О некоторых причинах неудач США в Афганистане

Движение «Талибан» не садится за стол переговоров, потому что уверено в своей победе в Афганистане. Об этом сообщил командующий войсками США и НАТО в этой центральноазиатской республике генерал Джон Николсон в интервью телеканалу Си-би-эс, которое транслировалось в воскресенье. Его спросили, почему все эти годы «Талибан» призывают к переговорам, а он отказывается от этого предложения. «По-моему, они думают, что могут победить, потому что полагают, что мы потеряли волю к победе. Потому что с 2009 года мы объявляли не только об отправке дополнительных сил, но и о дате вывода войск. Если ваш враг назвал дату своего ухода, тогда зачем вести переговоры?» — ответил генерал. Он сказал, что талибы «могут либо сложить оружие, вернуться в общество и быть частью будущего Афганистана, иметь лучшую жизнь для своих детей и самих себя, либо умереть». Туповато-молодцеватый алгоритм рассуждений американского военного безусловно  позволяют сделать вывод о том, что американцы завязли в Афганистане надолго.  США воюют в Афганистане с октября 2001 года, что обошлось им, по оценкам Пентагона, уже в 680 млрд долларов. За эти 16 лет там погибли 2,35 тыс. американских военнослужащих, еще свыше 20 тыс. получили ранения. То есть, по определению генерала, шестнадцать лет «проявления воли к победе» ни к чему толковому не привело. Дело безусловно не «воле», а в нежелании воевать в Афганистане по-настоящему, что увеличит сразу же число потерь среди американских военных на порядок. В этой стране американцы и их союзники занимаются обыкновенной имитацией боевых действий  с одновременным распилом трат из государственного бюджета США, которые идут на подготовку национальных кадров в том числе. Эффективность таких вложений ужасающая. Президент Афганистана Ашраф Гани признал, что его страна не продержится и полугода без поддержки со стороны США. Это означает, что правительственной армии по факту в Афганистане нет. Об этом он рассказал в интервью телеканалу Си-би-эс, которое транслировалось в воскресенье. Президента спросили, согласен ли он с тем, что если США покинут республику, его «правительство рухнет через три дня». «С точки зрения ресурсов это абсолютно верно. Мы не будем в состоянии поддерживать нашу армию в течение шести месяцев без американской поддержки и потенциала», — отметил Гани. Журналист попросила подтвердить, говорил ли он именно о том, что без поддержки США армия Афганистана не продержится и шести месяцев. «Да, потому что у нас нет денег», — ответил президент. США, по данным телеканала, покрывают 90% расходов оборонного бюджета Афганистана, что выражается в ежегодной военной помощи на сумму в более 4 млрд долларов. Еще 30 млрд долларов было потрачено на восстановление республики.

Исходя из этого простого факта, можно собственно понять, почему талибы думают, что «они могут победить». Непонятно только, почему чины в Пентагоне думают обратное. То, что сейчас американцы пытаются применить в Афганистане, есть попытка использовать там алгоритм действий Москвы в Сирии., в которой, напомним, за счет очень точечного военного присутствия (в основном авиации, спецназа и штабного командного состава) с мобилизацией местных сторонников президента Башара Асада удалось самым кардинальным способом переломить военную ситуацию и практически нивелировать к настоящему моменту военный потенциал «Исламского государства», а в самой скором времени — и «Джебхат ан-Нусры» (обе организации запрещены в России). Почему в Афганистане такая схема не сработает априори? Ровно по причине отсутствия нескольких принципиальных вещей.

  1. Отсутствие у большей части афганского силового блока глубинной мотивации для войны с талибами. И те, и другие в своем большинстве являются пуштунами и никакой глобальной разности в их мироощущении и конфессиональной принадлежности нет. То есть отсутствует главный базис жесткой полярности и мотивации противостоящих сторон как в Сирии в рамках в первую очередь межконфессионального кризиса. Члены силового блока в Афганистане в своей массе просто таким образом зарабатывают деньги, а не борются за физическое выживание себя и членов своих семей.
  2. За силами талибов в Афганистане стоят очень мощные спонсоры, которые сумели консолидировать себя в рамках совместных действий. Там, в отличие от Сирии не существует сейчас глубинных противоречий между ними, а наоборот — создан настоящий военный альянс. Это прежде всего Пакистан и Иран, за которыми стоят еще и Москва с Пекином. Существует еще и местное ИГ, за которым стоит Катар. Он враждебен первой группы внешних игроков, но его боевой потенциал сильно преувеличен.
  3. Фактическое слияние между талибами и основными наркобаронами, что обеспечивает не только мощную финансовую поддержку «Талибану» и его самофинансирование, но и автоматически ставит в оппозицию Вашингтону очень весомую силу, в том числе и среди местных крестьян, которые живут за счет выращивания мака. То есть произошло ровно то, чего американцы ранее пытались всячески избежать, в том числе и за счет фактической имитации своей борьбы с наркотрафиком. Теперь они будут пожинать плоды своей «дальновидной» политики, воюя с объединенном фронтом талибов и наркобаронов.
  4. Россия в Сирии старается проводить политику умиротворения сразу на двух фронтах: путем локальных перемирий с каждым племенем или полевым командиром, а также за счет вовлечения тех же турок в астанинский формат переговоров и будущий Конгресс сирийского национального диалога. Такая же политика ведется и по отношению к Иордании и Саудовской Аравии. То есть, предпринимаются серьезные шаги для вовлечения в мирный процесс максимального количества заинтересованных внешних сторон. Американцы сразу же дистанцировали от переговорного процесса и Исламабад, и Тегеран, что автоматически привело к блокированию между ними. Более того, недавние инициативы США типа прекращения военной помощи Исламабаду или санкционная попытка давления на ИРИ еще более осложняют эту ситуацию. На сегодня Москва в Сирии продолжает очень успешно всячески препятствовать блокированию оппонентов Дамаска, и в отличие от американцев в Афганистане  еще и смогла привлечь к практическим боевым действиям не только Иран, но и его союзников из числа иракских, ливанских, афганских шиитов. США такое положение дел в Афганистане не грозит по определению, а надежда на союзников по НАТО в данном случае минимальна.
52.22MB | MySQL:103 | 0,398sec