Кризисный этап греческо-турецких отношений

Последний месяц 2017 года ознаменовался важной ступенью развития дипломатических отношений двух ближайших соседей – Греции и Турции. 7 декабря 2017 года состоялся первый за последние 65 лет официальный визит президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана в Грецию, который на встрече с премьер-министром Греции Алексисом Ципрасом в Афинах подчеркнул необходимость сконцентрироваться на положительных аспектах двусторонних отношений.[1]

Экономический вопрос стал основным объектом обсуждения политических лидеров. Строительство газопроводов TANAP и TAP, через которых газ из разных стран  будет доставляться в страны ЕС, стало одной из тем  переговоров Анкары и Афин.

«У Турции и Греции много общего. Главное – отказаться от идеологических предрассудков. Анкара не претендует на территории своих соседей»,- подчеркнул президент Р.Т.Эрдоган.[2]

Несмотря на некоторые позитивные шаги, направленные на развитие взаимоотношений Турции и Греции общее состояние дел между государствами нельзя назвать добрососедскими.

Ранее Анкара негативно оценила действия Афин предоставить политическое убежище одному из восьми путчистов, обвиненных в попытке государственного переворота 15 июля 2016 года.

В своем заявлении МИД Турции подчеркнуло, что Греция тем самым подтвердила статус станы-покровительницы государственных преступников Турецкой Республики.

«Греция не продемонстрировала того сотрудничества, которое мы ожидали от страны-союзника в борьбе с терроризмом и преступностью. Это решение, основанное на политических мотивах, негативно скажется на наших отношениях и двустороннем сотрудничестве», — говорится в заявлении.[3]

К сведению, ранее Верховный суд Греции постановил отказать в выдаче Турции всех восьми путчистов.

Однако, несмотря на негативную для Анкары тенденцию развития событий, дело беглых турецких путчистов в Греции получила новый импульс. Так, 16 января в Греции было приостановлено действие решения о предоставлении убежища Сулейману Озкайнакчы — одному из восьми турецких военнослужащих, замешанных в попытке государственного переворота. Ожидается, что Озкайнакчы вновь будет задержан. Заседание суда, на котором будет рассмотрен вопрос отмены решения о предоставлении ему политического убежища, состоится 15 февраля.[4]

Отметим, что отношения Афины-Анкара осложняют многочисленные политические скандалы и взаимные негативные комментарии высшего греческого и турецкого руководства.

Выступивший с речью премьер-министр Греции Алексис Ципрас в рамках Всемирного экономического форума, проходившего 23-26 января в швейцарском городе Давос, крайне негативно прокомментировал ближнее соседство Греции с Турецкой Республикой.

«Мы не довольны иметь территориальные границы с таким агрессивно настроенным и непредсказуемым  соседом, как Турция» — заявил премьер. «Несмотря на самый крупный в истории Греции экономический кризис и миграционные проблемы, наше государство вынуждено тратить миллиарды евро на обеспечение внешней безопасности от ближайшего восточного соседа».[5]

На что пресс-секретарь МИД Турции, Хами Аксой предложил греческим властям «сконцентрировать свое внимание на работе собственного кабинета министров, дабы найти истинного «врага» в пределах своего государства». [6]

Провокационные высказывания греческого премьер-министра в сторону Турции не раз выходили за рамки отношений двух государств. Так, в октябре 2017 г. Алексис Ципрас после встречи в Белом доме с президентом США Дональдом Трампом в беседе с журналистами осудил действия Турецкой Республики. На пресс-конференции премьер-министр Греции объяснил причину увеличения военных расходов фактором Турции.

«Я не хотел потратить даже один евро на военные нужды. Однако наш сосед Турция», — заявил А.Ципрас. [7]

Заметим, что Греция является лидером по общей сумме расходов на оборону среди стран НАТО.[8]

Вдобавок к этому, многочисленные конфликты, возникающие из-за нерешенности спорных вопросов, которые начались еще в ХХ веке, в значительной мере, негативно повлияли на греко-турецкие отношения. Эгейский вопрос – один из камней преткновения  взаимоотношений двух государств. Причина раздора – взаимные территориальные претензии вокруг нескольких необитаемых островов в Эгейском море. Обе страны провозгласили территориальными водами полосу в 6 морских миль. В возможность расширения её до 12 миль Грецией вызвала озабоченность турецкой стороны и послужила причиной эскалации конфликта.

