойства, Карпентер подчеркивает, что для многих афганцев выращивание опия или участие в наркоторговле — это «разница между скромным преуспеванием и постоянной нуждой. Вряд ли они будут спокойно смотреть на то, как их лишают средств к существованию». Он считает, что усилия, предпринимаемые американцами по уничтожению урожая опия в Афганистане, могут реально привести к тому, что афганские крестьяне переделают свои плужные лемехи на холодное оружие: такого рода усилия вынудят тех, кто до сих пор помогал в «войне против террора», прямо перейти в лагерь террористов, борющихся против США.

Если Бандоу и Карпентера можно было бы назвать апологетами процветания наркобизнеса под присмотром США и НАТО в Афганистане, то заявления госсекретаря США Кондолизы Райс накануне ее визита в Кабул в октябре 2005 г. свидетельствуют о полном отсутствии каких-либо идей в Вашингтоне относительно взрывного роста производства наркотиков. В своем интервью на борту самолета по пути из Киргизстана в Кабул г-жа Райс отметила «успехи» США в Афганистане и поздравила администрацию президента Х. Карзая с достижением «заметного прогресса». Что же касается наркотиков, то она обошлась общими рассуждениями: «Я собираюсь встретиться с теми министрами, которые ответственны за проблему наркотиков, и обсудить с ними вопрос о том, как мы можем содействовать их усилиям. Мы и Великобритания, которая, конечно же, возглавляет эту кампанию, хотим помочь афганцам выкорчевать это зло. Если они смогут сделать это, тогда, я думаю, они сделали крупный шаг на пути к стабилизации, точнее, они сделают крупный шаг на пути к стабилизации».

Однако суровая реальность порождает ряд вопросов по поводу высказываний К. Райс. Во-первых, г-жа Райс прекрасно знает, что министерство обороны США достаточно ясно дало понять, что американские военные не намерены раздражать полевых командиров (warlords) и тем самым отказываться от тесного сотрудничества с ними из-за посевов опия. Г-жа госсекретарь также знает, что Хамид Карзай как президент достаточно слаб. Уже много раз писали о том, что власть Х. Карзая, которого поддерживают США, не выходит за пределы Кабула. Трудно убеждать кого-то, что президент, личная безопасность которого до недавнего времени зависела от иностранной державы, по существу оккупационной силы, способен реализовать кампанию по уничтожению опиума, вступив в борьбу против могущественных «уорлордов» и около 30% всех афганских семей. Наконец, опиум — это не домашний мусор, который можно просто вымести. К сожалению, у него высокая стоимость, он очень дорогой, даже более чем золото в ряде стран Запада. Те, кто поставляет его в Западную Европу и еще дальше на запад, аккумулируют достаточно средств, чтобы коррумпировать не только инфраструктуру безопасности, но и всю экономику Запада. Предположение о том, что слабый президент, не получающий реальной помощи от США и НАТО, будет способен ликвидировать наркотики в Афганистане, выглядит просто злой шуткой.

Более того, в то время как Карпентер приходит к выводу о том, что террористы и вообще все антиправительственные силы действуют заодно с производителями и торговцами опиума и что связь между наркотрафиком и терроризмом является прямым результатом того, что производство наркотиков имеет незаконный характер, а посему очень выгодно, г-жа Райс предпочитает хранить молчание. Во время бесед с репортерами она не высказывается по поводу прямой связи между наркотиками и терроризмом.

Как только Вашингтон и Лондон выяснили, что уничтожение наркотиков в Афганистане не приносит пользы и не является срочной необходимостью, Совет Сенлиса счел весьма удобным предложить свой проект и снабдить его необходимым исследованием. Еще до изучения целесообразности реализации проекта, финансируемого десятком европейских фондов социальной политики, Совет провел серию семинаров, чтобы обкатать свои аргументы. Поскольку самым громким в хоре голосов вокруг проблемы уничтожения наркотиков было правительство Тони Блэра, Совет Сенлиса провел семинар на тему «Наркотические вызовы в Афганистане: текущие ответы и новые стратегии». Семинар состоялся в палате общин британского парламента 20 июля 2005 г.

