Оценки китайских специалистов развития турецкой военной операции «Оливковая ветвь» на севере Сирии

Как отмечают китайские специалисты, основная цель войсковой межвидовой операции Вооруженных сил Турецкой Республики «Оливковая ветвь» состоит в том, чтобы отрезать отряды РПК, действующие на территории турецкой провинции Хатай, от баз и центров снабжения, расположенных на территории сопредельной Сирийской Арабской Республики. В списке задач, стоящих перед турецкими военными обозначены:

– блокирование районов горного хребта Нур;

– ликвидация 100 военных баз курдских отрядов на территории САР

– расширение зоны безопасности вдоль границы с провинциями Хатай и Килис;

– создание зоны военного контроля «Африн»;

поддержание зоны военного контроля «Манбидж».

Китайские специалисты указывают, что президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган в идеале хотел бы объединить зоны военного контроля «Африн» и «Манбидж» и на их основе выдвинуть своих военных к границе с Ираком, чтобы полностью контролировать северные районы САР.

 

Американский аспект

По данным китайских источников, после того, как 25 января 2018 г. истребители F-16 ВВС Турецкой Республики нанесли ракетно-бомбовый удар по одной из баз курдского ополчения, на которой были развернуты подразделения Сил специальных операций ВС США, официальный Вашингтон по каналам связи НАТО передал турецким военным предупреждение о необходимости замедления наземной наступательной операции и прекращения воздушных ударов по объектам военной инфраструктуры РПК и СНС, на которых находятся американские военные советники.

Китайские специалисты отмечают, что поскольку к операции «Оливковая ветвь» привлечены отряды Сирийской свободной армии (ССА), то за прошедшую неделю зафиксировано несколько случаев боестолкновений между отрядами ССО ВС США и сирийскими антиправительственными силами. В результате отряды ССА потеряли 32 боевика убитыми, тогда как американские военные имеют несколько раненых.

По словам представителей Центрального командования ВС США, американские военные получили приказ о переводе на высшую степень боеготовности и  открытии огня по турецким и протурецким силам в случае необходимости самообороны. Так, американским военным разрешено применять легкие аэромобильные гаубицы М777А1 калибра 155 мм, и высокомобильные реактивные системы залпового огня (РСЗО) М142 HIMARS. Кроме того, американские военные не отрицают возможности применения штурмовиков А-10 – предназначены для нанесения авиаударов по колоннам бронетехники.

 

Возможный ракетный ответ Турции

Вполне вероятно, что открытые сообщения о возможности применения указанных образцов вооружений против подразделений ВС ТР и отрядов ССА должны охладить «наступательный пыл» президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана, который готов отдать приказ на применение оперативно-тактических ракет (ОТР) В611 (внутренне обозначение ВС Турции J600T Yildirim).

По данным китайских источников, данная ракеты была разработана специалистами 2-ого НИИ Китайской аэрокосмической научно-технической корпорации на базе баллистической ракеты малой дальности «Дунфэн-15». В отношении поставок данных оперативно-тактических ракет в Турцию известно, что еще в 1996 г. между Китайской экспортно-импортной корпорацией точного машиностроения и турецкой МКЕК было заключено первое соглашение на поставку партии РСЗО WS-1 (в Турции налажен легальный выпуск под обозначением TR-300).

На следующий год уже был подписан контракт на поставку ОТР B-611. Примечательно, что впервые данные ракеты были  представлены вниманию широкой публики только в 2004 г. на международной выставке вооружений и военной техники в г.Чжухай.

Достоверно известно, что китайские оружейники произвели для ВС ТР 200 указанных ракет. Кроме того, китайская сторона передала турецким партнерам всю техническую документацию, что позволило организовать полноценную производственную линию в Турции. В настоящее время основную часть компонентов выпускают предприятия, входящие в состав компании Roketsan.

