Размышления о предложении МИД РФ провести общеисламскую конференцию

Настало время провести общеисламскую конференцию, которая провозгласила бы единство всех мусульман, что облегчило бы примирение между Ираном и Саудовской Аравией. Об этом заявил в понедельник министр иностранных дел России Сергей Лавров в интервью телеканалу RT. По его словам, проблемы в мусульманском мире «лучше решать через примирение шиитов и суннитов в рамках общеисламской солидарности». «Мы давно говорили о том, что пора провести очередную амманскую конференцию и принять декларацию, которая провозгласит единство всех мусульман, — отметил глава МИД. — От этого только все бы выиграли, в том числе это помогло бы навести мосты между главными протагонистами в регионе — Саудовской Аравией и Ираном». «Мы считаем, что очень важно помогать им начинать диалог и не обвинять друг друга во всех грехах, а садиться и рассматривать вопросы, которые их интересуют, — продолжил Лавров. — Это две крупные региональные страны, у них не может не быть интересов в прилегающих районах, и им нужно вырабатывать какие-то правила игры. Мы в этом готовы помогать, мы давно еще выдвинули концепцию укрепления безопасности в регионе Персидского залива, она остается на столе». Желание Смоленской пощади в данном случае понятно: выдвинуть глобальную инициативу по шиитско-суннитскому примирению в рамках опять же глобального проекта при своем медиаторстве. Для чего это делается, тоже понятно: Москва планирует таким образом лишний раз подтвердить свое возросшее реноме как ключевого игрока на ближневосточном направлении. Да и еще под шумок идеи восстановления «исламского единства» еще раз заострить тему Иерусалима, и тем самым дополнительно боднуть американцев, а заодно вынудить тех же саудовцев еще раз хоть и неохотно, но высказаться против позиции Вашингтона по этому вопросу, пусть и в общем хоре всех остальных исламских стран. Идея хорошая, но вообще неосуществимая. В принципе. Ни с точки зрения самой организации конференции, ни с точки зрения практического результата. В этом случае снова сам процесс (или еще лучше — идея) как ключевой алгоритм 90 процентов всей практической деятельности дипломатии в принципе ставится во главу угла и важнее самого результата. Особенно, если очевидно, что никакого результата достигнуть нельзя в принципе. По многим причинам, но самое главное — по причине отсутствия политической воли у основных участников этого процесса в лице Эр-Рияда и Тегерана. И для того, чтобы наладить двусторонние отношения между ними, не нужна никакая исламская конференция. Нужно только желание сторон, что совершенно нереально в нынешних условиях. Особенно с учетом нахождения у власти в КСА фактически молодого и амбициозного наследного принца Мухаммеда бен Сальмана, который ставит во главу угла превращение Эр-Рияда в регионального, как минимум, жандарма. А это подразумевает наличие мощного регионального антипода, который позволит создавать общий для суннитов образ угрозы. В противном случае не совсем понятно, на какой основе, собственно, КСА будет такой альянс под своим кураторством создавать. Денег для того, чтобы все наперегонки потянулись под саудовские знамена, явно уже не хватает. Процесс сколачивания аравийской коалиции это очевидно продемонстрировал. Идея превращения КСА в регионального жандарма будоражит умы саудовской элиты не только в период правления именно короля Сальмана. Смысл этой затеи прост — использование исламистского фактора в качестве механизма распространения своего влияния, ярким и последним проявлением которого стала та же «Джебхат ан-Нусра» в Сирии, а еще ранее – «Аль-Каида» (обе организации запрещены в России), себя исчерпывает. Просто в силу плохой степени управляемости, затратных финансовых издержек, низкого боевого потенциала в сравнении с регулярными армиями, и репутационных рисков. Отсюда стремление выработать новый уже легальный механизм такого вмешательства путем создания коалиционных сил под своей эгидой. Эта идея является лейтмотивом нынешней саудовской элиты, отсюда и различные проекты типа организации сначала «саудовского иностранного региона», затем уже «панарабских сил» под эгидой ЛАГ (а там Эр-Рияд тогда монопольно фактически был силен), и в конце концов — все это сжалось в формат «аравийской коалиции» с очень локальным направлением действия. Правда, есть еще и исламская антитеррористическая коалиция с предельно понятным адресатом применения усилий в лице того же Ирана. Все эти проекты благополучно почили «в бозе». Даже в формате «аравийской коалиции» начались дрязги между ОАЭ и КСА. Такой итог был закономерен по одной причине: нет исламского единства в принципе, а есть только сиюминутные интересы каждой из стран. Сунниты даже умудрились серьезно поссориться между собой («арабская четверка» и Катар), и даже с подозрением смотреть на действия друг друга в рамках той же «арабской четверки». Что уж тут говорить о дружбе между шиитами и суннитами, те более, что главный на сегодня союзник Эр-Рияда в лице США наоборот этот раскол всячески провоцирует?
Скажем более откровенно. Продолжение раскола по линии шииты-сунниты в формате КСА-Иран Москву более, чему устраивает. Хотя бы по той причине, что такое противостояние забирает огромное количество сил у тех же саудовцев и не позволяет использовать свою схему насаждения влияния с использованием «исламисткого фактора» в мировом масштабе. И прежде всего в российских мусульманских регионах. А они уже это делали не так давно, в период двух чеченских кампаний, когда на Северном Кавказе высадился целый десант «политкомиссаров» из «Аль-Каиды». Такое шиитско-суннитское противостояние также не дает Эр-Рияду активизироваться в той же Сирии. Так зачем же Москве влезать в заранее провальную инициативу и тем самым девальвировать достигнутый в Сирии политический капитал, разменивая его только на процесс, а не на результат?

52.17MB | MySQL:103 | 0,516sec