К вопросу о замораживании американского финансирования БАПОР

Любое действие рано или поздно встречает противодействие, однако, на палестино-израильском треке этот процесс идет с пугающей быстротой. Не успел глава Палестинской национальной администрации (ПНА) Махмуд Аббас заявить, что он не боится заявлений президента США Д.Трампа о приостановке финансирования международных институтов, оказывающих поддержку палестинцам, как американский лидер от слов перешел к делу. Как сообщил во вторник Государственный департамент США, Вашингтон замораживает 65 из 125 млн долларов, которые должен был перевести Ближневосточному агентству ООН для помощи палестинским беженцам и организации работ (БАПОР) в 2018 г., передав в организацию соответствующее уведомление.

Затем тема стала предметом дискуссии официального представителя Госдепа Хизер Нойерт с журналистами на традиционном брифинге, в ходе которого она подробнее рассказала о сути новой американской стратегии отношений с БАПОР. По ее словам, оставшаяся сумма в 60 млн долларов в 2018 г. будет доступна агентству для реализации проектов в области образования и здравоохранения. В частности именно на эти статьи расходов должен быть потрачен первый американский транш в 6 млн долларов.

В качестве официальной причины Госдеп обозначил необходимость реформы БАПОР, как и всей ООН. Впрочем, даже местных журналистов этот вариант не устроил, в результате чего был задан вопрос, является ли сокращение финансирования санкцией за обращение Рамаллы в Генеральную Ассамблею ООН и последующее голосование по антиизраильской и антиамериканской резолюции. Х.Нойерт это отрицала, заявив лишь о желании США увидеть реальные трансформации в работе БАПОР и о том, как распределяются средства, в некоторой степени намекая на присутствие сомнительных трат.

Был в сказанном и еще один ответ на недавние выпады М.Аббаса, заключавшиеся в следующем. Как мы помним, в своей воскресной речи глава ПНА сообщил, что считает целесообразным пересмотреть круг посредников, которые должны заниматься урегулированием палестино-израильского конфликта на основе норм и принципов ООН. В ответ Вашингтон неявно предложил этим возможным посредникам, среди которых на лидирующие позиции сейчас активно претендует ЕС, взять на себя и заботу о бедных палестинских беженцах, о страданиях которых они так часто переживают. Комментируя этот аспект принятого решения, Х.Нойерт отметила: «Правительство США и администрация Трампа считают, что распределение бремени должно быть более широким. Соединенные Штаты в прошлом были единственным главным донором БАПОР. Мы хотим, чтобы другие страны – фактически те страны, которые критиковали Соединенные Штаты за то, что мы считаем нашей позицией в отношении палестинцев – сделать шаг вперед и действительно помочь БАПОР, сделать больше. Таким способом мы просим другие страны сделать больше. Также как мы делали в НАТО, обращаясь к другим странам с тем, чтобы они увеличили военные расходы до 2% ВВП, также мы просим другие страны сделать больше в том, что касается БАПОР».

Реакция на американское решение, вновь по сути своей не меняющее, а закрепляющее реальность, оказалась прогнозируемой. ООП, на которую после заявления Вашингтона о возможности закрытия ее офиса в американской столице легла основная задача борьбы с США, заявила, что Д.Трамп предпринимает очередную попытку убрать из повестки дня еще один вопрос окончательного статуса, а также действует по указанию израильского премьер-министра Биньямина Нетаньяху. Один из видных представителей ООП Мустафа Баргути отметил, что американская администрация: «уничтожает права палестинских беженцев». Впрочем, кого считать беженцами, вопрос по-прежнему спорный.

Израильские и американские общественные и политические деятели, а также представители экспертного сообщества не раз заявляли, что именно БАПОР способствует сохранению проблемы в том варианте, в котором она существует по сей день, давая шанс палестинцам получать преимущество исключительно за счет статуса, которым они обладают лишь формально. На этот раз об этом упомянул президент аналитического центра Middle East Forum Даниэл Пайпс, по словам которого подавляющее большинство тех, чьи права якобы отстаивает БАПОР, беженцами не являются. Помимо этого аналитик считает, что другие государства, любящие палестинцев и критикующие США, с легкостью смогут заполнить брешь в бюджете агентства. К ним он относит Катар, Иран и Россию.

Любопытным образом пытается давить на жалость и само БАПОР, заявляя о значительных сокращениях учителей и рабочих в лагерях беженцев. Особенность и лукавство этих слов кроется в следующем: сокращения начались за два месяца до решения о замораживании средств, так что во вторник все, получившие уведомление о грядущем увольнении, уже успели организовать и провести демонстрацию у офиса агентства в Восточном Иерусалиме. Произошло это потому, что на сегодняшний день у БАПОР уже есть дыра в бюджете более чем в 170 млн долларов, образовавшаяся явно не из-за платежной дисциплины США. Мало того, покрыть и эти расходы никто из защитников палестинцев почему-то не хочет. Хотя, например, тот же упомянутый выше М.Баргути призывает международное сообщество помочь БАПОР  с финансированием.

Израиль реагирует на события сдержанно. С одной стороны, политики уже успели обозначить свою позицию на прошлой неделе, когда слухи о замораживании средств только стали распространяться. При этом именно Б.Нетаньяху заявлял, что деньги нужно не замораживать, а перераспределять, делая особый акцент на том, что разово остановить всё финансирование будет серьезной ошибкой и ударом для местного населения. На этот раз комментарий по проблеме сделал постоянный представитель Израиля при ООН Дани Данон, по словам которого: «БАПОР неоднократно доказывало, что является агентством, которое злоупотребляет гуманитарной помощью международного сообщества и поддерживает антиизраильскую пропаганду, закрепляет бедственное положение палестинских беженцев и поощряет ненависть». Вместе с тем в израильском экспертном сообществе имеется и ряд опасений в связи с принятым решением. Так, бывший пресс-секретарь ЦАХАЛ, а ныне приглашенный колумнист Haaretz Петер Лернер считает, что нехватка средств спровоцирует ухудшение ситуации в лагерях беженцев, повышая риск совершения терактов в Израиле.

В целом, разрастающийся конфликт между США и ПНА, будучи исключительно результатом бурной фантазии последней, представляет собой игру с нулевой суммой, в которой ни Д.Трамп, ни М.Аббас не смогут достичь желаемого результата. Без палестинцев Вашингтон не сможет заключить свою «сделку мечты», без США – Рамалла не получит денег, т.к. поддерживать ее финансово, как выясняется, никто серьезно не готов. Однако происходящее вскрывает ряд серьезных проблем, характерных для палестинского руководства и ООН, из чего следует, что по результатам конфликта они рискуют оказаться в большем проигрыше в сравнении с Д.Трампом.

52.31MB | MySQL:106 | 0,627sec