О Вооруженных силах ОАЭ. Часть 1

Этапы становления, структура и характерные особенности

Военная составляющая является важнейшей частью любого государства, выполняющей одну из его основных системных функций – оборонную. ОАЭ в этом смысле не исключение, хотя многие вправе задать вопрос: а зачем, собственно, этой спокойной, процветающей стране, окруженной союзниками и партнерами по военно-политическим соглашениям, находящейся под патронажем могущественных держав, США, Великобритании и Франции, вообще нужны вооруженные силы, а, скажем не, какие-нибудь территориально-милиционные формирования?

На деле, до определенного момента, так и было. В стране, даже после декларации о создании федерации, о единых вооруженных силах говорить можно было лишь условно.  Более того, до нынешнего времени, до участия ОАЭ в йеменских событиях такое единство продолжало сохраняться в формальном поле. Трансформация ВС ОАЭ в действительно федеральную армию, объединенную осознанием принадлежности именно к федерации, а не r Абу-Даби, или к Дубаю, происходит прямо сейчас и отправной точкой к нему, по нашему мнению, стал эпизод с поражением ракетой «Точка» хоуситов военного лагеря ОАЭ под Марибом. Никогда ранее эмираты не теряли одномоментно столько военнослужащих убитыми и ранеными. Кадры из госпиталей, где пострадавших навестили высшие должностные лица страны, тот шок и растерянность от происшедшего, стали поворотным моментом в сознании людей и дали старт мощнейшей для ОАЭ и невиданной ранее рекламно-агитационной компании по пропагандированию вооруженных сил и службы в них. Для зажиточных граждан служить в армии ради дохода не является основным мотивом, но после этих событий, сотни молодых людей отправились на вербовочные пункты из соображений патриотизма и осознания своей причастности к защите интересов ОАЭ. Справедливости ради, отметим, этот процесс не принял тотального характера и носил временный характер, тем не менее, он вывел морально-волевое и психологическое состояние личного состава (о технической компоненте речь впереди) на новый уровень и создал две важные предпосылки. Во-первых, перспектива служить в ВС ОАЭ дополнилась «экспедиционностью» — опять же, впервые с момента создания, страна разворачивает военные базы постоянного присутствия на африканском континенте, то есть, для многих молодых людей, достаточно условно представляющих себе окружающий мир «далее аквапарка в Умм-аль-Каэвейне», появляется возможность, как в известном слогане ВМС США «поступай на флот и увидишь мир». Служить своей стране, да еще за ее пределами – ответственно и почетно и это привлечет многих кандидатов. Во-вторых, рост вооруженных сил, расширение их присутствия, техническое перевооружение, в самом ближайшем будущем могут поставить вопрос о разрешении контрактной службы для иностранцев. Не в виде технических или советнических специалистов, служивших в ОАЭ по контрактам с государствами-поставщиками техники, а прямых контрактов – между, например, гражданином РФ с должными знаниями и компетенциями и Министерством обороны ОАЭ. Пример такого рода являет Кувейт, недавно открывший для иностранных граждан возможность поступать на военную службу в эмирате. В Бахрейне это давно обычная практика.

Все это позволяет сделать вывод о том, что ВС ОАЭ вступили в период своего нового качественного развития, в результате которого, вполне могут выйти на лидирующие позиции в Заливе в том, в отсутствии или в недостатке чего, традиционно упрекают арабских военных – морально-волевой и психологической устойчивости и мотивации при которой материальный аспект перестает быть главным, а свойственный арабам фатализм, уступает патриотизму.

Актуализация таких подходов при развитии военной структуры ОАЭ, при организации «морально ориентирования», так в большинстве арабских армий называют воспитательную работу, того, чем ранее в СССР занимались политорганы, обусловлена растущим уровнем напряженности в регионе, обострением противоречий между региональными игроками и их борьбой за лидерство на фоне ослабления традиционных форм доминирования США, ростом военно-технического и экономического потенциала и, как следствие, внешнеполитических амбиций соседних держав. Вчерашний союзник сегодня может не оказаться таковым, все это, усугубляющееся нестабильной экономической обстановкой обуславливает повышение значимости и роли вооруженных сил в сохранении суверенитета ОАЭ, защиты их природных богатств и отстаивания государственных интересов, с недавних пор, и на дальних рубежах.

