O некоторых особенностях военной операции Турции в Африне

20 января 2018 г. Генштаб ВС Турции объявил о начале операции «Оливковая ветвь» против курдских формирований в сирийском Африне, атаковав их с помощью авиации. Анкара подчеркивала, что «ее действия направлены исключительно на борьбу с террористами». В воскресенье турецкие военные перешли к наземной операции. По данным генштаба Турции, в ней участвовали 72 самолета, были поражены 108 из 113 намеченных целей. Позже турецкий премьер Бинали Йылдырым подтвердил начало наземной операции. Уже известно, что подразделения ВС Турции и отряды Сирийской свободной армии продвинулись вглубь Африна на 5 километров. Генштаб ВС Турции сообщил, что ВВС Турции в рамках операции «Оливковая ветвь» в Африне нанесли удары уже по 153 объектам PYD и «Исламского государства» (ИГ запрещенно в России), отметив, что операция ВС Турции «Оливковая ветвь» в подконтрольном PYD/YPG районе Африн на северо-западе Сирии, направленная на защиту границы Турции, обеспечение безопасности и стабильности в регионе и нейтрализацию боевиков PYD/YPG и ИГ[i]. Здесь можно отметить несколько примечательных фактов.

Во-первых, это название операции – «Оливковая ветвь» (Zeytin Dalı Harekâtı). Мы не исключаем, что это название было выбрано, чтобы показать миролюбивые стремления Турции в Сирии, хотя очевидно, что операция имеет наступательный характер. То же самое можем говорить о военной операции Турции в Сирии – «Щит Евфрата». Напомним, что прокурдская Партия демократии народов (ПДН) заявила, что операция «Оливковая ветвь» является оккупаций, и Турция, как всегда, когда речь идет о войне, использует символы мира[ii]. Однако в этом контексте турецкая пресса выдвинула свою версия. Газета Sözcü напомнила, что оливковое дерево является символом Африна, и что Африн — важный центр производства оливок  и оливкового масла[iii].

Во-вторых, это число самолетов (72 едениц), которые поднялись в воздух с авиабазы в Диярбакыре и нанесли первые авиаудары по позициям курдов в районе Африна. Здесь возникает вопрос — почему так много самолетов, почему именно 72 самолета? Даже в начале операции «Щит Евфрата» не было использовано такое количество боевых самолетов. В связи с этим турецкая пресса писала, что такое количество самолетов связано с 72 погибшими турецкими военными во время операции «Щит Евфрата» и тем, что Турция таким образом отдает дань уважения памяти погибших воинов. Отмечалось, что даже во время военной операции в Северном Ираке было задействовано 50 самолетов. Это означает, что Турция в течение 10 лет не использовала такое количество боевых самолетов во время воздушных операций[iv].

Некоторые СМИ Турции даже сомневались, что турецкие боевые самолеты вошли в воздушную пространство Сирии[v], поскольку перед операцией заместитель главы МИД САР Фейсал Микдад заявил, что любая операция Турции в приграничном регионе Африн будет расценена Дамаском как акт агрессии и пригрозил, что вооруженные силы Сирии будут сбивать турецкие истребители, вторгшиеся в воздушное страны[vi]. В то же время турецкая провластная газета Yeni Şafak, со ссылкой на турецкого эксперта по терроризму и безопасности Абдуллаха Агара, писала, что турецкая авиация поставила рекорд по результативности. По его словам, 72 самолета, участвующие в операции «Оливковая ветвь», в первый день полностью уничтожили 95,57% целей, 108 из 113, и что это рекордный показатель. Агар также назвал рекордным показателем то, что в начале военной операции в Африне приняли участие сразу 72 боевых самолета[vii].

