Размышления накануне 7-го заседания мониторингового комитета при ОПЕК. Часть 2

Министр энергетики ОАЭ С.аль-Мазруи, с начала 2018 года сменивший министра энергетики, промышленности и минеральных ресурсов Саудовской Аравии Х.аль-Фалиха на посту президента конференции (министерской встречи) Организации стран – экспортеров нефти (ОПЕК), заявил, что баланс на мировом нефтяном рынке будет достигнут в текущем году[i].

По убеждению президента российской компании «Лукойл» В.Ю.Алекперова, цены на нефть в размере 60–70 долларов за баррель устраивают как участников соглашения в формате ОПЕК+, так и российские компании. Он отметил, что при цене 70 долларов за баррель надо плавно выходить из соглашения.

Российские компании прекрасно понимают, что закрепление котировок на более высоком уровне окажет непосредственное влияние на увеличение американской нефтедобычи. В результате Соединенные Штаты, которые не являются государством – подписантом соглашения в формате ОПЕК+, начнут конкурировать с Россией за рынки сбыта «черного золота».

Между тем высокие цены в интересах Саудовской Аравии, которая в текущем году планирует провести IPO государственной нефтяной компании Saudi Aramco.

В течение пяти лет Кувейт планирует вложить около 120 млрд долларов в нефтегазовые проекты в стране и за рубежом. К 2020 году государство поставило цель увеличить нефтедобычу с текущих 3,22 млн баррелей в сутки до 4 млн баррелей в сутки. Часть запланированных инвестиций пойдет на проекты по переработке углеводородов в Азии, США, Канаде.

Руководитель пресс-службы Министерства энергетики Азербайджана З.Алиева сообщила, что в прошлом году азербайджанская сторона выполнила свои обязательства в рамках соглашения и намерена дальше продолжать в том же духе. В отчете, который Азербайджан представил мониторинговому комитету, отмечено, что в декабре 2017 года государство добывало 810 тыс. баррелей в сутки (755,1 тыс. баррелей – нефть, 54,9 тыс. баррелей в сутки – газовый конденсат). При этом страна экспортировала 649,4 тыс. баррелей нефти в сутки, 54,9 тыс. баррелей в сутки газового конденсата и 20,1 тыс. баррелей в сутки нефтепродуктов.

По данным S&P Global Platts, в декабре минувшего года нефтедобыча в Венесуэле составила 1,7 млн баррелей в сутки, что является самым низким показателем с 2002 года. Для сравнения: летом 2014 года, когда цены на «черное золото» составляли свыше 100 долларов за баррель, латиноамериканское государство производило 2,3 млн баррелей нефти в сутки.

Примечательно, что нефтедобыча в Венесуэле снижается уже довольно длительное время. Судя по всему, этот процесс будет продолжаться по ряду веских причин. Во-первых, венесуэльская нефтяная государственная корпорация PDVSA испытывает острую нехватку финансовых ресурсов. Во-вторых, вышеназванную компанию раздирают коррупционные скандалы. В-третьих, нефтяная промышленность страны серьезно ослабла в течение продолжительного периода низких цен на нефть.

Продление соглашения в формате ОПЕК+ до конца текущего года привело к ожидаемым результатам – мировой флот супертанкеров испытывает все больший дефицит фрахта. Средние ставки аренды нефтеналивных судов упали более чем вдвое по сравнению с прошлым годом, и сейчас находятся на уровне 2009 года. «Сокращение экспортных поставок нефти с Ближнего Востока в Азию снизило потребность в супертанкерах класса VLCC»[ii], – сообщил О.Жакоб, управляющий директор консалтинговой компании Petromatrix в Цуге. При этом на завершающей стадии строительства находится еще немалое число крупных нефтеналивных судов.

По оценкам Clarkson Research Services, в текущем году мировой флот супертанкеров увеличится на 4% (в 2017 году рост составил 5,3%, в 2016 году – 7,4%), и это еще больше ударит по ставкам фрахта.

Доход морских нефтетранспортных компаний в прошлом году упал на 57%. Это неудивительно, ведь стоимость доставки «черного золота» колеблется обратно пропорционально биржевым котировкам нефти. Так, например, в 2013 году, когда цена нефти эталонной марки Brent достигла почти 120 долларов за баррель, супертанкеры зарабатывали в среднем 18,621 тыс. долларов в сутки. Спустя два года, в условиях резкого спада цен на нефть, средняя ежесуточная прибыль перевозчиков подскочила до 64,846 тыс. долларов[iii].

Есть еще один фактор: в период ценового кризиса многие супертанкеры использовались в качестве плавучих нефтяных хранилищ. Сейчас необходимость в таком хранении резко снизилась. В результате, справедливо отметил О.Жакоб, освобождаются от груза все больше нефтеналивных судов, тем самым увеличивая избыточность мирового флота супертанкеров[iv].

В свежем докладе ОПЕК приведен прогноз, согласно которому в 2018 году мировой спрос на «черное золото» составит 98,51 млн баррелей в сутки. Для сравнения: по оценкам ОПЕК, в 2017 году мировой спрос на нефть составил 96,99 млн баррелей в сутки.

Что касается предложения нефти со стороны не входящих в ОПЕК государств, то, по прогнозу картеля, в 2018 году оно составит 58,94 млн баррелей в сутки.

[i]CNBC Transcript: Hadley Gamble’s interview with Suhail al-Mazrouei, UAE Energy and Industry Minister & OPEC President // CNBC, 11.01.2017. URL: https://www.cnbc.com/2018/01/11/cnbc-transcript-hadley-gambles-interview-with-suhail-al-mazrouei-uae-energy-and-industry-minister-opec-president.html

[ii]Kayakiran F. There’s a Big Victim From OPEC’s Oil Cuts // Bloomberg, 09.01.2018. URL: https://www.bloomberg.com/news/articles/2018-01-09/opec-s-oil-cuts-claim-a-victim-as-supertanker-earnings-tumble

[iii]Ibid.

[iv]Ibid.

62.81MB | MySQL:102 | 0,821sec