Напомним, что в 1996 году территориальный спор касательно двух островов Имиа в Эгейском море привел к затяжному кризису в отношениях между странами. Конфликт был прекращен после вмешательства международного сообщества, в частности, НАТО и США.

Нерешенность Эгейского вопроса является основной причиной практики тактических провокаций.

Так, 28 января 2018 года министр обороны Греции, направляющийся на двух греческих кораблях береговой охраны к спорным островам Имиа (Кардак) в Эгейском море,  был задержан турецкими ВМС. По словам министра обороны, целью визита было возложение памятных венков, что не противоречило положениям международного права.[9]

Напряженность отношениям добавляют и претензии, основанные на религиозной почве. Так, закон о шариате, принятый не так давно в Греции, ограничил применение  исламского законодательства для мусульманского меньшинства во Фракии, что привело к недовольству не только мусульман в Греции, но и турецкого высшего руководства.

Греческий парламент принял закон, который значительно ограничивает применение шариата: обращение к муфтию по семейным делам впредь становится необязательным. А.Ципрас назвал это «историческим шагом». По мнению греческого руководства, этот закон укрепляет правовые гарантии и личные свободы граждан.

Анкара, в свою очередь, призвала Афины вспомнить исторические события прошлого и отказаться от идеи давления на членов турецкой общины Греции. В Турции ожидают также, что власти Греции откажутся от давления  и на муфтиев.

«В последнее время в отношении ряда муфтиев были возбуждены уголовные дела. Сложившаяся ситуация не может не вызывать обеспокоенности у Турции», — подчеркнул турецкий МИД.

В ответ Афины предложили Анкаре заниматься своими «внутренними делами». [10]

Масла в огонь добавляет и нерешенный кипрский вопрос. Несмотря на недавнюю международную конференцию по урегулированию кипрского конфликта, проходившую в Кран-Монтане (Швейцария) под эгидой ООН в 2017 году, многие противоречия сторон так и не были урегулированы. Кроме того, глава МИД Греции Никос Котзиас позволил себе ряд антитурецких заявлений, в которых обвинил Анкару в безрезультативности переговоров по Кипру.

Котзиас заявил, что «на переговорах по Кипру, которые проходили с 28 июня по 7 июля в Кран-Монтане, Турция продемонстрировала позицию, далекую от конструктивности».

Турция же в свою очередь призвала главу МИД Греции «к ответственному подходу».  [11]

Таким образом, напряжённости отношениям Анкара-Афины добавляют не только территориальные претензии, но и политические игры руководства двух государств. Относительно ограниченные экономические связи, исторические конфликты и этнические притеснения являются дополнительной искрой, способной разжечь и без того напряженные отношения средиземноморских соседей. Однако наблюдается и позитивная тенденция, способствующая выстраиванию партнерских взаимоотношений. Остается надеяться, на применение мудрой в отношении друг друга региональной политики, как Греции, так и Турции.

 

Источники:

  1. “Erdoğan’ın «komşu» ziyareti ikili ticaret için umut”, Milliyet, 06.12.17
  2. “Erdoğan: Hiçbir komşu ülkenin toprak bütünlüğünde gözümüz yok”, Olay, 07.12.17
  3. “Türkiye’den Yunanistan’a darbeci askere sığınma hakkı verilmesine tepki”, f5haber, 30.12.17
  4. “Yunan Mahkemesinden Darbecinin Gözaltı Haline İlişkin Karar”, Sondakika, 16.01.18
  5. “Çipras: Türkiye agresif bir komşu”. cumhuriyet.com.tr, 24.01.18
  6. “Dışişleri Bakanlığı: Çipras’ın sözleri kabul edilir değildir” , cumhuriyet.com.tr, 25.01.18
  7. “Yunanistan Başbakanı Çipras’ın Türkiye korkusu”, Sabah, 20.10.2017
  8. “Defence Expenditures of NATO Countries (2009-2016)”, www.nato.int, 04.07.2016
  9. “Kardak’ta yeni kriz…Çelenk bırakmak isteyen Yunan Bakan bölgeden uzaklaştırıldı” , aa.com.tr, 28.01.18
  10. “В Греции приняли закон, ограничивающий использование шариата”. Геннадий Мельник.10.01.18
  11. “Анкара осудила заявление главы МИД Греции”, Агентство Анадолу,12.07.17
52.27MB | MySQL:103 | 0,611sec