Иранские СМИ о выборах в Ираке

Согласно политическому календарю Ирака, 12 мая в стране пройдут парламентские выборы, которые станут первыми после объявления окончательной победы над террористической группой «Исламское государство» (ИГ, запрещено в России), которое, тем не менее, продолжает держать под своим контролем незначительные территории. От результатов этих выборов зависит и вектор дальнейшего политического курса Ирака. Ранее борьба против общего врага сплотила все политические силы, правительство дало некоторую свободу курдскому региону на продажу нефти, борьба с коррупцией была отодвинута на второй план, в стране был установлен определенный баланс. Сегодня, когда больше нет общего врага, перед властью стоят прежние вызовы – безопасность, коррупция.

Иракская избирательная комиссия объявила, что до 11 января для участия в выборах уже зарегистрировано 19 коалиций.

Согласно системе разделения власти в Ираке, президент должен быть курдом, премьер-министр — шиитом, а главой парламента должны быть суннит. Основная власть при этом принадлежит премьер-министру. На выборах в Ираке народ избирает членов парламента, а президент избирается парламентом. Президент также уполномочивает премьер-министра сформировать кабинет министров.

За последнее время можно наблюдать неожиданное изменение действий и риторики ряда иракских политиков, что вызывает беспокойство у соседнего Ирана. Дело в том, что именно Исламская Республика внесла свой вклад в разгром террористов, оказала Багдаду не только дипломатическую, но и военную помощь в курдском конфликте, и рассчитывала на укрепление своих позиций и влияния в республике. Однако в преддверии формирования нового Верховного исламского совета Ирака иранские ожидания оказались под угрозой.

В статье «10 важнейших выборов 2018 года» агентство ISNA включило и выборы в Ираке и отмечает, что положение в стране спустя 15 лет после вторжения США остается сложным, а разделение двух основных шиитских сил Верховного исламского совета Ирака и течения Муктады ас-Садра усугубляет ситуацию. ISNA не исключает, что соседние страны (в том числе Иран) будут играть свою закулисную роль, чтобы продвигать выборы по желаемому себе пути. «Если выборы пройдут без проблем, то иракские политики попытаются вновь создать новое коалиционное правительство»,- пишет агентство.

Об опасениях Тегерана заявил советник верховного лидера ИРИ по военным вопросам, бывший командующий КСИР Яхья Рахим Сафави. В своем выступлении на 8-й конференции, посвященной «священной обороне» (ирано-иракской войне), 13 января он выразил свою обеспокоенность в связи с возможными результатами иракских выборов 2018 года, заявив, что шиитский спад в правительстве и парламенте создаст «проблемы» для Исламской Республики. В частности, он сообщил, что добыча нефти в Ираке скоро превысит 7 млн баррелей нефти, и «если в составе парламента и правительства Ирака будет меньше шиитов, будут проблемы».

Рахим Сафави в своей речи подчеркнул, что «к сожалению, во время священной обороны политическая сила Ирана не дотягивала до военной силы, и достигнутые большие победы не были подкреплены дипломатией. Такая же ситуация сложилась на сегодняшний день». В связи с этим он заявил, что дипломатия должна идти рука об руку с военной силой.

Основой для беспокойства иранской стороны стали отдаление некоторых иракских шиитских партий и коалиций от ИРИ и их контакты с властями Саудовской Аравии. В частности, спустя 11 лет один из шиитских лидеров Ирака Муктада ас-Садр посетил Эр-Рияд, где провел переговоры с наследным принцем Мухаммедом бен Сальманом. После этой поездки, он увидел в лице Саудовской Аравии «великого отца» арабских народов, пытающегося установить мир во всем регионе.

Ранее М.ас-Садра полностью поддерживал Иран, однако постепенно он стал отходить от своих покровителей. В прошлом году его сторонники  даже протестовали против присутствия Корпуса стражей исламской революции в Ираке.

В интервью газете «Аль-Шарк аль-Аусат» Муктада ас-Садр также сказал, что на предстоящих выборах в Ираке может создать коалицию с премьер-министром Хайдаром аль-Абади и Аммаром аль-Хакимом. Последний,  бывший секретарь проиранского Верховного исламского совета Ирака, покинул свой пост, и заявил о намерении создать новую партию «Национальная мудрость». Раскол в шиитской организации, которая на протяжении последних трех десятилетий ориентировалась на Иран, вызван внутренними разногласиями, в том числе и вокруг роли ИРИ в Ираке.