В этом контексте отметим, что Турция долгое время готовилась к операции в Африне в ожидании подходящего момента. Естественно, во время подготовки к операции Турция осуществляла разведку, намечала цели для уничтожения с помощью авиаударов и артиллерии. Район Африна граничит с турецкими провинциями Хатай и Килис, и хотя в Африне основном проживают курды, там есть и много арабов и туркман, что тоже могло бы помочь Турции в разведывательном плане. По словам турецкого эксперта по безопасности Мете Йарара, Турция очень хорошо знает регион Африна. Йарар в прямом эфире телеканала CNN Türk заявил, что жители Африна имеют много родственников в городах провинции Хатай (Рейханлы, Кырыкхан, Хасса), между ними есть смешанные браки, некоторые являются представителями одних и те же племен. Говоря об участии 72 самолетов в операции Африне, Йарар заметил, что поднять в воздух такое количество самолетов и координировать их действия, управлять ими сложная задача. «В мире только 5 стран могут делать такое. Мы видели, что ранее в операциях приняли участие 100, 150 самолета. Однако тогда речь шла о таком большом фронте, каким являлся Ирак. Попробуйте это сделать на территории 4000 кв. км, ведь 4000 кв. км является большой территорией на суше, однако в воздухе это как футбольное поле, где игроки очень быстро меняют свои места. 4000 кв. км это ненормальная, ограниченная зона для воздушной операции», — добавил он[viii].

В-третьих, как уже было сказано, Генштаб ВС Турции сообщил, что «ВВС Турции в рамках операции «Оливковая ветвь» в Африне нанесли удары по объектам PYD и ИГ». Известно, что ИГ не действует в районе Африна, и турецкая сторона намеренно упоминает его имя, чтобы правдоподобно звучали ее заявления о том, что Турция в Африне борется с терроризмом. Примечательно, что по некоторым сведениям ИГ в начале операции «Оливковая ветвь» начал крупное наступление в Дейр-эз-Зоре против СДС («Силы демократической Сирии»). Анкара заявляет также, что операция в Африне направлена «на защиту границы Турции», однако очевидно, что сирийские курды не имели планы напасть на Турцию (в этом случае Турция смогла бы добиться того, чтобы применялась статья 5 устава НАТО). Власти Турции все время заявляли, что сирийские курды хотят из Африна дойти до Средиземного моря. Однако если даже предположим, что сирийские курды имели бы такие планы, они в первую очередь попытались бы дойти до Средиземного моря к югу от провинции Хатай (которая ранее входила в состав Сирии), то есть длинным путем, а не через Хатай (Турции), то есть коротким путем.

В-четвертых, военная операция «Оливковая ветвь» началась 20 января 2018 г. По всей вероятности, этот срок был выбран не случайно. После начали операции в Африне, турецкие СМИ сообщили, что «20 января 1920 г. в Мараше началась борьба за независимость, что во время национальной борьбы (кемалистского движения) с решением правительства Анкары турецкие войска начали движения из Мараша в Африн для обеспечения безопасности Анатолии». До 1973 г. город назывался Мараш (Maraş), но в октябре 1973 г. к названию города было прибавлено слово Kahraman (герой). Это было связано с празднованием победы турецких войск над французами во время битвы у города Мараш в 1920 г. (после войны Мараш был удостоен Медали за независимость). По словам турецкого историка Энеса Демира Африн был включен в декларацию «Мисак-и Милли» (Национальный пакт) и в итоге находился под контролем турок до конца 1921 г., однако 20 октября 1921 г. по Анкарскому договору был передан Франции, то есть Сирии[ix].

Примечательно, что Турция 24 августа 2016 г. начала операцию «Щит Евфрата», после чего турецкая пресса писала, что внуки османов после 500 лет вновь оказались в Сирии. 24 августа 1516 г. османский султан Селим I Грозный в битве при Мерджидабык (Северная Сирия) победил армию мамлюков, после чего Сирия, Ливан и Палестина были включены в состав Османской империи. Получается, что день вторжения в Сирию был выбрано не случайно, и что вторжение стало частью неоосманской политики Турции, который таким образом хотела напомнить всем, что Сирия когда-то входила в состав Османской империи и что она имеет «законные права» по отношению Сирии[x]. Ту же самую картину мы видим и в случае операции «Оливковая ветвь». Турция опять напоминает, что около 100 лет назад (даже после развала Османской империи) Африн принадлежал Турции. В этом контексте не надо забывать о попытках Анкары обновить Лозаннский договор, который фиксировал также границы Турции с Ираком и Сирией.