Свое начало военная организация ОАЭ берет в мае 1951 года, когда по королевскому Указу № 1 в зоне т.н. «Договорного берега» — территории под британским протекторатом, тянувшейся от нынешнего Омана до Кувейта, были сформированы «Силы охраны побережья Омана», известные также как «Скауты Договорного берега».

Они включали всего пять рот: пехотную, учебную, ремонтную, музыкальную и материально-технического снабжения. Командование их располагалось в Шардже, в военном лагере Меркаб. Основная подготовка велась в Манаме, на территории эмирата Аджман. В 1956 году их название было изменено на «Скауты побережья эмиратов». В 1971 году, в течении недели после ухода Великобритании и передачи полномочий местным властям, название изменили на «Союзные вооруженные силы». В них уже было семь рот, добавилась автобронетанковая рота, десантники, а также, воспитанники.

Министром обороны был назначен шейх Мухаммед бен Рашид аль-Мактум.

В 1976 году роты реорганизовали, вновь объединили под единым командованием, а название было изменено на «Бригаду Ярмук». К бригаде присоединилась гвардия правителя Шарджи, медицинские роты и были созданы новые штабные подразделения. Все это было сделано на основании Указа Высшего Совета Союза, № 1, а Главнокомандующим стал глава государства, шейх Зайед бен Султан аль-Нахайян. Его заместителем и начальником Генерального штаба стал шейх Халифа бен Зайед аль-Нахайян.

В стране было создано три военных округа: Северный, Западный и Центральный. Также были учреждены: командование ВМС, командование ВВС и командный колледж имени шейха Зайеда. Были открыты учебные школы для парашютистов (десантников), автобронетанковая, пехотная и артиллерийская. В 1978 году, все виды ВС были объединены в вооруженные силы, а сами округа упразднены и преобразованы в бригады и соединения.

Таким образом, к началу-середине 1980-х годов, ВС ОАЭ окончательно оформились в классическую трехвидовую структуру, построенную на основе британской военной школы. Тем не менее, все эти неоднократные реформы на тот момент не смогли устранить главную проблему: формально единые, на деле, вооруженные силы были разобщены, прежде всего, по территориальному признаку. Например, упраздненный Центральный округ – самый сильный по составу сухопутных сил целиком и полностью комплектовался из уроженцев эмирата Дубай, плюс, незначительное количество добиралось из пяти остальных эмиратов. Имея самую сильную сухопутную компоненту, Дубай располагал лишь незначительным парком самолетов и не имел военно-морских сил. Абу-Даби, наоборот, сосредоточил на свое территории почти все ВВС и ВМС. Комплектовавшиеся из уроженцев Абу-Даби. Отношения между двумя главными эмиратами, которые собственно и создали федерацию в 80-90 гг. прошлого века были весьма прохладными, да и остаются не простыми. В кулуарах не раз ставился вопрос о выходе Дубая из состава федерации и лишь благодаря огромным усилиям «крестной матери» ОАЭ – Великобритании и мудрости, в конце концов, проявленной представителями семейства Аль-Мактум, правящей семьи Дубая, и лично шейха Мухаммеда, пользующегося громадным авторитетом у народа и личного состава вооруженных сил, удалось снять этот вопрос с повестки дня. Пока, во всяком случае. Ибо на фоне изменившейся внешней обстановки, самое последнее, и самое глупое, что можно устроить – это развалить федерацию.

Тогда же, в середине 1980-х ни о каком едином командовании ВС речь не шла. Все, кто служил на территории Дубая, финансирование получали из Дубая и подчинялись только ему. Это наглядно продемонстрировал династический кризис в Шардже, когда в ходе попытки свержения правителя эмирата в 1986 г. танки дубайской бригады блокировали Шарджу и не допустили переворота, поддержанного в Абу-Даби. На военных самолетах тех лет можно было увидеть надпись: «Военно-воздушные силы Абу Даби». А никаких не ОАЭ. Такое положение дел сохранялось до начала 2000-х гг., когда смена правящих поколений в стране и резкое изменение обстановки в регионе заставили новую генерацию политиков задуматься о приведении военной организации эмиратов к единому знаменателю.

52.19MB | MySQL:103 | 0,465sec