Обозреватели «Дейли Сабах» о сирийском треугольнике Турция – США — Россия

Пятничный номер (от 26.01.18) проправительственной газеты Daily Sabah, в контексте продолжающейся операции турецких Вооруженных сил в Сирии «Оливковая ветвь», был заметным образом акцентирован на треугольнике отношений Турция – США – Россия.

Вполне понятным образом, турецко-американские и турецко-российские отношения в сирийском конфликте устроены по принципу двух сообщающихся сосудов, когда развитие турками отношений с США идёт в минус отношениям с Россией, и наоборот – все, что делается Турцией в плане выстраивания диалога с Москвой с большой настороженностью воспринимается в Вашингтоне. Правда, нынешний тренд складывается таким образом, что говорить приходится в подавляющей степени о втором, и лишь в малой степени о первом.

Итак, пятничный номер газеты ознаменовался тремя развернутыми материалами под заголовками «Анкара укрепляет партнёрство с Москвой, в то время как Белый дом растерян в Сирии» (проф. политических наук и международных отношений Талха Кёсе), «Операция в Африне влияет на турецко-американские отношения» (обозреватель Фахреттин Алтун), «Вбивает ли Россия клин между Турцией и США» (обозревательница Хиляль Каплан). Имея в виду то, что упомянутые статьи не являются взаимоисключающими, а дополняющими, резюмируем основные тезисы вместе.

  1. В отношениях между Турцией и США и в переговорах между первыми лицами двух стран царит атмосфера минималистических ожиданий. Анкара в Сирии реализует свой собственный план и надежд на то, что Вашингтон резко перестроится в отношениях со своим образцовым партнёром – мизерны.
  2. Переговоры с США как при администрации президента Б.Обамы, так и при президенте Д.Трампе, не привели к сколь-нибудь конкретным результатам. Вашингтон по-прежнему делает свою главную ставку на сирийских курдов и продолжает поставки им вооружений и техники. Вашингтон (умело или нет – отдельный вопрос – В.К.) практикует противоречивую риторику, когда заявления Белого дома не «бьются» с голосом Пентагона. Как замечают турки, одна из основных целей этой политики – удержать Анкару от независимого курса в Сирии, что, в принципе, работало ровно до того момента, как Турция, наконец, начала свою военную операцию «Оливковую ветвь» в Африне.
  3. Первым конкретным предложением со стороны американцев за все годы сирийского конфликта стало приглашение турок к организации 30-км зоны безопасности, озвученное государственным секретарем Рексом Тиллерсоном. И как заметили турки «данное предложение и слишком скромное и слишком запоздавшее». При этом в Анкаре оно воспринимается скорее как не слишком сильно завуалированный способ защитить от Вооруженных сил Турции курдские Силы народной самообороны, в частности, от перехода турецких ВС на восток Евфрата в сторону Манбиджа.
  4. С другой стороны, одним из главных результатов американской позиции стало укрепление отношений между Анкарой и Москвой. Двум столицам удается договариваться по Сирии, несмотря на все имеющиеся противоречия и разногласия. Кроме этого, получили импульс и другие направления сотрудничества, в частности, в сфере экономики, торговли, туризма, энергетики и ВПК (поставки в страну систем С-400 – В.К.). Турция стала частью Астанского процесса в одном ряду с Россией и Ираном. Здесь принципиальная договоренность в отношении территориальной целостности Сирии и единства ее государственного аппарата достигнута. Все это стало возможно на базе взаимного уважения и обоюдных интересов. В частности, Москва признает право Турции на «озабоченность» активностью сирийских курдов.
  5. РПК (и её ответвления, в частности, сирийские – В.К.) в Турции стала одной из важнейших угроз, наряду с «террористической организацией» Фетхуллаха Гюлена. По словам турок, организация резко изменила тактику, начав атаки на мирных жителей (чего раньше не наблюдалось – В.К.). РПК разработала новую стратегию своих действий не только в городской, но и сельской местности. Более того, РПК провозгласила себя главной силой в восточных и юго-восточных провинциях и попыталась создать условия для начала в стране гражданской войны.
  6. В этом смысле ещё не такое понимание как у России, но и уже не такое как у США, демонстрируют в отношении «Оливковой ветви» в европейских столицах. Здесь немалую роль сыграли две ракеты СНС которые упали в районе г. Килис, приведя к разрушениям «мечети 17-го века» (как заметил по этому поводу президент Р.Т.Эрдоган, теперь все увидели, что «у террористов нет ничего святого» – В.К.). Франция, как отметили турки, отказалась от критики Турции в СБ ООН в пользу выражения озабоченности гуманитарной ситуацией в Сирии, Великобритания отметила, что «Турция имеет право обеспечивать безопасность своей границы», а Нидерланды призвали не рассматривать операцию «Оливковая ветвь» в качестве турецко-курдского конфликта.
  7. Возвращаясь в Америке, её позиция в Сирии, как отмечают турецкие обозреватели, слишком слаба, чтобы она могла остановить Турцию. Помимо этого, США нуждаются в Турции, а точнее в турецкой базе ВВС «Инджирлик». Но вряд ли для активной борьбы с «Исламским государством» (ИГ, запрещённая в РФ террористическая организация – В.К.), ибо разгром этих террористов уже фактически состоялся.
  8. И в качестве резюме: никто не хочет полного разрыва американо-турецких отношений, однако, как пишут турки, США, похоже, не отдают себе отчета в плане серьёзности складывающейся ситуации.

Подводим черту под анализом турецких материалов: турецко-американские отношения достигли той черты, за которой Турция психологически готова к продолжению афринской операции и в Манбидже и, вряд ли, звонок Трампа Эрдогану с предупреждением способен этому помешать. Что же до отношений с Россией – то они остаются достаточно эклектичными и не лишенными серьезных внутренних дефектов, которые создают постоянную угрозу возникновения конфликтных ситуаций. Разумеется, ни о какой особой доверительности за рамками формулы «утром деньги – вечером стулья» говорить не приходится. Россия ясно увидела, что изменить своим обещаниям в рамках новых вводных – для турецкого менталитета является абсолютно нормальным и общественно не порицаемым поступком.

62.84MB | MySQL:102 | 3,549sec