Итак, ожидается, что операция «Оливковая ветвь» будет длиться около месяца, а по словам Б.Йылдырыма операция будет проводиться в четыре этапа, с тем чтобы создать 30-километровую зону безопасности. Однако продолжительность операции «Оливковая ветвь» будет зависеть в первую очередь от позиции США, России, Франции, Германии, Ирана. Франция уже просила о созыве экстренного заседания СБ ООН по ситуации в Сирии, после чего глава МИД Турции Мевлют Чавушоглу заявил, что намерение Франции созвать экстренное заседание Совбеза ООН из-за операции турецкой армии в сирийском Африне «ставит ее на одну доску с террористами». Глава МИД ФРГ Зигмар Габриэль заявил, что военное противостояние между Турцией и курдами на севере Сирии несет с собой непросчитанные риски, вызывает большую озабоченность, а представитель МИД Ирана Бахрам Касеми заявил, что Турции стоит немедленно прекратить военную операцию в сирийском Африне. Египет также раскритиковал операцию Турции в сирийском Африне. Все это означает, что операция «Оливковая ветвь» осложнит отношения Турции с некоторыми странами и станет новым очагом напряженности между ними.

Отметим также, что в 2016 г. Турция вошла в зону Джераблус-Аззаз, в 2017 г. – в Идлиб, а в 2018 г. – в Африн. В первых двух случаях (Джераблус-Аззаз, Идлиб) Турция имела дело с разными террористическими группами (ИГ, «Джебхат ан-Нусра») и не столкнулась с серьезным сопротивлением. В одной из наших статей мы выразили мнение, что операция по захвату Аль-Баба длилась почти 5 месяцев (сентябрь 2016 г. – февраль 2017 г.) в основном из-за того, что Турция попросту не знала, что будет делать после его захвата, а не из-за яростного сопротивления ИГ, или слабости турецкой армии. В случае с Африном Турция имеет дело с сирийскими курдами (по словам президента Турции, Соединенные Штаты направили сирийским курдам пять тысяч грузовиков с оружием). Очевидно, что здесь Турцию ждет яростное сопротивление. Командование YPG уже сообщило, что в ходе боев на северо-западе Сирии были убиты 4 турецких солдата и 10 протурецких боевиков, а также ранено 20 членов вооруженной сирийской оппозиции. Кроме того, курдское ополчение сообщило, что его бойцы в ходе столкновений в воскресенье подбили 5 турецких танков в разных районах. Можно сказать, что в Африне решается также судьба Манбиджа (западный берег реки Евфрат), который станет следующей мишенью Турции (об этом заявил сам Эрдоган).

Что касается сообщениям о запуске ракет из Африна по турецким городам (Рейханлы, Килис), прокурдская ПДН уже заявила, что турецкие власти лгут, говоря о нападениях на Турцию из Африна. Мы тоже не исключаем, что все это провокации, чтобы 1) показать, что не Турция, а сирийские курды «воюют с мирным населением», и 2) попытаться вовлечь НАТО в конфликт. И наконец, операция в Африне может обострить ситуацию в Турции, увеличить напряженность в юго-восточных курдонаселенных провинциях. По словам Эрдогана ПДН призывает «выйти народ на улицы» в знак протеста против операции в Африне. «Вы не выйдете на улицы, наши силы безопасности вас остановят», — отметил турецкий лидер. Военная операция «Оливковая ветвь» в Африне может привести и к активизации борьбы РПК в Турции.

[i] Afrin operasyonu başladı: İşte Zeytin Dalı operasyonunun tüm ayrıntıları, Aydınlık, 21.01.2018

[ii] HDP’de Afrin sancısı: Zeytin Dalı Harekatı’na ‘işgal’ dediler, Aydınlık, 20.01.2018

[iii] Zeytin Dalı Harekatı nedir? Sözcü, 20.01.2018

[iv] Afrin’i vuran 72 uçağın sırrı, Yeniçağ, 21.01.2018

[v] Türk jetleri Suriye hava sahasına girdi mi?, Istiklal, 20.01.2018

[vi] Власти Сирии пообещали сбивать турецкие самолеты, Росбалт, 18.01.2018

[vii] Tarihi operasyonda rekor isabet, Yeni Şafak, 21.08.2018

[viii] Mete Yarar’dan dikkat çeken Afrin yorumu, Yeni Şafak, 21.08.2018

[ix] Afrin’e 1920’de harekat düzenledik, Yeni Şafak, 21.08.2018

[x] Габриелян Айк, Турция усиливает военное присутствие за рубежом, Институт Ближнего Востока, 07.03.2017

52.26MB | MySQL:103 | 2,033sec