По сообщениям прессы, на семинаре сошлись британские политики и официальные лица, ответственные за участие Великобритании в восстановлении Афганистана. Там же присутствовали представители политических центров и организаций, базирующихся в Англии, а также ученые, занимающиеся Афганистаном. Исполнительный директор Совета Сенлиса Эммануэль Райнерт представил доклад «Изучение целесообразности лицензирования опиума в Афганистане с целью производства морфина и других эффективных медицинских препаратов». Открывая семинар, член британского парламента, председатель Совета Сенлиса Крис Муллин прямо заявил о том, что неудачи текущей антинаркотической политики угрожают процессу восстановления Афганистана и что пока нет простых решений проблемы наркотиков. Он призвал аудиторию благожелательно отнестись к представленному на семинаре исследованию. Отвечая на вопросы по докладу, Райнерт объяснил, что крестьяне получат немалую выгоду, если будут производить опиум в рамках предложенной законной и контролируемой деятельности. Он также подчеркнул важность активного участия в этой кампании неправительственных организаций, учитывая интересы экономического развития, фермерских хозяйств и здравоохранения.

И хотя западные страны бросились продвигать концепцию Совета Сенлиса как жизнеспособный проект, она встретила резкое неприятие в Афганистане. Министр по борьбе с наркотиками Хабибулла Кадери просто констатировал, что существующая в стране система безопасности еще довольно слаба, чтобы регулировать легальное производство опия. «Без эффективного механизма контроля значительная часть опиума будет перерабатываться в героин, который будет поставляться на нелегальные рынки на Западе и вообще везде. Мы не можем согласиться с этим», — вынес министр свой вердикт в виде специального заявления. Опасаясь вызвать раздражение в западных странах, Комиссия ООН по наркотикам и преступлениям (UNDOC) высказала предположение, что предложения Совета вряд ли привлекут фермеров-наркопроизводителей, поскольку они заработают меньше, реализуя свою продукцию на легальных рынках, нежели на черном.

Проталкивая концепцию легализации наркопроизводства, Райнерт подчеркивает, что его план построен по программам, реализованным в Индии и Турции, где жестко контролируемое лицензирование при поддержке конгресса США позволило снизить нелегальное производство наркотиков. По его данным, программы легального производства действуют также в Австралии, Франции и Японии. Вместе с Индией и Турцией эти страны поставляют основную часть легального опиума для медицинских целей, особенно для производства морфина и кодеина, на мировой рынок.

Однако Райнерт позволил себе скрыть очевидные факты. Ни в Индии, ни в Турции, ни в любой другой стране, которая производит легальный опиум, он не составляет 52% ВНП. Ни одна из этих стран никогда не производила 87% мирового опиума ежегодно. Факт состоит в том, что ни одна из упомянутых стран, кроме Турции, у которой были проблемы с незаконным производством опиума, не была связана с этой проблемой. И ни одна из них не контролировалась наркоуорлордами.

Фактом является также то, что политическая система, возникшая в Афганистане после международной интервенции, исключительно хрупкая и вряд ли о ней можно говорить серьезно. Что действительно усилилось и окрепло в Афганистане с 2001 г., так это производство опиума. В стране сейчас немало «демократически настроенных» уорлордов, которые нелегально производят сотни тонн наркотика ежегодно. Но несмотря на свои «демократические устремления», пока они остаются нелегитимными в глазах мирового сообщества.

И теперь возникает Совет Сенлиса, который стремится придать легитимность тому, что в реальности вызывает политически мотивированный критицизм. В своем исследовании Совет рекомендует правительству, не откладывая, создать национальный орган по лицензированию опиумной продукции и изучению проблемы амнистии, которая «интегрировала бы нелегальных акторов в структуру системы лицензирования».

52.26MB | MySQL:103 | 0,503sec