На днях стало известно также еще об одном союзе во главе с премьер-министром Х.аль-Абади под названием «Блок победы и реформ». Ранее арабские СМИ сообщали, что новый альянс включает в себя Муктаду ас-Садра, главу партии «Хикмат» («Мудрость») Аммара аль-Хакима и главу «Единой партии» Ирака Усаму аль-Нуджаифи. Ссылаясь на источник, связанный с партией «Даава» (Партия исламского призыва), иранское агентство Namenews пишет, что члены партии провели собрание, в котором приняли участие Х.аль-Абади и вице-президент Нури аль-Малики. По итогам собрания было принято решение создать новую коалицию, в которой глава партии «Даава» Н.аль-Малики возглавит коалицию «Государство закона», а Х.аль-Абади станет главой вышеназванного блока. Как отметил премьер, коалиция «Аль-Наср» создается для всех иракцев и будет предпринимать шаги по укреплению единства страны и национального суверенитета. Таким образом, партию «Даава» можно считать распущенной. Она не примет участие в выборах, дав возможность своим членам вступить в другие коалиции.

Вице-президент Ирака Осама аль-Нуджайфи объявил, что лишь новая коалиционная партия, состоящая из суннитских, шиитских, курдских и христианских групп, имеет наибольшие шансы противостоять боевым силам «Аль-Хашд аш-Шааби», поддерживаемыми Ираном. Ранее премьер-министр Ирака Хайдар аль-Абади также, говоря о выборах, отметил, что «Аль-Хашд аш-Шааби» не должны участвовать в выборах 2018 года, при том, что отряды ополчения изначально были созданы с условием, что они будут подчиняться непосредственно премьер-министру, и их успехи в военном деле повысили рейтинг самого Х.аль-Абади. После победы над ИГ, премьер заявил о своей новой миссии – борьба с коррупцией в деле государственного строительства.

«На сегодняшний день ни одна из заявленных коалиций и партий, ни национальная коалиция, как самая крупнейшая шиитская коалиция, ни курдская, официально не представила свою политическую программу, а заявленные коалиции новообразованные малочисленные группы», — сообщила депутат действующего парламента Ирака Нахля аль-Хабаби в интервью иранскому агентству ISNA. По ее мнению, в интересах шиитских партий и течений поскорее определиться со списком кандидатов, особенно в провинциях Ниневия, Дияла (в последние недели в этой провинции террористы ИГ осуществили несколько терактов) и Салах ад-Дин. Именно в этих провинциях шииты составляют меньшинство, и независимое участие кандидатов сводит их шансы на победу к минимуму. Поэтому иракский депутат считает, что необходимо создать коалицию и выступить с единым списком кандидатов. В других провинциях, по мнению Н.аль-Хабаби следует ожидать объявлений о формировании совместных шиито-суннитских политических альянсов. Она уверена, если шииты хотят одержать победу в Ниневии, которую практически сравняло с землей ИГ, им необходимо скооперировать свои силы, в противном случае в этом важном, стратегическом регионе ничего не изменится.

Иракский депутат сообщила и об активном вмешательстве КСА в предвыборный процесс в Ираке. По ее словам, Эр-Рияд тратит большие деньги, чтобы повлиять на исход выборов. В частности, он использует различные социальные сети, с помощью которых «дискредитирует и уничтожает» значимых иракских политиков. С помощью СМИ и социальных сетей саудовцы пытаются найти социальную базу для защиты своих интересов. С другой стороны, они инвестируют крупные финансовые средства в некоторые районы (преимущественно районы с суннитским населением), чтобы заполучить голоса избирателей в этих провинциях в пользу своих кандидатов.

Что касается требований различных политиков распустить «Аль-Хашд аш-Шааби» и не допустить их участие в выборах, Н.аль-Хабаби высоко оценила вклад народного ополчение в дело борьбы терроризмом, и подчеркнула, что на сегодняшний день «Аль-Хашд аш-Шааби» состоит не только из шиитов, но и других иракских коефессий и народов, в том числе и христиан. Она назвала все обвинения политическим и предвзятыми, т.к. «Аль-Хашд аш-Шааби» заняла свое место на иракской политической и военной арене, что вызывает беспокойство у других политических сил.

Особый интерес представляет вопрос участия курдов в выборах после референдума о независимости. Если курды примут участие, это будет означать отказ от итогов референдума и признание себя частью Республики Ирак. Тем не менее, если курдские партии решат принять участие в выборах, то вероятней всего они поддержать премьер-министра Х.аль-Абади, т.к. по мнению курдов, только с ним они могут сотрудничать.

Министр иностранных дел Ирана Мохаммад Джавад Зариф и посол Исламской Республики в Багдаде Ирадж Масджеди заявили, что связь иракских шиитов с другими странами, включая Соединенные Штаты и Саудовскую Аравию, не влияет на двусторонние отношения с Ираном. Тем не менее, обеспокоенность в лице военного советника верховного лидера свидетельствует о существовании угрозы интересам Тегерана. У Ирана есть свои рычаги воздействия, главный из которых курдский фактор, а также влияние на вооруженные отряды «Аль-Хашд аш-Шааби». Учитывая исторический опыт, можно также с уверенностью сказать, что закулисная роль переговорщика с иракскими властями и политическими силами со стороны Ирана будет играть командующий спецподразделением «Кудс» КСИР генерал Касем Сулеймани, который пользуется авторитетом среди большинства иракских политиков.

52.23MB | MySQL:103 | 0,684sec