Напряженность в отношениях между Польшей и Израилем

Польский Сейм принял в пятницу, буквально накануне Международного дня памяти жертв Холокоста (отмечается 27 января, в день когда Красная Армия освободила лагерь смерти Освенцим, располагавшийся на территории Польши) закон, запрещающий возлагать на польское государство ответственность за совершенные на ее территории во время Второй мировой войны преступления против человечности. Среди прочего этот закон запрещает именовать лагеря смерти, созданные нацистами на территории Польши, «польскими лагерями», поскольку данное выражение как бы возлагает часть ответственности за убийство миллионов людей, подавляющее большинство которых было евреями, на поляков. За нарушение нового закона предусматривается наказание в виде тюремного заключения сроком до трех лет. При этом предполагается, что действие данного закона будет распространяться как на граждан Польши, так и на граждан других государств. Заместитель министра юстиции Польши Патрик Яки заявил в связи с принятием Сеймом данного закона, что «эта поправка дает Польше важнейшие инструменты, которые уже давно имеются у других государств». О принятии Сеймом данного закона было сообщено практически во всех израильских СМИ. Первыми на него отреагировали представители израильских оппозиционных партий.

Лидер находящейся в оппозиции центристской израильской партии «Еш атид», депутат Кнессета Яир Лапид сделал в связи принятием этого закона в Польше запись на своей странице в твиттере. В частности он написал, что цель этого закона – попытка «отрицать причастность многих польских граждан к Холокосту. Никакой польский закон не изменит истории. Польша была соучастницей Холокоста. Сотни тысяч евреев были убиты на ее земле, не встретив ни единого немецкого офицера». Таким образом, депутат Яир Лапид уже нарушил новый польский закон.

В данном контексте уместно упомянуть о том, что Яир Лапид родился в Израиле. Его отец, депутат Кнессета и министр юстиции Йосеф (Томи) Лапид (1931-2008) репатриировался из Венгрии, где он был во время Холокоста узником трудовых лагерей. Однако среди израильтян любого происхождения широко известны истории репатриантов из Польши о польском антисемитизме до Второй мировой войны, во время нее и после нее. Достаточно упомянуть о массовом убийстве поляками евреев местечка Едвабна 10 июля 1941 года. Число жертв этой бойни, в которой немцы участия не принимали, оценивается различными историками от 380 до 1600 человек. Вплоть до 2001 года польские власти приписывали эту бойню немцам. Лишь после того, как американский историк польского еврейского происхождения профессор Ян Томаш Гросс опубликовал свое исследование «Neighbors: The Destruction of the Jewish Community in Jedwabne, Poland» («Соседи: Уничтожение еврейской общины в Едвабне, Польша»), польские власти были вынуждены признать причастность своих сограждан к этому массовому убийству их еврейских соседей.

Памятник жертвам бойни в Едвабне, установленный в 2001 году

Посольство Польши в Израиле поспешно и резко отреагировало на запись, сделанную в твиттере депутатом Яиром Лапидом. В ответе представителя посольства было сказано: «Ваши безосновательные утверждения демонстрируют, насколько срочно необходимо изучение истории Холокоста, в том числе и здесь, в Израиле. Этот польский закон имеет своей целью не переписывание истории, а защиту правды от подобных нападок».

Депутат Яир Лапид ответил на это: «Я сын человека, пережившего Холокост. Мой дед был убит в Польше немцами и поляками (отец Йосефа Лапида, Бела Лампель был убит в Освенциме – В.Ч.). Я не нуждаюсь в том, чтобы изучать историю Холокоста от вас. Мы живем с его последствиями изо дня в день в нашей коллективной памяти. Ваше посольство должно принести немедленные извинения».