Представляется возможным привести некоторые тактико-технические характеристики ОТР В-611:

– длина: 6,75 м;

– диаметр корпуса: 0,6 м;

– максимальная стартовая масса: 2000 кг;

– масса стандартной боевой части: 380 кг;

– масса усиленной боевой части: 480 кг;

– дальность пуска: от 85 до 150 км (в зависимости от массы БЧ);

– двигатель: твердотопливный, одноступенчатый;

– коэффициент вероятного отклонения: 150 м;

– угол возвышения пусковой направляющей: от 45 до 65 градусов;

– время перевода из походного положения в боевое: 25 минут;

– время перевода из боевого в походное: 5 минут;

– время для пуска двух ракет: 20 секунд;

– время перезарядки: 20 минут;

– срок хранения ракет: 10 лет.

После анализа возможностей рассматриваемого боеприпаса, турецкие специалисты постоянно работают над повышением возможностей в области навигации и наведения. Так, благодаря современным модулям инерциального наведения и системы глобального позиционирования GPS вполне возможно повышение точности до 50 м. Кроме того, если турецкие инженеры разработают новые облегченные боевые части повышенного могущества (осколочно-фугасного/проникающего действия или объемного взрыва), то реальная дальность пуска может достигнуть 295 км. даже без внесения изменений в двигатель.

Следует отметить, что китайские конструкторы также работают над совершенствованием ОТР В-611 о чем свидетельствует последовательное появление новых модификаций под обозначением B-611M, B-611MR, а в последние два года соответствующие предприятия оборонно-промышленного комплекса КНР представили вниманию широкой общественности новые ОТР под обозначением ВР-12А и М-20, которые предназначены исключительно для поставок на экспорт.

Известно, что для размещения систем управления огнем, электропитания и дистанционного запуска ракет В-611 китайские специалисты предлагают грузовые автомобили марки «Мерседес 2926» (колесная формула 6х6), тогда как турецкие оружейники используют для этой цели аналогичные автомобили марки MAN. Общая масса автомобиля с установленными двумя ракетами и остальными компонентами достигает 23,5 тонны.

 

Развитие операции «Оливковая ветвь»

В отношении продвижения подразделений Сухопутных войск ВС ТР к г.Африн известно, что спустя неделю после начала операции турецкие военнослужащие испытывают серьезную усталость поскольку большинство пехотных и специальных подразделений вынуждены передвигаться в горной местности (горные районы Карстал и Барсая) в походной экипировке. По данным китайских источников, турецкие военнослужащие идут в наступление со штурмовыми рюкзаками, индивидуальными палатками, спальными мешками и специальными ковриками для ночевки.

Благодаря анализу фотографий, можно сказать, что трехцветная маскировочная окраска формы ВС ТР (сочетание зеленого, бордового на песочном фоне) не обеспечивает необходимый уровень скрытности. Следует отметить, что военнослужащие ВС ТР не снимают знаки различия, нашивки с личными данными и принадлежности к подразделениям воздушно-десантных войск или спецназначения.

Кроме стрелкового вооружения, личный состав подразделений, участвующих в операции «Оливковая ветвь» получил одноразовые противопехотные гранатометы американского и европейского производства, многозарядные гранатометы калибра 40 мм турецкого производства и пулеметы калибра 12,7 мм.

Как отмечают китайские специалисты, официальные печатные органы Турции сообщают о том, что курдские формирования несут серьезные потери, а именно за неделю операции «Оливковая ветвь» отряды СНС потеряли убитыми 484 человека при их максимальной численности от 8000 до 10000 человек. По оценкам китайских аналитиков,  мобилизационный потенциал курдских регионов Сирии составляет не более 50000 человек.

В свою очередь, представители военно-политического руководства Турции и в первую очередь руководитель государства Р.Т.Эрдоган отрицают информацию о потерях военных, однако по данным китайских источников, известно, что за прошедшую неделю боев ВС ТР потеряли только убитыми 343 человека. В подкрепление своих успехов курдские отряды публикуют в интернете фотографии удостоверений личности турецких в/с.

Подводя итог вышесказанному, необходимо добавить, что китайские специалисты получают необходимую информацию от источников в Ливане, среди курдских формирований, а также от наблюдателей, которые внедрены в коммерческие компании, действующие в южных и юго-восточных регионах Турции. Известно, что китайские компании заняты на долгосрочных контрактах по строительству объектов инфраструктуры.

52.2MB | MySQL:103 | 0,486sec