Комментарии Фонда политических, экономических и социологических исследований (Анкара) в отношении волнений в Иране. Часть 3

Турецкий Фонд политических, экономических и социологических исследований (SETAV), базирующийся в Анкаре, в первую неделю января 2018 года опубликовал серию материалов, посвящённых протестам, прокатившимся волной по Ирану. Продолжаем их краткий обзор, в частности, — редакционного материала Фонда, содержащего в себе сессию из пяти ключевых вопросов – ответов касательно иранского протестного движения.

Напоминаем, что закончили мы на наблюдающейся весьма сдержанной, особенно на фоне плохо скрываемого ликования в США, позиции европейцев в отношении ситуации в Исламской Республике. В принципе, её можно было бы при желании объяснить адекватным и зрелым подходом политиков стран ЕС, наученных, помимо всего прочего, горьким опытом последствий «арабской весны» в тех же Египте, Ливии и Сирии.

Хотя в большей мере здесь просматривается чёткий экономический прагматизм европейских корпораций в ожидании скорейшего заключения миллиардных сделок в стране, где «вот-вот рухнет железный занавес» и которая по своему состоянию отчасти напоминает Советский Союз образца 1990-х годов с его многочисленными и «бездонными» рыночными нишами, большим по численности, а также молодым и образованным населением, развитой промышленной и прочей инфраструктурой и, не будем забывать, с богатыми запасами природных ископаемых, в первую очередь, энергоносителей.

В результате, не так давно весь мир с удивлением наблюдал приёмы высоких иранских гостей в Европе с завешиванием «мужских и женских достоинств» античным статуям, коктейли в стиле zero alcohol и исламские платки на головах европейских переговорщиц. Примерам того, насколько гибкими бывают европейцы в «пояснице», когда того требуют пресловутые «300%», — несть числа.

Кстати, немного отвлекаясь о темы, ярким примером подобного подхода стали итоги первого за долгие месяцы визита президента Турции Р.Т.Эрдогана в Европу (во Францию) и заключительная пресс-конференция с его коллегой Э.Макроном. Напомним, ещё не так давно распространявшимся в своем Твиттере на тему того, как его, французского президента, «угнетает» необходимость регулярного и весьма частого общения с турецким лидером.

Однако, очередной крупный контракт на покупку «Турецкими авиалиниями» партии «Эйрбасов» плюс новые квоты на поставки в Турцию мясной продукции из Франции и Э.Макрон «переворачивается» и уже не скрывает своего удовольствия от «регулярного» диалога с турецкой стороной, излучает благолепие, избегает давать прямые ответы на неудобные вопрос от журналистов и, вообще, «подстраховывает» на пресс-конференции турецкого президента.

Впрочем, переходим к заключительному вопросу Фонда касательно Ирана. Итак, вопрос №5: К каким последствиям могут привести протесты, как внутри Ирана, так и в регионе в целом?

Ответ Setav:

Было бы чересчур наивным заявлять о том, что иранские протесты в краткосрочной перспективе могут привести к важным политическим изменениям в стране. Все указывает на то, что нынешние протесты останутся ограниченными (как в пространстве, так и во времени – В.К.). Можно сказать, что иранский народ в массе своей от выступлений дистанцируется. Численность собравшихся в Тегеране – явно недостаточна для каких-либо серьёзных последствий. Важнейшим препятствием для манифестующих является отсутствие предельно четко и ясно сформулированных политических и экономических требований, что лишает иранские протесты в нынешней конфигурации политического будущего.

Как указывает турецкий Фонд, лишь только если в ближайшие дни протестующим удастся устранить эти «недостатки», можно будет говорить о других возможностях развития ситуации. В частности, при наличии ясных и представляющих значимость экономических и политических требований может возникнуть диалог с властями.

То, о чем не пишут турецкие авторы, для диалога с властями требуется, чтобы у протестов появилось «лицо», то есть один или несколько влиятельных представителей движения, узнаваемых и признанных не только в стране, но и за её пределами. При отсутствии «исполнительного комитета» говорить о конструктиве не приходится, лишь о попытке устроить очередную революцию в регионе. Вплоть до настоящего времени иранской версии «Навального» со своим «Он вам не…» не появилось.

Но возвращаясь к ответу Фонда.

Как указывают турецкие аналитики, жесткий отпор сил правопорядка протестующим может привести к росту протестного движения и даже смене его траектории (в сторону эскалации насилия – В.К.). Иными словами, рост выплескиваемого на улицы народного недовольства ситуацией в экономике способен привести к потере общественной стабильности. В итоге, подобная ситуация в регионе ослабит Иран и приведет к усилению США и стран – оппонентов Ирана из прилегающего региона. В конце концов, Иран был в выигрыше от относительной стабильности в стране, наращивая в последние годы свою экономическую экспансию. И хотя сам он является частью происходящих в регионе конфликтов, вплоть до настоящего времени стране удавалось избежать хаоса у себя дома. В результате, следует констатировать, что расширение протестных движений в Иране негативным образом скажется на проведении страной своих «военных операций за рубежом».

52.24MB | MySQL:103 | 0,530sec