Депутат Кнессета Аелет Нахмиас-Вербин (она тоже не связана происхождением с Польшей. Семья ее отца репатриировалась из Греции) от левого оппозиционного парламентского блока «Сионистский лагерь», возглавляемого Ави Габаем, пошла дальше депутата Яира Лапида. Она заявила, что «премьер-министр и министр иностранных дел (то есть Биньямин Нетаньяху – В.Ч.) обязан отозвать посла (Израиля в Польше – В.Ч.) для консультаций. Тот факт, что данное решение, в котором присутствует официальное отрицание Холокоста и попытка переписать историю, было принято (Сеймом – В.Ч.) именно в Международный день памяти жертв Холокоста, возмутителен. Поляки принимали участие в убийстве евреев – как активным образом, так и сотрудничеством с нацистским режимом. Государство Израиль не может смолчать перед лицом государства, которое принимает законы, отрицающие Холокост. Премьер-министр Нетаньяху, который восхвалял дружбу с польским правительством и то, что Польша воздержалась при голосовании в ООН по Иерусалиму, должен дать понять своим друзьям в Варшаве, что Израиль проявляет нулевое терпение к отрицанию Холокоста в любых проявлениях, тем более, когда такое отрицание исходит от государства».

Депутат Кнессета от той же оппозиционной фракции Ксения Светлова (репатриантка из СССР) сказала: «Нам нельзя игнорировать процесс радикализации в Европе, в том числе отрицание причастности поляков к Холокосту. Историю игнорировать нельзя. С ней надо стоять лицом к лицу. Даже если найдутся такие, кому не понравится это упорство. Мы должны помнить: Те, кто отрицают Холокост и продолжают подстрекать в своей стране против евреев, не могут быть нашими друзьями».

Нельзя не признать, что в процитированных высказывания двух депутатов Кнессета содержится не только критика в адрес упомянутого закона, принятого польскими Сеймом. В них есть нескрываемое желание нанести ущерб внешней политике, выстраиваемой Биньямином Нетаньяху в отношении стран Центральной Европы, в том числе Польши.

Председатель оппозиции депутат Кнессета Ицхак Герцог («Сионистский лагерь») был несколько более сдержан, но в то же время конкретен. Он сказал журналистам: «Сейчас, когда я все больше и больше изучаю закон, принятый в польском Сейме, я требую как глава оппозиции от премьер-министра и министра иностранных дел Биньямина Нетаньяху отозвать посла Израиле в Варшаве относительно закона, который в своей основе возмутителен. Надо дать понять правительству Польши и польскому Сейму, насколько плох этот закон». Дед депутата Ицхака Герцога, раввин Ицхак Герцог родился в польском городе Ломжа, однако он покинул Польшу задолго до Холокоста, в 1897 году.

Вечером в субботу к оппозиционным политикам присоединились и члены правящей коалиции. В качестве примера можно привести слова министра внутренней безопасности и по стратегическим вопросам Гилада Эрдан (Ликуд), который сказал, что речь идет «о чудовищном законе, который нанесет ущерб возможностям воспитания против ненависти и расизма. (…) Невозможно отрицать участия многих поляков в Холокосте и в помощи нацистам в убийствах. Я призывают правительство Польши действовать немедленно для того, чтобы отменить этот постыдный закон». Относительно происхождения израильского министра внутренней безопасности следует сказать, что Гилад Эрдан родился в Израиле в семье репатрианта из Румынии и репатриантки из Венгрии.

Вскоре после это Министерство иностранных дел Израиля официально обратилось к правительству Польши с заявлением, в котором было сказано о резком несогласии еврейского государства с данным законом, принятым Сеймом. «Никакой закон не может изменить исторической правды, — было сказано в частности в обращении израильского МИДа, — И совершенно неуместно поучать семьи переживших Холокост, которые каждый день живут памятью своих родных, погибших в этой Катастрофе».

Лично премьер-министр и министр иностранных дел Израиля Биньямин Нетаньяху, который родился в Израиле в семье репатрианта из Литвы, сказал по данному поводу: «Этот закон в корне неверен. Я решительно выступаю против него. Невозможно изменить историю и нельзя отрицать Холокост». Он также сообщил журналистам, что уже дал распоряжение израильскому послу в Польше Анне Азари незамедлительно встретиться с премьер-министром Польши Матеушем Моравецким для того, чтобы выразить позицию Государства Израиль относительно принятого Сеймом закона.

Печальная пикантность ситуации состоит в том, что у Матеуша Моравецкого были еврейские родственники со стороны матери, часть которых погибла в Холокосте. Тем не менее (а может быть, именно из-за этого) сомнительно, что он сможет пойти навстречу требованиям Израиля в вопросе об упомянутом законе.

62.85MB | MySQL:107 | 0,665sec